3. Реализация "Основ..." направлена на обеспечение стратегических приоритетов Иркутской области, к которым относятся:
- повышение социального благополучия и уровня жизни населения области;
- достижение устойчивого экономического развития.
4. "Основы..." формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов Иркутской области.
II. Цель и задачи государственной политики области
в сфере развития науки и технологий
1. Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического прогресса и относится к числу высших приоритетов Иркутской области.
2. Базой развития науки и технологий в области являются:
- академические научные центры, а также развитая система высшего образования, имеющие признанные научные школы и достижения мирового и Российского уровня;
- совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научно-техническую и инновационную деятельность;
- результаты важнейших прикладных исследований и разработок, уникальные производственные и иные технологии;
- высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая база;
- богатые природные и сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, промышленный потенциал.
3. Целью политики Иркутской области в сфере науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики и социальной сферы на основе определения приоритетов.
4. Для достижения цели политики Иркутской области в сфере науки и технологий должны быть решены следующие задачи:
- создание правовых, организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций товаропроизводителями и предпринимателями области, обеспечения опережающего развития важнейших исследований и разработок;
- совершенствование нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности;
- адаптация научно-технического комплекса области к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, техники и технологий;
- рациональное сочетание государственного (на федеральном и региональном уровнях) регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научно-технической и инновационной деятельности;
- поддержка совместно с федеральным уровнем научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом мировых тенденций;
- укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;
- активизация деятельности по передаче знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования.
III. Важнейшие направления государственной политики
Иркутской области в сфере развития науки и технологий
Важнейшими направлениями государственной политики Иркутской области в сфере развития науки и технологий являются:
1. Поддержка развития приоритетных для области прикладных исследований и разработок.
2. Совершенствование регионального государственного регулирования в сфере развития науки и технологий.
3. Формирование региональной инновационной среды.
4. Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности.
5. Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса.
6. Интеграция интересов науки, образования и бизнеса.
7. Развитие международного научно-технического сотрудничества.
Поддержка развития важнейших прикладных исследований и разработок
Важнейшие прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, они должны быть нацелены на конечный результат, способный стать инновационным продуктом.
Совершенствование регионального государственного регулирования
в сфере развития науки и технологий
1. Региональная государственная политика в сфере развития науки и технологий исходит из необходимости формирования и реализации:
- важнейших инновационных проектов общерегионального значения, на исполнение которых концентрируются ресурсы и которые обеспечиваются поддержкой из областного бюджета;
- приоритетных направлений прикладных научных исследований в Иркутской области.
2. Региональный государственный заказ на научно-техническую продукцию формируется с целью обеспечения пополнения доходной части бюджета области, комплексного сочетания организации исследований и разработок на региональном уровне с эффективностью управления областной собственностью.
Основу заказа области на научно-техническую продукцию составляют важнейшие инновационные проекты, целевые программы, научные исследования и экспериментальные разработки регионального значения.
Формирование региональной инновационной среды
1. Формирование региональной инновационной среды является важнейшей задачей, неотъемлемой частью социально-экономической политики области.
Региональная инновационная среда должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации приоритетов социально-экономического развития области.
2. Формирование региональной инновационной среды предусматривает:
- создание благоприятных экономических и правовых условий для активизации инновационной деятельности;
- развитие инновационной инфраструктуры;
- совершенствование механизмов взаимодействия федерального и регионального уровней государственной власти в содействии коммерциализации результатов научных исследований и разработок.
3. Формирование региональной инновационной среды требует решения следующих основных задач:
- совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая научные организации, вузы и промышленные предприятия всех форм собственности, в целях продвижения новых технологий в производство;
- стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
- поддержка создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки, зоны высоких технологий и т.д.), организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности;
- развитие в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
Повышение эффективности использования результатов
научной и научно-технической деятельности
Основными задачами повышения эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности являются:
1. Создание системы учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок, полученных организациями области различных организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечение доступа к этой информации.
2. Государственное и региональное стимулирование создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности.
3. Нормативно-правовое закрепление за областью прав на объекты интеллектуальной собственности, созданных за счет средств областного бюджета.
4. Формирование рынка интеллектуальной собственности.
Сохранение и развитие кадрового потенциала
научно-технического комплекса области
Основными задачами сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса являются:
1. Создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий.
2. Формирование системы непрерывной подготовки кадров, в т.ч. высшей квалификации, в сфере инновационного предпринимательства.
Интеграция интересов науки, образования и бизнеса
Основными задачами в области интеграции науки и образования являются:
1. Создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров.
2. Внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий в научную, научно-техническую деятельности и учебный процесс.
3. Совместное использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы академического, вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и учебном процессах.
4. Повышение результативности взаимодействия научно-исследовательских организаций, вузов, товаропроизводителей, предпринимателей и финансовых структур в сфере создания и применения наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции.
5. Поиск и привлечение средств из внебюджетных источников для финансирования приоритетных прикладных исследований, разработки и реализации высокоэффективных инновационных проектов.
Развитие международного научно-технического сотрудничества
В целях создания благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного и равноправного сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной сферах потребуется:
1. Государственная поддержка на региональном уровне международного сотрудничества в целях реализации важнейших инновационных проектов регионального значения, приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
2. Развитие нормативно-правовой базы, стимулирующей приток иностранных инвестиций в научную, научно-техническую и инновационную сферу региона.
3. Поддержка создания международных научных лабораторий, центров, в том числе содействие активному продвижению на мировой рынок региональной научной и научно-технической продукции.
4. Расширение практики подготовки зарубежных специалистов в вузах и научно-исследовательских организациях области, развитие экспорта образовательных услуг.
IV. Основные меры регионального государственного стимулирования
научно-технической и инновационной деятельности
1. Формирование регионального государственного заказа на выполнение НИР и ОКР и финансирование его выполнения из областного бюджета.
2. Прямая государственная поддержка важнейших инновационных проектов общеобластного значения.
3. Целевое выделение средств для научного сопровождения реализации важнейших инвестиционных проектов общеобластного значения.
4. Содействие поиску внебюджетных источников для финансирования НИР, ОКР и инновационных проектов, создание фонда регионального научно-технического развития.
5. Поддержка развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства.
6. Стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов.
7. Поддержка организации подготовки специалистов по инновационному менеджменту и маркетингу в вузах области.
8. Участие совместно с федеральными органами государственной власти в создании условий для закрепления молодежи в сфере науки и технологий, работающих в государственных научных организациях и государственных вузах, в том числе долевое участие в строительстве жилья для молодых ученых.
9. Установление персональных надбавок ученым за высокие достижения по выполнению прикладных разработок общерегионального масштаба.
10. Присуждение премий губернатора области по науке и технике.
11. Участие в создании технопарков, инновационно-технологических центров и других объектов инновационной деятельности.
12. Установление льгот по налогам и сборам участникам инновационной деятельности (разработчикам и пользователям наукоемких технологий и продукции).
13. Льготное кредитование участников инновационной деятельности (разработчиков и пользователей наукоемких технологий и продукции) за счет средств областного бюджета.
В области эффективного использования результатов
научной и научно-технической деятельности
и создания условий для их коммерциализации
1. Уточнение и создание нормативно-правовой базы в сфере развития научно-технической и инновационной деятельности.
2. Обеспечение эффективной реализации прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности.
3. Определение порядка переуступки прав Иркутской области на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, полученные за счет средств областного бюджета.
V. Основные механизмы и этапы реализации
1. Важнейшими механизмами реализации настоящих "Основ..." являются:
- Разработка и реализация основополагающих финансово-экономических и программных документов:
- программы социально-экономического развития области;
- программ развития отраслей и предприятий;
- крупных инвестиционных проектов;
- областного бюджета;
- региональных целевых программ.
- Формирование и реализация государственного регионального заказа на научно-техническую продукцию, важнейшие инновационные проекты общерегионального значения.
Утверждение:
- приоритетных направлений научных исследований в Иркутской области.
2. "Основы..." реализуются поэтапно.
На первом этапе (2002-2005 годы) необходимо:
- Уточнить и создать нормативно-правовую базу в сфере научно-технической и инновационной деятельности.
- Создать механизмы разработки и реализации программ в научно-технической и инновационной сферах.
- Обеспечить внедрение системы регионального государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию.
- Создать систему мониторинга использования полученных результатов.
- Реализовать механизмы многоканального финансирования программ научных исследований и экспериментальных разработок, важнейших инновационных проектов регионального значения с использованием областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников;
- Разработать совместно с федеральным уровнем меры стимулирования и экономической заинтересованности в использовании результатов научно-технических разработок в целях повышения конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и услуг.
На втором этапе (до 2010 года) необходимо:
- Завершить формирование региональной инновационной системы, способной эффективно функционировать в условиях рыночной экономики;
- Обеспечить преимущественное развитие экономики и социальной сферы области за счет широкого использования новых наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции.
И.о. заместителя главы
администрации области |
В.Р.Ченских |
План мероприятий по реализации "Основ политики Иркутской области
в сфере развития науки и технологий до 2010 года" в 2002-2005 годах
(одобрен Постановлением Губернатора Иркутской области
от 25 марта 2003 г. N 134-П)
NN п/п |
Содержание мероприятия | Этапы реализации | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Обсуждение с научной, образовательной общественностью, промышленниками, предпринимателями и утверждение "Основ политики Иркутской области в сфере развития науки и технологий до 2010 г." и Плана мероприятий по их реализации в 2003-2005 гг. |
1. Сбор и обработка предложений НИИ, вузов и предприятий 2. Рассмотрение на заседании Координационного научного совета 3. Утверждение постановлением губернатора области |
IV кв. 2002 г. (выполнено) IV кв. 2002 г. IV кв. 2002 г. - I кв. 2003 г. |
Департамент науки и высшей школы Координационный научный совет Научно-производстве- нная секция НИТиП области |
2. | Формирование регионального государственного заказа и проведение конкурсов на выполнение приоритетных для области НИР и ОКР в рамках реализации Программы социально-экономического развития области до 2005 г. |
1. Разработка и утверждение Положения о конкурсах по региональному государственному заказу 2. Проведение конкурсов |
III кв. 2002 г. (выполнено) с 2002 года ежегодно |
Департамент науки и высшей школы Департамент науки и высшей школы Конкурсная комиссия |
3. | Разработка и утверждение приоритетных направлений научных исследований в Иркутской области до 2005 года |
1. Подготовка и согласование приоритетных направлений 2. Утверждение (в рамках Программы социально-экономи- ческого развития области) |
IV кв. 2002 г. IV кв. 2002 г. (выполнено) |
Департамент науки и высшей школы Координационный научный совет |
4. | Разработка и реализация научно-технических программ по приоритетным направлениям научных исследований |
1. Определение перечня региональных научно-технических программ 2. Разработка и реализация научно-технических программ 3. Анализ результатов выполнения научно-технических программ |
I - II кв. 2003 г. I кв. 2003 г. - IV кв. 2005 г. По мере выполнения программ |
Департамент науки и высшей школы Координационный научный совет НИИ и вузы области Департамент науки и высшей школы |
5. | Формирование региональной инновационной инфраструктуры |
1. Создание регионального центра развития инновационной деятельности 2. Содействие созданию инновационных структур (технопарков, инновационно-тех- нологических центров) в научных центрах, НИИ и вузах области 3. Поддержка развития малых форм предпринимательства в научно-технической и инновационной сфере 4. Содействие созданию венчурных фондов и систем страхования инновационных рисков |
I - IV кв. 2003 г. Постоянно 2003-2005 гг. с 2003 г. |
Департамент науки и высшей школы Президиум ИНЦ СО РАН Президиум ВСНЦ СОРАМН Совет ректоров вузов области Департамент науки и высшей школы Департамент науки и высшей школы Департамент предпринимательства малого и среднего бизнеса Департамент науки и высшей школы Департамент предпринимательства малого и среднего бизнеса |
6. | Разработка и реализация важнейших для области инновационных проектов |
1. Подготовка и согласование перечня инновационных проектов 2. Разработка и утверждение инновационных проектов 3. Реализация инновационных проектов |
II кв. 2003 г. со II кв. 2003 г. 2003-2005 гг. |
Департамент науки и высшей школы Департамент инвестиционной политики Координационный научный совет Научно-производстве- нная секция НПТиП |
7. | Разработка мер региональной государственной поддержки развития научно-технической и инновационной деятельности в области |
1. Увеличение доли и объемов финансирования из областного бюджета: - приоритетных НИР и ОКР по государственному региональному заказу; - региональных научно-технических программ; - важнейших инновационных проектов 2. Поиск путей привлечения внебюджетных источников, частных инвестиций 3. Создание фондов развития научно-технической и инновационной деятельности 4. Разработка механизмов прямой и косвенной поддержки инновационной деятельности в пределах компетенции области 5. Разработка механизмов льготного кредитования разработчиков, инвесторов и пользователей наукоемкой продукции и технологий |
Ежегодно в рамках бюджетного процесса Постоянно I кв. 2003 г. - IV кв. 2005 г. с III кв. 2003 г. I - IV кв. 2003 г. |
Департамент науки и высшей школы Координационный научный совет Главное финансовое управление Департамент науки и высшей школы Департамент инвестиционной политики Департамент науки и высшей школы Научно-производстве- нная секция НПТиП Департамент инвестиционной политики Главное финансовое управление Законодательное собрание Департамент науки и высшей школы Департамент инвестиционной политики |
8. | Развитие интеграции научно-исследовательских институтов, вузов, товаропроизводителей и предпринимателей области |
1. Содействие организации работы научно-промышленной секции НПТиП: - по совместной реализации инновационных проектов; - по выполнению исследований для товаропроизводителей. 2. Создание механизма системной работы и повышение эффективности взаимодействия НИИ, вузов и товаропроизводителей области |
с III кв. 2002 г. с 2003 г. |
Департамент науки и высшей школы Исполнительная дирекция НПТиП Научно-производстве- нная секция НПТиП Департамент науки и высшей школы Исполнительная дирекция НПТиП |
9. | Организация подготовки и переподготовки специалистов по инновационному менеджменту и маркетингу |
1. Согласование с вузами предложений по организации подготовки специалистов 2. Решение с Минобразования Российской Федерации вопросов по открытию специальностей по инновационному менеджменту в вузах области |
IV кв. 2002 г. II кв. 2003 г. |
Департамент науки и высшей школы Департамент науки и высшей школы |
10. | Подготовка и принятие закона "Об инновационной деятельности в Иркутской области" |
1. Разработка проекта закона 2. Обсуждение и согласование проекта с научными центрами и вузами области |
II - III кв. 2003 г. III кв. 2003 г. |
Департамент науки и высшей школы Департамент науки и высшей школы |
11. | Поддержка развития взаимовыгодного международного сотрудничества |
1. Содействие созданию и функционированию международных исследовательских центров 2. Поддержка продвижения на мировой рынок разработанной в области наукоемкой продукции 3. Содействие обучению зарубежных ученых и специалистов в НИИ и вузах области, развитии, экспорта образовательных услуг вузами области |
Постоянно Постоянно Постоянно |
Департамент науки и высшей школы Департамент науки и высшей школы Департамент науки и высшей школы |
12. | Формирование условий для повышения престижности труда научных работников, привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий |
1. Долевое участие в строительстве жилья для молодых ученых 2. Присуждение премий губернатора по науке и технике 3. Поддержка молодежных научных школ, студенческих предметных олимпиад, конкурсов научно-ис- следовательских работ студентов |
Ежегодно Ежегодно Ежегодно |
Департамент по строительству Департамент науки и высшей школы Департамент науки и высшей школы Департамент науки и высшей школы |
И.о. заместителя главы
администрации области |
В.Р.Ченских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Иркутской области от 25 марта 2003 г. N 134-П "О реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу"
Текст Постановления официально опубликован не был