Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 2 апреля 2003 г. N А19-14972/02-5-Ф02-786/03-С1
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2003 г. N А19-14972/02-5-32-Ф02-3157/03-С1, от 7 мая 2004 г. N А19-14972/02-5-32-3-Ф02-1521/04-С1
Фирма с ограниченной ответственностью "ПИК-89" (фирма) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными заключения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области (налоговая инспекция) от 20.08.2002 N 01-05.2\114 в части отказа в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 427 545 рублей, ее решения от 27.08.2002 N 01-05.1.\556-12712 в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 1 954 883 рубля, пеней за несвоевременную уплату названного налога в сумме 15 277 рублей 90 копеек и об обязании налоговой инспекции принять решение о возмещении обществу из федерального бюджета налога на добавленную стоимость по экспортной продукции за май 2002 года в сумме 427 545 рублей.
Решением от 10 ноября 2002 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 10 ноября 2002 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, представление счетов-фактур, оформленных с нарушением требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, является основанием для отказа обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость.
В связи с тем обстоятельством, что поставщик, осуществивший поставку экспортируемых в дальнейшем фирмой материальных ресурсов и получивший за них оплату вместе в налогом на добавленную стоимость, с момента постановки на учет представляет в налоговые органы сведения об отсутствии финансово - хозяйственной деятельности, отказ фирме в возмещении из бюджета уплаченного налога налоговая инспекция считает правомерным.
Не основанными на законе, как полагает налоговая инспекция, являются выводы суда о том, что нормативные правовые акты не устанавливают необходимости проведения встречных проверок поставщиков налогоплательщиков на предмет уплаты ими в бюджет налога на добавленную стоимость.
Фирма в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление N 71458 от 18.03.2003), однако на заседание своих представителей не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В заседании кассационной инстанции представители фирмы подтвердили возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что решение от 10 ноября 2002 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки представленных фирмой деклараций по налогу на добавленную стоимость за май 2002 года по налоговым ставкам 0 % и 20 % выявлены факты неправомерного отнесения к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в связи с принятием фирмой к учету первичных документов, содержащих недостоверную информацию, и неподтверждением проведенными встречными проверками факта уплаты названного налога поставщиками материальных ресурсов.
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесены заключение от 20.08.2002 N 01-05.2\114 о подтверждении заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 3 529 296 рублей, отказе в возмещении из бюджета названного налога в сумме 611 966 рублей и решение от 27.08.2002 N 01-05.1.\556-12712 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 2 096 916 рублей и пеней за несвоевременную уплату названного налога в сумме 15 277 рублей 90 копеек.
Выводы арбитражного суда об удовлетворении заявленных обществом требований являются недостаточно обоснованными.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на установленные законодательством налоговые вычеты, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению является счет-фактура, составленная и выставленная в соответствии с порядком, установленным пунктами 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требования о соблюдении порядка оформления счетов - фактур относятся не только к наличию всех установленных реквизитов, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся.
В материалах дела достоверные сведения об обществе с ограниченной ответственностью (ООО) "Промстрой" - поставщике товара отсутствуют.
Из ответа Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 22 по Юго - Восточному административному округу города Москвы следует, что ООО "Промстрой" с идентификационным номером 7722145871 на налоговом учете не состоит (том 2, л.д. 108).
Согласно пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета - фактуры, не соответствующие установленным требованиям, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.
Следовательно, указание в счетах-фактурах, выставленных фирме ООО "Промстрой", недостоверных идентификационного номера и адреса поставщика препятствует учету отраженных в счетах-фактурах сумм налога на добавленную стоимость в налоговой декларации в качестве подлежащих вычету (возмещению) из бюджета.
Кроме того, арбитражный суд не исследовал и не дал оценку на предмет относимости их к настоящему делу имеющимся в материалах дела письмам общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Лесторгтрейд" о перечислении денежных средств за поставленную лесопродукцию третьим лицам и платежным поручениям фирмы, в которых отсутствуют указания на конкретные счета-фактуры, выставленные фирме, в счет исполнения которых фирмой производится оплата указанным лицам.
Поскольку указанные обстоятельства имеют существенное значение для решения вопроса о правомерности заявленных требований, однако они не были исследованы судом и оценка им в их взаимной связи не дана, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
постановил:
Решение от 10 ноября 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14972/02-5 отменить и дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению заявителя кассационной жалобы, представление счетов-фактур, оформленных с нарушением требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, является основанием для отказа обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость.
...
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на установленные законодательством налоговые вычеты, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению является счет-фактура, составленная и выставленная в соответствии с порядком, установленным пунктами 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Согласно пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета - фактуры, не соответствующие установленным требованиям, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 апреля 2003 г. N А19-14972/02-5-Ф02-786/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника