Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 25 апреля 2003 г. N А19-19911/02-24-Ф02-1210/03-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Целлюлозно - картонный комбинат" (комбинат) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу города Братска (налоговая инспекция) по проведению зачета излишне уплаченного комбинатом налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в уплату пеней в сумме 5 577 819 рублей 84 копейки по названному налогу и обязании налоговой инспекции возвратить комбинату излишне взысканную сумму пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Решением от 27 декабря 2002 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 27 декабря 2002 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, возврат налогоплательщику излишне уплаченного налога может быть произведен лишь после его зачета в счет имеющейся недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пени, начисленных по тому же бюджету.
Комбинат в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представители комбината подтвердили возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление N 89575 от 17.04.2003), однако на заседание своих представителей не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, согласно данным лицевого счета по состоянию на 1.02.2002 комбинат имел переплату по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 5 631 042 рубля 28 копеек и задолженность по пеням по названному налогу в сумме 5 577 819 рублей 84 копейки.
Налоговой инспекцией 12.02.2002 произведен зачет излишне уплаченного комбинатом налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в уплату пеней в сумме 5 577 819 рублей 84 копейки по названному налогу, о чем комбинат уведомлен письмом налоговой инспекции от 18.03.2002 N 13-139/2607.
Вывод арбитражного суда о признании незаконными названных действий является ошибочным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Из сопоставления названной нормы с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней по тому же налогу и без заявления налогоплательщика.
Поэтому решение в части признания незаконными действий налоговой инспекции по проведению зачета излишне уплаченных комбинатом сумм налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в уплату пеней по названному налогу в сумме 5 577 819 рублей 84 копейки подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении названного требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог.
Следовательно, по названной категории дел установлен досудебный порядок урегулирования спора.
Однако комбинат, заявивший в порядке уточнения иска требование об обязании налоговой инспекции возвратить излишне взысканную сумму пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 5 557 919 рублей 84 копейки, не представил доказательства соблюдения им досудебного порядка рассмотрения названного спора.
Поэтому обжалуемое решение в названной части подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без рассмотрения.
Кроме того, суд при удовлетворении вышеназванного требования не применил пункт 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий, что в случае наличия у налогоплательщика задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения задолженности.
Возражения представителей комбината, изложенные в заседании кассационной инстанции, о том, что суд обязал налоговую инспекцию возвратить излишне взысканную сумму в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не основаны на законе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный законом срок.
Поскольку по настоящему делу суд признал незаконными действия налоговой инспекции по проведению зачета, он был вправе обязать налоговый орган аннулировать зачет, но не обязывать его возвратить налогоплательщику определенную сумму из бюджета.
Более того, как следует из заявления об уточнении исковых требований, комбинат заявил исковое требование об обязании налоговой инспекции возвратить ему сумму 5 557 819 рублей 84 копейки (л.д. 23), которое и было рассмотрено судом.
Государственная пошлина в сумме 1000 рублей за рассмотрение требования и в сумме 500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы подлежит отнесению на комбинат.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 148, статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
постановил:
Решение от 27 декабря 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-19911/02-24 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении требования о признании незаконными действий должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу города Братска по проведению зачета излишне уплаченных открытым акционерным обществом "Целлюлозно - картонный комбинат" сумм налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в уплату пеней в сумме 5 577 819 рублей 84 копейки по названному налогу отказать.
Исковое требование об обязании налоговой инспекции возвратить налогоплательщику излишне взысканную сумму пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 5 557 819 рублей 84 копейки оставить без рассмотрения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Целлюлозно - картонный комбинат" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист во исполнение настоящего постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог.
Следовательно, по названной категории дел установлен досудебный порядок урегулирования спора.
Однако комбинат, заявивший в порядке уточнения иска требование об обязании налоговой инспекции возвратить излишне взысканную сумму пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 5 557 919 рублей 84 копейки, не представил доказательства соблюдения им досудебного порядка рассмотрения названного спора.
Поэтому обжалуемое решение в названной части подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без рассмотрения.
Кроме того, суд при удовлетворении вышеназванного требования не применил пункт 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий, что в случае наличия у налогоплательщика задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения задолженности."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2003 г. N А19-19911/02-24-Ф02-1210/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании