И.о. главы администрации |
А.И.Соболь |
Концепция развития туризма в Иркутской области
на период до 2010 года
(одобрена Постановлением главы администрации Иркутской области
от 29 апреля 2003 г. N 61-ПГ)
Введение
1. Цели и задачи разработки Концепции развития туризма в Иркутской
области на период до 2010 года
2. Перспективы и задачи развития туризма в Иркутской области
2.1. Этапы развития Иркутской области как туристского региона
2.2. Туризм как сфера развития малого бизнеса и обеспечения
занятости населения
3. Основные направления и механизмы реализации задач Концепции
3.1. Современная маркетинговая стратегия продвижения
туристского продукта на внутреннем и международном рынках
3.2. Обеспечение условий для развития доходного туризма
органами местного самоуправления
3.3. Формирование условий для развития туризма в рамках
особоохраняемых территорий
3.4. Кадровое обеспечение развития туризма
3.5. Учет экологических рисков и опасных неблагоприятных
природных процессов и явлений
3.6. Финансовое обеспечение развития туризма
3.7. Система управления сферой туризма
3.8. Формирование нормативно-правовой базы развития туризма
в пределах компетенции органов областной власти
3.9. Научная поддержка развития туризма
4. Мероприятия Концепции
Введение
Концепция развития туризма в Иркутской области на период до 2010 г. направлена на обеспечение в регионе экономической и институциональной среды для формирования современной сферы туризма, что находится в русле Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.
В законе "Об основах туристской деятельности в РФ" под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Данный подход соответствует подходу Статистической Комиссии ООН, которая предложила следующее определение туризма: "туризм - это путешествия и пребывание в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев с целью получения удовольствия и отдыха в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью".
Основанием для разработки Концепции является:
1. требование соотнесения региональной политики в области туризма с государственной политикой в данной сфере;
2. необходимость изыскания внутренних ресурсов для улучшения социально-экономической и культурной среды отдельных территорий и области в целом;
3. потребность в увеличении поступлений финансовых средств в областной и муниципальные бюджеты.
Туристская деятельность является привлекательной по ряду причин:
- наблюдается растущий спрос на туристские услуги;
- туризм - расширяющийся источник поступлений от прибыли в госбюджет и местные бюджеты.
- обслуживание туристов является источником дохода для местного населения;
- туризм способствует притоку в страну денежных сумм в иностранной валюте;
- туризм позволяет широко использовать природные и культурные достопримечательности территорий;
- туризм стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов потребления и предоставлением услуг;
- туризм оказывает стимулирующее влияние на формирование эффективной транспортной инфраструктуры и развитие служб и средств традиционной и современной связи;
- сравнительно небольшие стартовые капиталы для организации турбизнеса;
- в сфере туризма динамика роста объемов разнообразных предоставляемых услуг приводит к увеличению числа новых рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях народного хозяйства;
- туризм является экологически безопасной сферой деятельности людей;
- туризм способствует совершенствованию системы социального и культурного обслуживания населения, повышению качества жизни, развитию социально-культурной среды в целом.
Помимо этого, туризм позволяет совместить отдых с познанием жизни, быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего и других народов; способствует развитию мирных, дружественных отношений между отдельными территориями.
Настоящая концепция направлена на содействие формированию в Иркутской области современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах путем разработки соответствующей правовой, организационной, экономической и социокультурной основы. Концепция носит инновационный характер и призвана обозначить направления для превращения туризма в особо значимую, доходную отрасль экономического и социального развития Иркутской области.
Реализация концепции предполагает разработку на ее основе комплексной целевой программы, включающей детальную проработку экономических, технологических и управленческих аспектов деятельности, обеспечиваемой сочетанием бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних.
Концепция подготовлена с участием органов местного самоуправления, научных и туристских организаций области.
1. Цели и задачи разработки Концепции развития туризма
в Иркутской области на период до 2010 г.
Стратегической целью Концепции является разработка положений, направленных на создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего превращение сферы туризма в доходную отрасль экономики Иркутской области, что позволит сформировать широкие возможности для удовлетворения потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. выявить факторы, способствующие и сдерживающие развитие сферы туризма;
2. определить наиболее целесообразные формы развития сферы туризма при сохранении других форм;
3. сформировать современную маркетинговую стратегию продвижения туристского продукта на внутреннем и международных рынках;
4. предложить систему механизмов формирования и развития доходного туризма, в том числе:
а. способы привлечения и источники инвестиций;
b. современные направления подготовки кадров туристской сферы;
с. защиты и воспроизводства туристских ресурсов.
2. Перспективы и задачи развития туризма в Иркутской области
В перспективе до 2010 года существенное повышение уровня доходности сферы туризма преимущественно определяется расширением потока въездного, международного туризма, который рассматривается как приоритетный, что определяется высоким платежеспособным спросом иностранных туристов на разнообразные туруслуги.
В перспективе целесообразно не разделять по значимости для Иркутской области въездной и внутренний туризм. Однако в ближайшие годы такое разделение придется учитывать в силу следующих обстоятельств: сравнительно низкого платежеспособного спроса местного населения на туристские услуги (особенно по сравнению с зарубежными туристами), что не позволяет обеспечивать высокую доходность сферы туризма; недостатка финансовых ресурсов территорий для качественного улучшения всех инфраструктурных объектов сферы туризма.
2.1. Этапы развития Иркутской области как туристского региона
Современное состояние инфраструктуры, степень готовности населения к обслуживанию разнообразных туристских потоков, нерешенность вопросов с отводом земель, непрозрачность туристского бизнеса в целом, несформированный имидж Байкальского региона как территории гостеприимства, состояние подготовки кадров для сферы туризма - это не позволяет ввести в действие одномоментно все территории, обладающие туристскими ресурсами, и одновременно развивать все формы туризма. Поэтому выделяются этапы развития Иркутской области как туристского региона, в рамках которых определяются объекты и цели управляющего воздействия на них со стороны органов власти, общественных организаций и бизнес структур (таблица 2.1.).
Таблица 2.1.
Этапы развития Иркутской области как туристского региона
Объекты и цели управляющего воздействия |
Этапы | |||||
Первый этап 2003-2005 | Второй этап 2006-2007 | Третий этап 2008-2009 | ||||
1. Туристс- кий район |
Иркутск-Лист- вянка |
Ольхонский р-н |
Слюдянский р-н |
Б. и М. Голо- устное Ольхонский р-н |
БАМ (в связке с прилегающими р-нами) |
Качугский р-н Казачинско-Лен- ский р-н Киренский р-н |
2. Цели | 1. Формирование условий по сглаживанию сезонности 2. Эффективное использование имеющихся объектов инфраструктуры 3. Создание инфраструктурных и организационных основ для существенного расширения потока иностранных туристов на последующих этапах |
Увеличение срока пребывания туристов в Иркутской области |
Вовлечение в туристский оборот территорий в настоящий момент не относящихся к туристско- ориентированным районам |
|||
3. Приори- тетные формы туризма |
Рекреационный всесезонный | Культурно-познавательный | Культурно-познавательный Приключенческий всесезонный Рекреационный летний |
|||
Приключенчес- кий зимний Культурно-поз- навательный |
Приключенчес- кий всесезонный |
Рекреационный всесезонный |
||||
4. Целевые потребители туристских услуг |
РФ | Европа Китай, Япония РФ |
АТР США РФ |
Некоторые особенности в качестве исходного объекта управляющего воздействия выделяются туристские районы, которые обладают наиболее благоприятными условиями для расширения туристских потоков. Развитие выделенных районов осуществляется с целью получения возрастающих доходов от сферы туризма. На базе этого выделяются приоритетные формы туризма и целевые потребители.
Возможности региона как производителя туристских услуг характеризуется тем, насколько он хорошо может приспособить свои туристские ресурсы и услуги под потребности потребителей. Поэтому перед регионом в краткосрочной и среднесрочной перспективе стоит задача формирования инфраструктурных и институциональных условий для создания современных туристских продуктов, удовлетворяющих потребности иностранных туристов. Таким образом, целевыми потребителями туристских услуг в ближайшие годы рассматриваются российские, а за пределами 2005 года зарубежные туристы. Задачей туристских бизнес структур и местных органов власти на всех этапах выступает поддержание приоритетных форм туризма в условиях усиливающейся межрегиональной конкуренции на туристском рынке.
Первый этап 2003-2005 гг.
На первом этапе в качестве приоритетных районов выделены территория Иркутск-Листвянка (наиболее популярный туристский маршрут среди гостей и жителей Иркутской области на пути их следования к Байкалу) и Ольхонский район. Приоритетными формами туризма в районе Иркутск-Листвянка рассматриваются культурно-познавательный всесезонный, приключенческий зимний и рекреационный всесезонный. Это связано, во-первых, с установкой на формирование условий для сглаживания сезонности, во-вторых, - на эффективное использование введенных в действие туристско-рекреационных ресурсов для сохранения сложившихся туристских потоков, в-третьих, - на создание инфраструктурных и организационных основ для существенного расширения потока иностранных туристов на последующих этапах.
Развитие рекреационного, в т.ч. лечебного и оздоровительного туризма в рамках территории, примыкающей к Байкальскому тракту, обусловлено наличием разведанных бальнеологических ресурсов и определенной инфраструктуры. Причем, для преодоления сезонности ориентация здесь должна быть сделана на развитие оздоровительного туризма.
На территории Ольхонского района в качестве приоритетной формы туризма выделяется рекреационный всесезонный туризм, что обусловлено туристским потенциалом данного района.
В качестве целевых потребителей туристских услуг рассматриваются туристские потоки из Центральных регионов РФ (прежде всего, Москва и Санкт-Петербург), которые отличаются заметной долей туристов с относительно высоким платежеспособным спросом на качественные услуги. Далее - туристские потоки из близлежащих сибирских регионов, которых привлекает относительная доступность районов для летнего отдыха на Байкале, а также возможность получения лечебно-оздоровительных услуг.
Цели управляющего воздействия:
1. Формирование условий для сглаживания сезонности.
Усилия отдельных бизнес структур по сглаживанию сезонности являются локальными и ограниченными по своим результатам. Целесообразнее планирование, организацию и проведение событийных мероприятий осуществлять в региональном масштабе с привлечением администрации Иркутской области и органов местного самоуправления. Особое место занимает разработка планов мероприятий по развитию социального туризма (спортивного, детского, школьного, юношеского и т.д.) с целью сглаживания сезонности.
2. Эффективное использование имеющихся объектов инфраструктуры.
В 2003-2005 гг. реализуются положение о расширении круглосуточного функционирования ряда объектов развлечений и отдыха в летний период на территории Иркутск-Листвянка, подготавливается материально-техническая база для такого режима функционирования в рамках всех сезонов.
3. Создание инфраструктурных и организационных основ для существенного расширения потока иностранных туристов на следующих направлениях:
- развитие транспортной и производственной инфраструктуры;
- улучшение инвестиционного климата;
- отведение земель в установленном законодательстве# порядке под туристско-рекреационные цели;
- о безопасном пребывании туристов в выделенных туристских районах;
- формирование кадровой политики;
- продвижение п.Листвянка и Ольхонского р-на как привлекательных для отдыха и туризма;
- разработка брэнда Иркутской области как туристского региона (системы графической и концептуальной идентификации Иркутской области как турнаправления);
- содействие улучшению обслуживания иностранных туристов.
Поскольку в ближайшие три года заметного качественного улучшения всех объектов инфраструктуры туризма, связанных с выделенными приоритетными формами туризма, не произойдет, то целевой установкой для сохранения объемов туристских потоков, особенно иностранных, выступает гостеприимство. Особый интерес для преодоления сезонности и расширения объемов турпотоков представляет, прежде всего, зимний спортивный туризм, являющийся перспективной формой с точки зрения мировых тенденций в сфере туризма. В Иркутской области накоплен определенный опыт проведения различных соревнований ("Зимниада", "Байкальская лыжня", "Весенняя капель", горная и массовая туриады, соревнования на горных велосипедах и т.д.).
Расширение объемов турпотоков связано с сотрудничеством Иркутской области с близлежащими территориями (государствами), прежде всего Бурятией и Монголией. В настоящее время Монголия является молодым и довольно привлекательным регионом на мировой карте туристских направлений. Близкое расположение двух регионов создает благоприятные условия для организации существенных транзитных потоков граждан третьих стран из Монголии в Иркутскую область в прямом и обратном направлении. В перспективе расширение деловых связей в сфере туризма между Иркутской области# и Монголией приведет к разработке адекватных стандартов обслуживания, формированию условий для разработки совместных туров.
Второй этап 2006-2007 гг.
На втором этапе в качестве приоритетных районов выделены территория Большого и Малого Голоустных, Слюдянский и Ольхонский районы.
Слюдянский район отличается привлекательностью природных условий, удобным географическим положением, транспортной доступностью, наличием средств размещения, которые, однако, не соответствуют современным международным стандартам по условиям проживания, комфорту и обслуживанию. Предполагается, что инфраструктурные вопросы начнут решаться на первом этапе. Особое внимание уделяется использованию КБЖД как объекта интенсивного туристского использования. Принимая во внимание процесс реформирования МПС России, предполагается, что создаваемому ОАО "РЖД" к 2006 г. будет выгодно развивать туристский бизнес как непрофильный с использованием инженерной уникальности КБЖД. Приоритетными формами туризма рассматриваются культурно-познавательный и всесезонный приключенческий, что обусловлено туристским потенциалом данного района.
Поселки Большое и Малое Голоустное Иркутского района имеют выгодное транспортно-географическое положение, позволяющее формировать радиальные или круговые туристские маршруты. Данные поселки рассматриваются как направление, снижающее турнагрузку на территории Иркутск-Листвянка, промежуточное звено для организации водного, конного, снегоходного или пешего сообщения между Листвянкой и Большим Голоустным. В рамках третьего этапа Большое Голоустное может явиться стратегическим элементом расширения туристского контура до трех других рекреационно-привлекательных районов (бухты Песчаной, Малого моря и о.Ольхон) вследствие гораздо лучших условий доступности водным транспортом по сравнению с Иркутском и Листвянкой. Культурно-познавательный туризм остается в качестве приоритетной формы туризма и дополняется всесезонным приключенческим (Слюдянский район) и всесезонным рекреационный (преимущественно в Ольхонском районе). Продолжается интенсивное развитие Ольхонского района, но с усиливающейся ориентацией на зарубежных туристов.
При формировании благоприятных обстоятельств и учета совместных интересов различных территорий возможна проработка вопросов по использованию потенциала Усть-Ордынского автономного округа в качестве одной из баз для развития этнической формы туризма.
В качестве целевых потребителей туристских услуг рассматриваются туристские потоки из Европы, Китая, Японии, являющиеся приоритетными, а также туристские потоки из различных районов РФ. Учитывая современный платежеспособный спрос иностранных туристов и представительность их на российском рынке, развитость сферы услуг к 2005 году, предполагается, что к этому периоду сформируются условия для приема иностранных туристов.
Целью управляющего воздействия является увеличение сроков пребывания туристов, особенно зарубежных, в Иркутской области. На втором этапе в выделенных туристских районах предполагается решение следующих вопросов:
- содействие вопросам коммуникационного обустройства по заданным стандартам выделенных туристских районов (дорожное строительство, связь, использование традиционного и альтернативного энергоснабжения);
- активизация работы совместно с муниципальными образованиями по разработке и утверждению Генеральных планов Большого и Малого Голоустного с целевой ориентацией на создание своеобразного турпродукта;
- отведение земель в установленном законодательстве порядке под туристско-рекреационные цели;
- разработка событийного календаря для привлечения большего количества туристов (празднование масленицы, Зимниада, фестиваль "Звезды над Байкалом" и др.).
Третий этап 2008-2009 гг.
На третьем этапе в качестве приоритетных районов выделена территория БАМ в связке с прилегающими районами, а также Качугский и Казачинско-Ленский районы.
На территории участка БАМа находятся базы санаторно-курортного лечения, гостиничные комплексы, живописные виды. Наличие инфраструктуры открывает благоприятные возможности для создания радиальных маршрутов по участку БАМа в Казачинско-Ленском, Усть-Кутском районах и Северобайкальске. Северобайкальский тоннель представляет собой уникальное инженерное сооружение.
Качугский, Киренский и Казачинско-Ленский район выбираются в качестве целевых туристских районов из-за необходимости вовлечения в туристский оборот большего числа специфических территорий. В частности, Качугский р-н отличается разнообразным животным миром, наличием речных ресурсов, интересными Тунгусскими озерами. На территории Качугского р-на находятся древние захоронения, памятники археологии и этнографии и архитектурные сооружения. Киренский р-н располагает уникальными природными, бальнеологическими ресурсами, культурно-историческим наследием. В г.Киренске функционирует аэропорт. Перспективные для развития виды туризма - круизный, охотничий, рыболовный, приключенческий и экстремальный.
В качестве целевых потребителей туристских услуг рассматриваются туристские потоки из США и АТР, являющиеся приоритетными, а также туристские потоки из различных регионов РФ.
На третьем этапе в выделенных туристских районах предполагается решение следующих задач:
- выработка совместной политики разработки и продвижения туристского продукта БАМ по крайней мере трех субъектов РФ: Иркутской области, Республики Бурятия и Читинской области;
- отведение земель в установленном законодательстве# порядке под туристско-рекреационные цели;
- совместная разработка с администрацией Республики Саха по использованию Ангаро-Ленского бассейна в туристских целях;
- подготовка предложений о проведении лесовосстановительных работ в районе участка БАМ.
Без приложения усилий по продвижению сформированных туристских продуктов, происходит развитие процессов в сложившемся стагнирующем режиме, что обеспечивает, в лучшем случае, сохранение достигнутой доли туризма в валовом региональном продукте. Расширение потоков туристов и соответствующее увеличение доходности выделенных форм туризма предполагает разработку и реализацию современной маркетинговой стратегии продвижения турпродукта.
2.2. Туризм как сфера развития малого бизнеса
и обеспечения занятости населения
Туризм является важной сферой обеспечения занятости населения, особенно на слаборазвитых в промышленном отношении территориях. Особую роль выполняет сфера малого предпринимательства, поскольку она наиболее легко адаптируется к быстро изменяющимся условиям внешней среды, стимулирует развитие организационного потенциала населения территории, закладывает базу для решения социальных вопросов, снижает уровень затратности экономики.
Развитие сферы туризма в рамках малого предпринимательства обеспечивается следующим:
- совершенствованием законодательства в области малого предпринимательства;
- развитием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- совершенствованием системы инвестиционной, финансово-кредитной, имущественной поддержки малого предпринимательства;
- созданием системы социальной защиты малого предпринимательства.
3. Основные направления и механизмы реализации задач Концепции
Необходимыми и достаточными для реализации задач Концепции являются следующие направления:
- современная маркетинговая стратегия продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;
- обеспечение условий для развития доходного туризма органами местного самоуправления;
- формирование условий для развития туризма в рамках особоохраняемых территорий;
- кадровое обеспечение развития туризма;
- учет экологических рисков;
- финансовое обеспечение развития туризма;
- система управления сферой туризма;
- формирование нормативно-правовой базы развития туризма в пределах компетенции органов государственной власти области.
Каждое из выделенных направлений связано с определенным механизмом реализации соответствующих задач.
3.1. Современная маркетинговая стратегия продвижения
туристского продукта на внутреннем и международном рынках
Маркетинговая стратегия региона предполагает учет интересов различных субъектов рынка туристских услуг, а также выбор стимулирующих воздействий на бизнес структуры и потребителей с целью повышения доходности сферы туризма.
Направления маркетинговой стратегии фирм сегодня состоят из следующих элементов:
- выбор ценовой политики;
- формирование продуктовой политики;
- отбор направлений сбытовой политики;
- продвижение продукта на основе воздействия на туристский спрос и стимулирования сбыта турпродукта.
Разработка и реализация направлений маркетинговых стратегий бизнес структур в аспекте выделенных элементов предполагает применение соответствующих воздействий со стороны органов власти различного уровня (таблица 3.1.).
Таблица 3.1.
Разграничения полномочий субъектов рынка туристских услуг
в реализации направлений маркетинговой стратегии
Направления маркетинго- вой стратегии |
Полномочия субъектов рынка | |
Бизнес структуры | Региональные органы власти | |
Разработка и реализация маркетинговой стратегии |
Характеристика применяемых воздействий | |
Выбор ценовой политики |
Выбор ценовой политики с ориентацией на получение высокой прибыли. Реализация ценовой политики в соответствии с законодательством |
Содействие в защите прав потребителей при получении туристских услуг |
Формирование продуктовой политики |
Комплектование туров в рамках различных форм туризма. Разработка новых туристских продуктов. Совершенствование технологий обслуживания туристских объектов и туристов |
Оказание содействия в формировании объектов туристской инфраструктуры, обеспечении условий для формирования климата гостеприимства, в расширении внутрирегиональных транспортных коридоров, расширении транспортных коридоров Иркутской области с близлежащими зарубежными странами, создании международной системы бронирования различных заказов. Своевременное и полное предоставление информации о событийных мероприятиях различного рода и уровня, происходящих на территории региона (разработка событийного календаря) |
Отбор направлений сбытовой политики |
Установление деловых связей с российскими и зарубежными партнерами. Формирование посреднической сети туристских агентов. Создание собственных бюро продаж (торговых точек) |
Оказание содействия по установлению деловых связей |
Продвижение продукта |
Участие в выставках различного уровня. Подготовка и издание каталогов, буклетов, плакатов, карт, путеводителей и иной рекламно-информационной печатной продукции. Создание и своевременное обновление корпоративных интернет порталов. Проведение ознакомительных поездок по туристским маршрутам и туристским объектам для иностранных и российских журналистов, деловых партнеров. Организация презентаций турпродукта и фирм. Распространение информации через средства СМИ |
Организация и участие в проведении российских и международных туристских выставок. Формирование единого регионального стенда. Издание единых рекламно-информационных материалов. Организация ознакомительных и рекламных поездок для иностранных и российских журналистов, деловых партнеров. Содействие в организации презентаций туристской привлекательности Иркутской области. Распространение информации о регионе через средства массовой информации. Проведение совместных с фирмами акций по пропаганде турпродуктов. Содействие организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков. Реклама экологических туров на особо охраняемых природных территориях. Создание общерегионального туристского интернет ресурса |
Реализация маркетинговой стратегии связана с выполнением ряда исходных условий (таблица 3.2.).
Существует острая необходимость в формировании современной статистики# туризма на территории Иркутской области. Для этого областные органы государственной власти во взаимодействии с Иркутским областным комитетом государственной статистик должны инициировать работу по оптимизации системы статической# отчетности, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, а также содействуют сбору и последующему анализу полученной информации. Со стороны бизнес структур требуется своевременное предоставление всей информации в соответствии с принятой системой отчетности.
Восстановление объектов туристского и культурного наследия на территории Иркутской области, сохранение местных традиций является важным условием реализации маркетинговой стратегии. Выполнение данного условия возможно только при совместном участии как бизнес структур, использующих данные объекты, так и органов власти. Сохранение местных традиций предполагает разработку туристских продуктов с использованием культурного колорита местного населения.
Имидж Иркутской области как привлекательного региона для развития туризма является одним из ключевых факторов конкурентоспособности региона как российского, так и международного туристских рынков. Стратегической задачей органов власти и бизнес структур является создание брэнда Иркутской области на международном уровне, ориентированного на предоставление высококачественных эксклюзивных услуг.
Таблица 3.2.
Условия реализации маркетинговой стратегии
Наименование условий |
Обязанности субъектов рынка | |
Бизнес структуры | Региональные органы власти | |
1. Достоверные статистические данные |
Своевременное предоставление адекватной информации в соответствие с разработанной формой статической отчетности |
Во взаимодействии с Иркутским областным комитетом государственной статистик должны инициировать работу по оптимизации системы статической отчетности |
2. Восстановление объектов туристс- кого и культурного наследия, сохранение местных традиций |
Участие в восстановлении объектов. Разработка туристских продуктов с учетом сохранения местных традиций |
Обеспечение общедоступной информацией об объектах туристского и культурного наследия всех субъектов туристской деятельности и участие в восстановлении объектов |
3. Вопросы безопасности туристов |
Страхование туристов. Информирование туристов о существующих рисках пребывания на территории области |
Взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам безопасности туристов |
4. Создание благоприятного имиджа Иркутской области как туристского региона |
Реализация установок гостеприимства. Учет национально-культурных особенностей клиентов. Соблюдение стандартов обслуживания клиентов. Поддержка брэнда Иркутской области как территории южно-сибирского гостеприимства. Разработка бизнес-планов для развития туристского бизнеса |
Пропаганда и поддержка благоприятного имиджа Иркутской области как туристского региона. Разработка унифицированных стандартов обслуживания клиентов и контроль за соблюдением стандартов. Контроль за деятельностью туристских фирм в рамках делегированных полномочий от федерального органа управления туризмом. Организация работы по созданию брэнда Иркутской области как территории южно-сибирского гостеприимства. Создание условий для привлечения инвестиций в сферу туризма |
Реализация маркетинговой стратегии направлена на усиление конкурентных позиций Иркутской области как туристского региона.
3.2. Обеспечение условий для развития
доходного туризма органами местного самоуправления
Основными задачами органов местного самоуправления являются:
- решение социальных проблем на подведомственной территории (организация образования, охрана здоровья, обеспечение общественной безопасности и правопорядка и др.);
- охрана окружающей среды;
- обеспечение комплексного развития территории, ее формирование как единого целого.
Туристская деятельность на территории муниципальных образований позволяет обеспечить эффективное решение данных задач, что предопределяет необходимость формирования условий для развития туризма как доходной для территории сферы деятельности (таблица 3.3.).
Таблица 3.3.
Действия органов местного самоуправления
по формированию условий для развития
доходного туризма на подведомственных территориях
Условия развития доходного туризма |
Действия органов местного самоуправления |
Наличие достаточного рекреационного и культурно-познавательного потенциала территории |
- Оценка туристского потенциала территории, формирование реестров туристских объектов |
Наличие туристски привлекательного облика территории |
- Разработка генпланов территорий населенных пунктов и муниципальных образований. - Благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований |
Расширение перечня и повышение качества основных и сопутствующих туристских услуг |
- Содействие занятости и самозанятости местного населения. - Осуществление процедур обслуживания туристов и предоставление им разнообразных услуг с максимальным привлечением местных ресурсов |
Наличие качественной инфраструктуры туризма |
- Выделение земель для размещения различных объектов туристской и сопутствующей деятельности. - Создание реестра объектов инфраструктуры. - Содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства. - Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения |
Наличие цивилизованной конкурентной среды |
- Содействие развитию малого предпринимательства путем упрощения порядка регистрации вновь создаваемых субъектов, предоставление льгот, обеспечения необходимой информацией, предоставления консультаций. - Формирование у местного населения способности к социально-экономическому саморазвитию и деловой самореализации. - Способствование формированию доброжелательного социально-психологического климата на территории |
Наличие имиджа территории, привлекательной и безопасной для жизнедеятельности |
- Формирование системы обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и туристов, содержание муниципальных органов охраны общественного порядка. - Содействие бизнес структурам в организации системы безопасного пребывания туристов на территории муниципальных образований |
Долговременное эффективное функционирование туристских объектов |
- Обеспечение функционирования территорий в режиме неистощительного природопользования. - Обеспечение сбора и утилизации бытовых отходов |
В качестве механизма согласования интересов и действий муниципального образования, туристских бизнес структур и различных организаций, действующих на данной территории, рекомендуется создание Координационного Совета при местной администрации, либо создание муниципальных учреждений, которые выполняли не только консультационные и координационные функции в области туристской деятельности на территории муниципального образования, но и заниматься деловыми операциями. В своей деятельности Координационный Совет руководствуется общими и специальными нормативными актами Правительства РФ, Министерств РФ, Администрации Иркутской области и конкретного муниципалитета.
Принципы деятельности Координационного Совета:
1. Целенаправленность - действия Совета направлены на наиболее полное и качественное достижение цели и задач Концепции развития туризма в Иркутской области на период до 2010 г.
2. Последовательность - своими действиями Координационный Совет последовательно обеспечивает реализацию условий развития доходного туризма на территории муниципального образования.
3. Согласованность - действия участников Совета скоординированы и взаимоувязаны по направлениям и срокам.
4. Гласность и привлечение к реализации возможных мероприятий представителей различных профессиональных групп и общественности, ученых и специалистов.
5. Социальная приоритетность - при вмешательстве в ход реализации разработанных мероприятий форс-мажорных обстоятельств Совет отдает предпочтение мероприятиям, наиболее связанным с улучшением качества жизни местного населения.
6. Эффективность - действия Совета не должны приводить к снижению исходного уровня социально-экономического развития территории.
Организация процесса управления туристской деятельностью предусматривает усиление роли системы местного самоуправления, что явно облегчит реализацию мероприятий по развитию доходного туризма. Каждое муниципальное образование должно иметь собственную стратегию развития своей территории с четкими кратко- и среднесрочными целями развития, выработанную с учетом динамично изменяющейся внешней среды. В случае признания муниципальным образованием туризма перспективным видом деятельности необходима разработка концепции и программы развития туристской сферы на данной территории, лежащих в рамках стратегических целей и направлений развития туризма, выработанных на уровне Иркутской области.
3.3. Формирование условий для развития туризма
в рамках особоохраняемых территорий
Согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" развитие туризма является одним из основных видов деятельности для национальных парков и природных парков. В заповедниках всякая хозяйственная деятельность, в т.ч. проистекающая и от туризма, запрещена. В принципе, в заповедниках туристской деятельностью можно заниматься на территориях охранных зон и биосферных полигонов, но таковые у заповедников на территории Иркутской области в настоящее время отсутствуют. Перспективной задачей для развития Иркутской области как туристского региона является создание разнообразных природных парков - наиболее привлекательных объектов инвестирования.
Для развития туризма на ООПТ необходимо решение следующих задач.
- Ведение работы по созданию ООПТ регионального и местного значения.
- Содействие обеспечению инвестиционной привлекательности инфраструктуры на территории ООПТ.
- Разработать нормы рекреационных нагрузок на различные виды ООПТ.
- Разработать систему организации курортных территорий регионального и местного значения вокруг санаторно-курортных организаций с целью сохранения туристско-рекреационного ресурса.
3.4. Кадровое обеспечение развития туризма
Областной туристский рынок труда характеризуется ситуацией, когда выпускникам без опыта работы в сфере туризма сложно найти соответствующее рабочее место, а возможности приобретения этого опыта в процессе учебы ограниченны. Туристские фирмы предъявляют спрос на качественные трудовые ресурсы, при ограниченном участии в формировании этих кадров. Для улучшения данной ситуации необходимо решение следующих задач:
- выработка механизма взаимодействия между фирмами и учебными заведениями;
- разработка совместных программ учебных заведений и туристских фирм;
- предоставление баз практики для студентов со стороны фирм.
В сфере туризма наблюдается дефицит менеджеров высшего звена, подготовка которых может быть осуществлена на базе второго высшего образования по специальным программам в рамках магистратур. Подготовка менеджеров среднего уровня может быть усилена ориентацией на потребности туристского рынка и увязана с этапами развития Иркутской области как туристского региона. На туристских территориях наблюдается потребность в профессиональных рабочих кадрах, а также в обслуживающем персонале, обладающем навыками гостеприимства. Востребованными специальностями являются гиды-переводчики, инструкторы спортивных и экстремальных туров, официанты и бармены.
В настоящее время актуальной является проблема подготовки кадров, способных поднять уровень существующего туристского сервиса до мировых стандартов. В соответствии с географической сегментацией туристское рынка Иркутской области подготовка и переподготовка данных кадров должна быть увязана с регионами, наиболее востребованными туристами. Подготовка и переподготовка кадров может осуществляться по трем направлениям:
- организация филиалов учебных заведений г.Иркутска, обучающих туристским специальностям в туристско-ориентированных районах области;
- организация системы выездных сертификационных курсов для местных жителей, работающих или желающих работать в сфере туризма;
- организация системы взаимодействия учебных заведений с службами занятости на соответствующих территориях по подготовке обслуживающих кадров из числа безработных.
3.5. Учет экологических рисков и опасных неблагоприятных
природных процессов и явлений
Ориентация на развитие экологического туризма предполагает учет опасных и неблагоприятных природных процессов и явлений, а также возможность их антропогенной активизации.
Для Иркутской области наиболее характерны следующие экологические риски: регулярные весенние и летние паводки, высокая сейсмичность, склоновые процессы в горных районах (обвалы, оползни, сели, лавины). Весенне-летний период опасен клещами - переносчиками энцефалита. Поэтому при создании турпродукта следует учитывать сезонные, регулярные, случайные опасные процессы, знать все природные риски, с которыми могут столкнуться туристы, уметь предупредить риски, защищаться от них, преодолевать возможные последствия событий, от которых не удалось уберечься.
Экологические риски могут усугубляться туристской деятельностью, что предполагает частичное или полное возмещение ущерба. При этом возможны различные механизмы компенсации - страхование, образование накопительных фондов разного уровня (муниципального, регионального, общегосударственного и международного).
В случае интенсивного развития туризма в Иркутской области необходима разработка специальной программы управления природными рисками на туристско-ориентированных территориях.
3.6. Финансовое обеспечение развития туризма
Финансовое обеспечение развития туризма подробно рассматривается в рамках программ развития туризма различного уровня. Отправным информационным источником для данной проработки может служить предлагаемая схема источников финансирования мероприятий, обеспечивающих развитие сферы туризма (таблица 3.4.).
Таблица 3.4.
Источники финансирования мероприятий,
обеспечивающих развитие сферы туризма
Виды поддержки | Получатели ресурсов | Структуры, принимающие решения о предоставлении |
1. Кредиты бизнес структур | Фирмы, организации, домашние хозяйства |
Распорядители финансов |
2. Внебюджетные фонды | Фирмы, организации, домашние хозяйства, муниципалитеты |
Советы по управлению фондами |
3. Специализированный обществен- ный инфраструктурный фонд, по- полняемый всеми участниками рынка туристских услуг |
Муниципалитеты | Независимые общественные организации |
4. Специализированные российские фонды и программы |
Фирмы, организации, домашние хозяйства, муниципалитеты |
Распорядители грантов |
5. Специализированный стимулирующий фонд |
Фирмы, организации, домашние хозяйства |
Независимая общественная организация |
6. Бюджеты (муниципальные, региональный) |
Фирмы, организации, домашние хозяйства, муниципалитеты |
Финансовые органы |
7. Венчурные фонды | Субъекты и организации, разрабатывающие инновационные проекты |
Распорядители фондов |
8. Финансы структурообразующих предприятий (организаций) |
ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "ЮКОС", Алюминиевые холдинги, ОАО "ИАПО" и др. |
Распорядители финансов |
9. Заемные средства населения | Фирмы, организации, домашние хозяйства, муниципалитеты |
Распорядители соответствующих структур, выступающих заемщиками |
10. Зарубежные фонды (гранты, займы) |
Фирмы, организации, домашние хозяйства, муниципалитеты |
Распорядители грантов |
3.7. Система управления сферой туризма
С целью реализации задач концепции развития туризма в Иркутской области, разработки текущих программ развития туризма и оперативного управления сферой туризма на территории области целесообразно администрации Иркутской области (департаменту туризма) определять функции структурных подразделений, корреспондирующиеся с задачами концепции развития туризма в Иркутской области.
Основополагающими функциями, которые должны быть "привязаны" к конкретным структурным подразделениям департамента
- лицензирование и аккредитация;
- курирование вопросов подготовки кадров для сферы туризма (определение условий, снижающих расхождение между спросом и предложением на рынке труда сферы туризма в соответствие с этапами развития Иркутской области как туристского региона);
- участие в разработке концепций развития сферы туризма с позиции выработки стратегических задач;
- осуществление текущего планирования развития сферы туризма в форме участия в разработке программ данного развития;
- обеспечение условий по корректировке и реализации маркетинговой стратегии в соответствие с этапами развития Иркутской области как туристского региона;
- создание системы мониторинга деятельности организации сферы туризма, в том числе сбора статистической информации;
- поддержка развития социально значимых форм туризма (детско-юношеский и социальный туризм);
- содействие развитию туризма в рамках особоохраняемых территорий, находящихся в областном и муниципальном подчинении, контроль за целесообразностью этого процесса;
- разработка политики развития региональных курортов в аспекте лечебного и оздоровительного туризма;
- оказание содействия в формировании объектов инфраструктуры;
- разработка системы поддержки инвестиционных проектов.
3.8. Формирование нормативно-правовой базы развития туризма
в пределах компетенции органов областной власти
Туристическая деятельность в Иркутской области регулируется федеральным законодательством Российской Федерации.
Комплексный характер туризма и туристической деятельности предопределяет регулирование данных отношений множеством федеральных Законов и иных правовых актов РФ.
Административные правоотношения, возникающие по поводу пребывания в стране иностранных туристов, регулируются также ФЗ РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032) и ФЗ РФ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изменениями и дополнениями от 10.01.2003 г.).
Правоотношения туристов и организаций, оказывающих туристские услуг, регулируются гражданским законодательством, находящимся в соответствии с Конституцией РФ в ведении Российской Федерации: Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ РФ "О защите прав потребителей".
Туристический бизнес существует в рамках налогового законодательства РФ. Ответственность субъектов правоотношений за возможные правонарушения устанавливается административным и уголовным законодательством.
Порядок финансирования государственных программ развития туризма задан бюджетным законодательством РФ и ее субъектов.
Ряд ограничений в сфере природопользования задан природоохранным и природоресурсным законодательством, находящимся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Многие вопросы, связанные с областью турсервиса, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическим# благополучии населения, градостроительным законодательством, законодательством о культурном наследии РФ.
Основным специальным актом, регулирующим отношения в сфере туризма, является Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", определяющий государственную политику в области туризма. В целом он соответствует нормам международного туристского права.
Распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р одобрена Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма предписано руководствоваться положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.
Порядок организации туристской деятельности на землях особо охраняемых территорий и объектов регулируется также Земельным кодексом РФ, ФЗ РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", ФЗ РФ "Об особо охраняемых природных территориях".
Регулирование туризма и туристической деятельности на озере Байкал и его прибрежной зоне заданы Федеральным законом РФ "Об охране озера Байкал" и рядом принятых в его развитие нормативных правовых актов Правительства РФ и администрации Иркутской области.
Существующая нормативная правовая база позволяет реализовать настоящую Концепцию. Однако для более успешной реализации Концепции целесообразно разработать и принять Программу развития туризма в Иркутской области.
3.9. Научная поддержка развития туризма
Научное обоснование решений, принимаемых в сфере туризма, а также разработка программ развития туризма осуществляется в виде системных научных исследований по различным направлениям.
Потребность в исследованиях, отбор исполнителей на конкурсной основе, формирование состава рабочих групп и установление сроков и видов работ определяет Департамент туризма администрации Иркутской области.
Финансирование научных исследований осуществляется в рамках программ развития туризма и разделов отраслевых программ, связанных с туризмом.
4. Мероприятия концепции
Блок А: Системные мероприятия
А1. Мероприятия по нормативно-правовой деятельности
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки выполнения |
Эффективность мероприятий, результат |
Организаторы и участники мероприятий |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Разработка Программы развития туризма в Иркутской области |
2003-2004 | Развитие туризма в Иркутской области |
Департамент туризма администрации области Временно-творческий коллектив разработчиков |
2. | Содействие в разработке программ развития туризма в городе Иркутске, Слюдянского, Голоустненского, Ольхонского районов, развития охотничьего и рыболовного туризма в Качугском р-не |
2003-2004 | Развитие туризма в выделенных туристских районах |
Администрация г.Иркутска Слюдянского, Голоустненского, Ольхонского районов, Качугского р-ов |
3. | Разработка нормативно-правовых актов, направленных на регулирование потоков туристов на территорию Ольхонского района |
2003-2004 | Сохранение туристско-рекреационно- го потенциала территории |
Департамент туризма администрации Иркутской области |
А2. Мероприятия по межрегиональному сотрудничеству
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки выполнения |
Эффективность мероприятий, результат |
Ответственный за реализацию мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Проработка с администрацией Республики Бурятия совместных программ по развитию и совместному использованию инфраструктуры Тункинской долины (Аршан, Жемчуг, Шумак, Нилова Пустынь) |
2008-2010 | Создание условий для развития межрегионального сотрудничества в сфере туризма |
Департамент туризма администрации области |
2. | Совместная разработка администрациями Иркутской области, Республикой Бурятии и Читинской области программы развития и продвижения туристского продукта на БАМе |
2007-2008 | Развитие туризма в выделенных туристских районах |
Департамент туризма администрации области ОАО "Российские железные дороги" Институт социальной экологии и туризма Государственные органы исполни- тельной власти субъектов РФ |
3. | Совместная разработка с Правительством Республики Саха по использованию Ангаро-Ленского бассейна в туристских целях |
2007-2008 | Развитие туризма в выделенных туристских районах |
Департамент туризма администрации области |
A3. Мероприятия по обеспечению безопасности пребывания
туристов в Иркутской области (Обеспечение контроля
за совместной деятельностью туристских фирм и различных служб
в целях гарантии обеспечения безопасности клиентов)
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки выполнения |
Эффективность мероприятий, результат |
Ответственный за реализацию мероприятия |
1. | Подготовка вопроса о создании специального подразделения, курирующего вопросы безопасности туристов на территории Иркутской области |
2003 | -//- | Департамент туризма администрации Иркутской области |
2. | Разработка и утверждение планов обеспечения безопасности при выполнении экологических туров в отдаленных территориях |
2007-2008 | -//- | -//- |
Блок В: Обеспечение конкурентоспособности Иркутской области
В1. Мероприятия маркетинговой и имиджевой политики
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки выполнения |
Эффективность мероприятий, результат |
Ответственный за реализацию мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Разработка брэнда региона | 2003-2004 | Продвижение Иркутской области |
Департамент туризма администрации области Консалтинговые организации |
2. | Разработка событийного календаря Иркутской области на период до 2005 года |
2003 | Формирование условий для сглаживания сезонности |
Департаменты культуры, спорта и туризма администрации области Комитет по культуре администрации области |
3. | Проведение международной туристской выставки "Байкалтур" |
2003-2010 | Продвижение Иркутской области |
Департамент туризма администрации Иркутской области ОАО "Сибэкспоцентр" |
4. | Выпуск информационно-имиджевой продукции о туристских возможностях Иркутской области |
2003-2010 | Продвижение Иркутской области |
Департамент туризма администрации Иркутской области |
5. | Разработка программы продвижения Иркутской области на целевых рынках в соответствие с разработанным брэндом региона |
2003-2004 | Продвижение Иркутской области |
Департамент туризма администрации области Бизнес структуры |
6. | Участие в российских и международных туристских выставках в соответствии с разработанным брэндом региона |
2003-2010 | См. выше | -//- |
7. | Содействие организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков |
2003-2005 | -//- | Департамент туризма администрации области Бизнес структуры |
8. | Создание общерегионального туристского интернет ресурса |
2007-2008 | -//- | Департамент туризма, СБАТ администрации районов |
В2. Мероприятия по кадровой политике
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки выполнения |
Эффективность мероприятий, результат |
Ответственный за реализацию мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Организация обучающих курсов, семинаров туристского направления в выделенных туристских районах |
2003-2004 | Создание условий для развития среднеспециального и профессионального образования для туризма и сопутствующих отраслей |
Департамент туризма администрации Иркутской области |
2. | Проведение комплексной оценки спроса на обучение |
2003-2004 | -//- | Департамент туризма администрации Иркутской области |
3. | Проведение обучения на базе факультета переподготовки и повышения квалификации Иркутского филиала РМАТ с выдачей дипломов государственного образца о переподготовке, дающих право на занятие новой профессиональной деятельностью в сфере гостиничного бизнеса |
2004-2005 | -//- | Главное управления# общего и профессионального образования Иркутский филиал РМАТ Комитет по науке и высшей школе администрации области |
В3. Мероприятия по экологической политике
N п/п |
Наименование мероприятий | Сроки выполнения |
Эффективность мероприятий, результат |
Ответственный за реализацию мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Разработка системы определения предельно-допустимой рекреационной нагрузки на основные туристско-ориентированные территории |
2003-2004 | Создание условий для эффективного использования туристских ресурсов в интересах населения территории |
Департамент региональных ресурсов администрации области Институт Географии СО РАН |
2. | Утверждение постановления о нормах предельно допустимых рекреационных нагрузок на территориях ООПТ и других туристско-ориентированных территориях |
2004 | См. выше | Департамент региональных ресурсов администрации области |
3. | Регулирование сохранения акватории озера Байкал от сброса хозяйственных фекальных вод средствами навигации на озере |
2003-2010 | Сохранение экосистемы озера Байкал |
-//- |
Заместитель главы администрации |
Л.И.Забродская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Иркутской области от 29 апреля 2003 г. N 61-ПГ "О Концепции развития туризма в Иркутской области на период до 2010 года"
Текст Постановления опубликован в газете "Восточно-Сибирская правда" от 17 мая 2003 г. N 93-94(24481-24482)