Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 41 от 2 сентября 2002 года и требования об уплате налогов N172 от 2 сентября 2002 года.
Налоговая инспекция обратилась со встречным иском о взыскании с ОАО "Красноярскэнерго" налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов.
Решением от 2 декабря 2002 года заявление ЗАО "Красноярскэнерго" удовлетворено: признано недействительным решение N 41 от 2 сентября 2002 года.
В удовлетворении требований налоговой инспекции по встречному иску отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17 февраля 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении заявления ОАО "Красноярскэнерго" и удовлетворить встречный иск налоговой инспекции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, не соответствует закону вывод суда о неправомерном привлечении налоговой инспекцией ОАО "Красноярскэнерго" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО "Красноярскэнерго" представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором налогоплательщик просит в удовлетворении жалобы отказать.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (почтовые уведомления N 73375, 2715 от 02.04.2003), но налоговая инспекция своих представителей на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы кассационной жалобы, отзыва, заслушав представителя ОАО "Красноярскэнерго", исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией проводилась камеральная налоговая проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям за май, июнь 2002 года, уточненным налоговым декларациям по налогу на добавленную стоимость за июнь - декабрь 1999 года, июль - декабрь 2000 года, январь - декабрь 2001 года и по налоговым декларациям по налогу на имущество за 1 полугодие 2002.
Письмом от 5 августа 2002 года NВЮ-04-05/2599 налоговая инспекция истребовала у ОАО "Красноярскэнерго" ряд документов со сроком представления не позднее 19 августа 2002 года (письмо получено ОАО "Красноярскэнерго" 12 августа 2002 года).
Указанным письмом истребованы копии документов:
по налоговым декларациям за май, июнь 2002 года - платежных поручений, выписок банка, приходных кассовых ордеров, послуживших основанием для применения льгот по налогу на добавленную стоимость за май, июнь 2002 года; счета-фактуры, послужившие основанием для применения льгот по налогу на добавленную стоимость за май, июнь 2002 года; выписки из книги продаж за май, июнь 2002 года по работам, услугам, не подлежащим налогообложению налогом на добавленную стоимость; путевок (курсовок) за май, июнь 2002 года, форма которых утверждена в установленном порядке; лицензии на оказание услуг санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха;
по уточненным налоговым декларациям за июнь - декабрь 1999 года, июль - декабрь 2000 года, январь - декабрь 2001 года - бухгалтерской справки, в которой необходимо отразить причины и сущность возникших изменений, отраженных в уточненных налоговых декларациях с указанием исправительных бухгалтерских проводок; счетов-фактур, накладных, платежных поручений, послуживших основанием для возмещения налога на добавленную стоимость по уточненным налоговым декларациям;
по налогу на имущество - карточек учета за первой полугодие 2002 года имущества для производства электрической и тепловой энергии, имущества жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, имущества для охраны природы и пожарной безопасности, имущества для передачи электрической и тепловой энергии, имущества, включенного в мобилизационный план, с указанием их остаточной стоимости по состоянию на отчетные даты 2002 года и начисленной суммы износа; решения на природоохранные мероприятия, полученного в территориальном органе Госкомэкологии РФ (МПР России) на 2002 год, мобилизационного задания установленного соответствующими органами исполнительной власти или организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации на 2002 год, договоров, контрактов о выполнении мобилизационных заданий (заказов) на 2002 год.
Письмом от 15 августа 2002 года N107/850 ОАО "Красноярскэнерго" заявило об отказе в исполнении требования о представлении документов.
Решением от 2 сентября 2002 года N41 ОАО "Красноярскэнерго" привлечено к налоговой ответственности за непредставление истребованных документов в виде штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 4 850 рублей.
Направленное налоговой инспекцией требование об уплате налога N 172 от 2 сентября 2002 года в добровольном порядке ОАО "Красноярскэнерго" не исполнено.
Не согласившись с указанными решением и требованием об уплате штрафа, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании их незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Согласно частям 1, 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии с частями 3 и 4 указанной статьи если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Анализируя указанные положения, суд пришел к обоснованному выводу, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам, в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах.
Иное толкование данных положений противоречит сущности камеральных налоговых проверок, позволив налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой законодательством о налогах и сборах установлен особый порядок.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также нечеткость требований налоговой инспекции в отношении перечня истребованных документов, общее число документов, Арбитражный суд Красноярского края сделал правильный вывод об обоснованности требований ОАО "Красноярскэнерго" и об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска налоговой инспекции.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 2 декабря 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 17 февраля 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14577/02-С3н оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии с частями 3 и 4 указанной статьи если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2003 г. N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника