Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 июня 2003 г. N А19-19016/02-24-Ф02-1796/03-С1
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Восточно-Сибирская железная дорога" (дорога) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска (налоговая инспекция) от 30.07.2002 N 03-22 в части начисления налога на добавленную стоимость за март месяц 2002 года в сумме 14 992 741 рубль и предложения перечислить в бюджет начисленную сумму.
Определением от 3 декабря 2002 года по ходатайству налоговой инспекции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне налоговой инспекции привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
Решением от 9 января 2003 года исковые требования удовлетворены. Решение налоговой инспекции от 30.07.2002 N 03-22 признано незаконным в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 15 апреля 2003 года решение изменено, признано недействительным решение налоговой инспекции от 30.07.2002 N 03-22 в части начисления налога на добавленную стоимость за март 2002 года в сумме 14 992 741 рубль и предложения о перечислении налога на добавленную стоимость в сумме 14 992 741 рубль.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, необходимый перечень документов в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0 процентов для железных дорог, оказывающих услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, установлен пунктом 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а не пунктом 4 данной статьи, которая применяется в отношении реализации работ, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта, и работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой через таможенную территорию Российской Федерации, помещенных под режим транзита.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представители налоговой инспекции подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель дороги отклонил указанные доводы, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако на заседание не явилось, поэтому кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция при проведении камеральной налоговой проверки представленной дорогой 22.04.2002 декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март 2002 года выявила факты неполной уплаты в бюджет названного налога в результате непредставления документов, подтверждающих оказание услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 30.07.2002 N 03-22 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 14 992 741 рубль.
Вывод суда первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований дороги основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками.
Согласно пункту 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи, представляются определенные документы.
Пунктом 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при оказании железными дорогами услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: при получении выручки в валюте Российской Федерации выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки за оказанные услуги по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, на счет железной дороги; копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и отметками о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров". При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, судами через морские порты - копии перевозочных документов внутреннего сообщения с указанием страны назначения и отметкой о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров", а также с отметкой порта о приеме товаров для дальнейшего экспорта.
Следовательно, пункт 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень необходимых документов, представляемых в налоговые органы при подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов российскими перевозчиками, за исключением железных дорог.
Как указывалось выше, налогообложение по налоговой ставке 0 процентов применяется при оказании услуг по транспортировке экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок перевозки экспортируемых грузов железнодорожным транспортом определяется Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 20.04.95 (Временная технология).
В соответствии с пунктами 4.2, 4.4-4.6 Временной технологии до сдачи грузов к перевозке по железной дороге грузоотправитель должен заблаговременно до дня планируемой погрузки груза представить в таможенный орган следующие документы: перевозочные документы в качестве уведомления о намерении вывезти груз за границу, заполненные им согласно Правилам перевозок; документы, позволяющие принять решение о возможном выпуске грузов в соответствии с заявленным таможенным режимом.
На основании штампа "Погрузка разрешена" работники железной дороги в установленном порядке визируют накладные и выделяют перевозочные средства для погрузки груза.
После погрузки груза в перевозочное средство грузоотправитель представляет в таможенный орган грузовую таможенную декларацию, перевозочные документы и все иные документы, необходимые для таможенного оформления и контроля.
Должностные лица таможенного органа в установленные сроки производят таможенное оформление груза и принимают решение о выпуске за границу. Решение таможенного органа удостоверяется штампом "Выпуск разрешен" в графе "Отметки таможни" международной железнодорожной накладной, а в документах внутреннего сообщения - в четвертой графе железнодорожной накладной. В правом верхнем углу лицевой стороны этих же документов указывается номер грузовой таможенной декларации. Указанные штампы и записи заверяются личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
Как следует из материалов дела, в железнодорожных накладных на оказание услуг по перевозке грузов в сумме 83 009 840 рублей отсутствует штамп "Выпуск разрешен".
Таким образом, при несоблюдении установленного порядка перевезенный дорогой груз, впоследствии вывезенный за пределы таможенной территории Российской Федерации, в момент перевозки не являлся экспортируемым, поэтому дорога, не представив документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не имела права применять налоговую ставку 0 процентов при реализации услуг по перевозке груза.
С учетом изложенного, у суда первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для признания недействительным решения налоговой инспекции о начислении сумм налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах решение от 9 января 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 15 апреля 2003 года подлежит отмене на основании пункта 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, поэтому суд кассационной инстанции считает необходимым принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным в оспариваемой части решения налоговой инспекции.
Государственная пошлина в сумме 2 000 рублей за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб подлежит отнесению на дорогу.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 9 января 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 15 апреля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-19016/02-24 отменить.
Принять новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска от 30.07.2002 N 03-22 в части начисления налога на добавленную стоимость за март 2002 года в сумме 14 992 741 рубль и предложения о перечислении НДС в сумме 14 992 741 рубль.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "ВСЖД" государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 4.2, 4.4-4.6 Временной технологии до сдачи грузов к перевозке по железной дороге грузоотправитель должен заблаговременно до дня планируемой погрузки груза представить в таможенный орган следующие документы: перевозочные документы в качестве уведомления о намерении вывезти груз за границу, заполненные им согласно Правилам перевозок; документы, позволяющие принять решение о возможном выпуске грузов в соответствии с заявленным таможенным режимом.
...
Как следует из материалов дела, в железнодорожных накладных на оказание услуг по перевозке грузов в сумме 83 009 840 рублей отсутствует штамп "Выпуск разрешен".
Таким образом, при несоблюдении установленного порядка перевезенный дорогой груз, впоследствии вывезенный за пределы таможенной территории Российской Федерации, в момент перевозки не являлся экспортируемым, поэтому дорога, не представив документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, не имела права применять налоговую ставку 0 процентов при реализации услуг по перевозке груза."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 июня 2003 г. N А19-19016/02-24-Ф02-1796/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника