Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 2 июля 2003 г. N А19-3855/03-21-Ф02-1947/03-С1
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Иркутскому району (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области (далее - Управление ЗАГС) 10 000 рублей налоговых санкций за несвоевременную постановку на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2003 года требования удовлетворены частично, с Управления ЗАГС взыскано 500 рублей налоговых санкций. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Управление ЗАГС просит решение от 25 марта 2003 года отменить.
Заявитель указывает на незаконность обжалуемого судебного акта в связи с неправильным применением Арбитражным судом Иркутской области норм материального права. Полагает, что у Управления ЗАГС отсутствует обязанность в постановке на учет территориальных отделов.
Кроме того, по мнению Управления ЗАГС, налоговой инспекцией нарушен шестимесячный срок для подачи в суд заявления о взыскании налоговых санкций.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления NN 27632, 27633 от 09.06.2003).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области материального и процессуального права при рассмотрении дела N А19-3855/03-21 с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что решением налоговой инспекции от 11.02.2003 N 65 Управление ЗАГС по Иркутской области привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременную постановку на налоговый учет по месту нахождения обособленного учреждения в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В связи с неисполнением требования об уплате штрафа в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в суд.
Арбитражный суд Иркутской области пришел к выводу о том, что Управление ЗАГС по Иркутской области, в структуру которого входит обособленное подразделение - Отдел управления ЗАГС по МО Нижнеудинского района и г. Нижнеудинску, не выполнило обязанность по постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного учреждения.
Данный вывод суда кассационная инстанция считает правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе, по месту нахождения обособленных подразделений организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации признаками обособленного подразделения организации являются территориальная обособленность подразделения и наличие оборудованных стационарных рабочих мест, создаваемых на срок более одного месяца.
Как установлено судом первой инстанции, начальник отдела Управления ЗАГС по МО Нижнеудинского района и г. Нижнеудинску принят на работу с 1.07.2002, что правомерно расценено судом как создание стационарного рабочего места.
Учитывая требования пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации о необходимости постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после создания обособленного подразделения, Управление ЗАГС обязано было встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения в срок до 1.08.2002. Однако, из акта налоговой проверки от 17.01.2002 следует, что заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения Управление ЗАГС не подавало.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Управлением ЗАГС совершено правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Управление ЗАГС и территориальные отделы, как органы, осуществляющие государственные функции по регистрации актов гражданского состояния, не являются плательщиками никаких налогов, и поэтому отсутствует необходимость постановки территориальных отделов ЗАГС на налоговый учет, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на налоговый учет Управления ЗАГС, являющегося организацией - налоговым агентом, не учтенным в качестве налогоплательщиков, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации для организации налогоплательщика. Следовательно, требования пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации о постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений распространяются и на Управление ЗАГС.
Не может быть принят во внимание и довод кассационной жалобы о пропуске шестимесячного срока для подачи налоговой инспекцией заявления о взыскании штрафа за налоговое правонарушение, поскольку данный довод кассационная инстанция считает необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Из представленных суду доказательств следует, что шестимесячный срок для обращения в суд налоговой инспекцией не пропущен.
В связи с тем, что решение суда от 25 марта 2003 года является законным и обоснованным, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 25 марта 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3855/03-21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая требования пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации о необходимости постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после создания обособленного подразделения, Управление ЗАГС обязано было встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения в срок до 1.08.2002. Однако, из акта налоговой проверки от 17.01.2002 следует, что заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения Управление ЗАГС не подавало.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Управлением ЗАГС совершено правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным.
...
В соответствии с пунктом 10 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на налоговый учет Управления ЗАГС, являющегося организацией - налоговым агентом, не учтенным в качестве налогоплательщиков, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации для организации налогоплательщика. Следовательно, требования пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации о постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений распространяются и на Управление ЗАГС.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции)."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2003 г. N А19-3855/03-21-Ф02-1947/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника