Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 2 июля 2003 г. N А19-2958/03-5-Ф02-1950/03-С1
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Альфан" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Шелехову Иркутской области (налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 145-02 от 23.12.2002 и возврате из бюджета 116 170 рублей налога на добавленную стоимость.
Дело рассмотрено с участием третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора на стороне налоговой инспекции - Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Иркутской области
Решением суда от 1 апреля 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований ООО "Альфан" отказать.
Из кассационной жалобы следует, что в соответствии со статьями 170-172 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщикам за материальные ценности, приобретенные до применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, не подлежит возмещению в случае реализации этих материальных ценностей после перехода на указанный специальный режим налогообложения, так как лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, а применение налоговых вычетов возможно только при использовании приобретенных материальных ценностей в деятельности, облагаемой данным налогом.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители налоговой инспекции и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители ООО "Альфан" с кассационной жалобой не согласились, полагая, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено восстановление и уплата возмещенного налога на добавленную стоимость в случае перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Проверив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Альфан" в налоговую инспекцию была представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за период с 06.02.2001 по 31.03.2001, согласно которой возмещению из бюджета подлежал налог в сумме 116 170 рублей.
Согласно патенту АА 38 681076 ООО "Альфан" с 01.04.2001 применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Альфан" по вопросам правильности исчисления и определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета по налоговой декларации за первый квартал 2001 года.
По результатам проверки был составлен акт от 09.12.2002 N 02-228, согласно которому налоговые вычеты, предъявленные налогоплательщиком к возмещению за первый квартал 2001 года, были применены в связи с приобретением в этот период товаров, которые были частично реализованы в первом квартале 2001 года, остальные товары на сумму 657 000 рублей - после перехода общества на упрощенную систему налогообложения. В связи с этими обстоятельствами налоговая инспекция сделала вывод о неправомерности предъявления налогоплательщиком к возмещению суммы налога и необходимости восстановления и уплаты этой суммы в бюджет.
Решением от 23.12.2002 N 145-02, принятым руководителем налоговой инспекции, налог на добавленную стоимость в размере 116 305 рублей, указанный к возмещению за первый квартал 2001 года, подлежал восстановлению и уплате в бюджет.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, и после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Пунктами 1 и 2 статьи 173 и пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае превышения суммы налоговых вычетов над исчисленной суммой налога на добавленную стоимость, полученная разница подлежит возмещению из бюджета.
Таким образом, общество правомерно в налоговой декларации за первый квартал 2001 года предъявило к возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным в этом квартале материальным ресурсам.
Доводы кассационной жалобы с указанием на то обстоятельство, что суммы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, использованным после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат восстановлению и уплате являются несостоятельными.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить и уплатить в бюджет суммы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, использованным после указанного перехода.
Положения пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации о восстановлении и уплате в бюджет сумм налога, принятых налогоплательщиком к вычету или возмещению, применимы только к операциям, указанным в пункте 2 данной статьи, и не регулируют спорные правоотношения.
Арбитражный суд признал, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению из бюджета по налоговой декларации за первый квартал 2001 года, не была зачтена в счет уплаты текущих налоговых платежей, недоимки, пеней и штрафов, подлежащих уплате в тот же бюджет, поэтому на основании пунктов 1 и 2 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации правильно обязал налоговый орган возвратить налогоплательщику 116 170 рублей налога.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 1 апреля 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-2958/03-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить и уплатить в бюджет суммы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, использованным после указанного перехода.
Положения пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации о восстановлении и уплате в бюджет сумм налога, принятых налогоплательщиком к вычету или возмещению, применимы только к операциям, указанным в пункте 2 данной статьи, и не регулируют спорные правоотношения.
Арбитражный суд признал, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению из бюджета по налоговой декларации за первый квартал 2001 года, не была зачтена в счет уплаты текущих налоговых платежей, недоимки, пеней и штрафов, подлежащих уплате в тот же бюджет, поэтому на основании пунктов 1 и 2 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации правильно обязал налоговый орган возвратить налогоплательщику 116 170 рублей налога."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2003 г. N А19-2958/03-5-Ф02-1950/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника