Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 21 августа 2003 г. N А33-2180/03-С3-Ф02-2556/03-С1
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано - Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с открытого акционерного общества "Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова" (завод) штрафа в сумме 950 рублей по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 14 апреля 2003 года заявленные требования удовлетворены частично в сумме 150 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 19 июня 2003 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований в сумме 300 рублей, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, для проведения полноценной камеральной проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость необходимо установить правомерность включения счетов - фактур в декларируемый период, что возможно лишь при представлении налогоплательщиком журнала учета полученных и выставленных счетов - фактур, обязанность ведения которого предусмотрена пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления N 68383 от 05.05.2003, N 68384 от 04.08.2003), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленных заводом деклараций на налогу на добавленную стоимость за май, июнь, июль 2002 года Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Красноярскому краю в адрес завода направлены: требование от 23.08.2002 N ВЮ-04-05/2853 о представлении в срок до 02.09.2002 заверенных должным образом копий журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок, книг продаж за май, июнь, июль 2002 года, требование от 23.08.2002 N ВЮ-04-05/2879 о представлении в срок до 30.08.2002 заверенных должным образом копий следующих документов за 1 полугодие 2002 года: договоров на переработку давальческого сырья; документов, подтверждающих получение сырья в переработку; грузовых таможенных деклараций (если давальческое сырье ввозилось на таможенную территорию Российской Федерации); счетов - фактур на выполненные операции по переработке давальческого сырья; выписок из книг продаж по названным счетам - фактурам; документов подтверждающих оплату указанных операций; регистров бухгалтерского учета, в которых отражены операции по переработке давальческого сырья.
Непредставление в установленный срок названных документов послужило основанием для вынесения налоговой инспекцией решения от 8.10.2002 N 51 о взыскании с завода штрафа в сумме 1 100 рублей по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требованием N 205 заводу предложено в добровольном порядке в срок до 18.10.2002 уплатить в бюджет исчисленную по результатам проверки сумму налоговых санкций.
Невыполнение заводом названного требования в установленный срок явилось основанием для обращения налоговой инспекции в арбитражный суд с заявлением о принудительном их взыскании.
Вывод арбитражного суда об отказе в удовлетворении требования о взыскании налоговых санкций в сумме 300 рублей за непредставление надлежаще заверенных копий журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур за май, июнь, июль 2002 года является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Поэтому счет-фактура является первичным учетным документом.
Пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25, согласованной с Министерством финансов Российской Федерации 18.01.2002 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.01.2001 N 3187, установлено, что декларация и декларация по налоговой ставке 0 процентов составляются на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О бухгалтерском учете" регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся, в том числе в специальных книгах (журналах).
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры. Покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.
Следовательно, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета, и налогоплательщик обязан представлять их по требованию налоговой инспекции при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требования о взыскании налоговых санкций в сумме 300 рублей с принятием нового решения об удовлетворении указанного требования.
Кроме того, суд первой инстанции при определении размера подлежащей взысканию за удовлетворение требования налоговой инспекции государственной пошлины 15 рублей 80 копеек неправильно применил подпункт 1 пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", согласно которому с исковых заявлений имущественного характера при цене иска до 10 000 рублей подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 процентов от цены иска, но не менее минимального размера оплаты труда.
Следовательно, за рассмотрение требований судом первой инстанции подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 100 рублей, за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб - 100 рублей. Учитывая, что арбитражным судом 30.06.2003 выдан исполнительный лист на сумму 15 рублей 80 копеек, государственная пошлина в сумме 184 рубля 20 копеек подлежит отнесению на завод.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 14 апреля 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 19 июня 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2180/03-С3 в части отказа в удовлетворении требования о взыскании штрафа в сумме 300 рублей отменить.
Принять новое решение.
Взыскать с открытого акционерного общества "Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова", зарегистрированного Администрацией города Красноярска 27.12.94 N 187, расположенного по адресу: город Красноярск, Транспортный проезд, 1, штраф в сумме 300 рублей и в доход федерального бюджета 184 рубля 20 копеек государственного бюджета.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительные листы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 2 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут журнал учета полученных от продавцов оригиналов счетов-фактур, в котором они хранятся, а продавцы ведут журнал учета выставленных покупателям счетов-фактур, в которых хранятся их вторые экземпляры. Покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.
Следовательно, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета, и налогоплательщик обязан представлять их по требованию налоговой инспекции при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требования о взыскании налоговых санкций в сумме 300 рублей с принятием нового решения об удовлетворении указанного требования.
Кроме того, суд первой инстанции при определении размера подлежащей взысканию за удовлетворение требования налоговой инспекции государственной пошлины 15 рублей 80 копеек неправильно применил подпункт 1 пункта 2 статьи 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", согласно которому с исковых заявлений имущественного характера при цене иска до 10 000 рублей подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 процентов от цены иска, но не менее минимального размера оплаты труда."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2003 г. N А33-2180/03-С3-Ф02-2556/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника