Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 июля 2003 г. N А33-14761/02-С3-Ф02-2145,2198/03-С1
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирь-Север-Экспорт" (ООО "Сибирь-Север-Экспорт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Красноярска (налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 1148 от 22.08.2002 в части:
начисления налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 39 923 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 21 867 рублей, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 8 180 рублей;
начисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения в сумме 22 129 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения в сумме 16 234 рубля, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения в размере 4 426 рублей;
начисления налога на прибыль в сумме 74 200 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 12 063 рубля, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за его неуплату в размере 14 840 рублей;
начисления налога на имущество в сумме 13 725 рублей, пени за его несвоевременную уплату в сумме 3 682 рубля, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 745 рублей;
начисления сбора за право торговли в сумме 7 287 рублей, пени за его несвоевременную уплату в сумме 3 605 рублей;
начисления единого налога на вмененный доход в сумме 98 784 рубля, пени за его несвоевременную уплату в сумме 50 278 рублей, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 23 749 рублей.
Решением от 4 декабря 2002 года заявленные требования ООО "Сибирь-Север-Экспорт" удовлетворены частично: признано недействительным решение налоговой инспекции N 1148 от 22 .08.2002 в части:
начисления налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 39 923 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 21 867 рублей, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 8 180 рублей;
начисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения в сумме 22 129 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения в сумме 16 234 рубля, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения в размере 4 426 рублей;
начисления налога на прибыль в сумме 74 200 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 12 063 рубля, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за его неуплату в размере 14 840 рублей;
начисления сбора за право торговли в сумме 7 287 рублей, пени за его несвоевременную уплату в сумме 3 605 рублей;
начисления единого налога на вмененный доход в сумме 92 410 рублей, пени за его несвоевременную уплату в сумме 45 591 рубль, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 22 474 рубля.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено в части признания недействительным решения налоговой инспекции N 1148 от 22 .08.2002 по:
начислению налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 39 923 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 21 867 рублей, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в размере 8 180 рублей;
начислению налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения в сумме 22 129 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения в сумме 16 234 рубля, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения в размере 4 426 рублей;
начислению налога на прибыль в сумме 74 200 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 12 063 рубля, штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за его неуплату в размере 14 840 рублей.
В названной части в удовлетворении заявления ООО "Сибирь-Север-Экспорт" отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции налоговая инспекция и ООО "Сибирь-Север-Экспорт" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
Налоговая инспекция в жалобе утверждает, что реализация ООО "Сибирь-Север-Экспорт" продукции по договорам поставки подпадает под налогообложение сбором за право торговли.
Кроме того, по мнению налоговой инспекции, суд пришел к необоснованному выводу о завышении налоговой инспекцией площади помещения, используемого налогоплательщиком для осуществления розничной торговли.
Инспекция считает правомерным применение при расчете единого налога на вмененный доход коэффициента К4 по ассортименту товаров равным 3, так как Закон Красноярского края "О едином налоге на вмененный доход" не устанавливает обязательной одновременной продажи автомобилей и запасных частей, так как они относятся к одной группе товаров.
ООО "Сибирь-Север-Экспорт" в кассационной жалобе обращает внимание суда кассационной инстанции на неправильный вывод, сделанный в постановлении апелляционной инстанции о причине занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; ООО "Сибирь-Север-Экспорт" считает, что согласно пункту 2.1 Акта выездной налоговой проверки занижение налогооблагаемой базы произошло в связи с неправильным отражением выручки по налоговым периодам, а не по видам выручки (от реализации товаров или оказания услуг).
Кроме того, ООО "Сибирь-Север-Экспорт" полагает, что апелляционной инстанцией неправомерно принят довод налоговой инспекции о том, что полученные от ОАО "КРАЗ" денежные средства являются выручкой от оказания услуг, а не выручкой от реализации запасных частей.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб (уведомление N 2123 от 30.06.2003), своих представителей на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы кассационных жалоб, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что с 29 ноября 2001 года по 5 июня 2002 года налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Сибирь-Север-Экспорт" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 1998 года по 1 января 2002 года, о чем составлен Акт N 238 от 21 июня 2002 года.
Согласно указанному Акту, выявлен ряд нарушений законодательства о налогах и сборах, в том числе неуплата налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения, налога на прибыль, налога на имущество, неуплата сбора за право торговли, единого налога на вмененный доход.
Решением от 22 августа 2002 года N 1148 ООО "Сибирь-Север-Экспорт" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, указанным решением ООО "Сибирь-Север-Экспорт" предложено уплатить в бюджет суммы неуплаченных налогов и пени за их несвоевременную уплату.
Не согласившись с указанным ненормативным актом, ООО "Сибирь-Север-Экспорт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его частично недействительным.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Сибирь-Север-Экспорт" осуществлялась реализация товаров по договорам поставки, при этом ООО "Сибирь-Север-Экспорт" не был уплачен сбор за право торговли в сумме 7 287 рублей (пункт 2.3.4 Акта выездной налоговой проверки).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", к местным налогам относится сбор за право торговли, который устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет.
В целях обеспечения единых подходов при введении местных налогов и сборов, четкой реализации налогового законодательства Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации совместно с Комиссией Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам разработали Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов и направили их письмом от 04.06.1992 N 5.1/693-04-05-20-ИЛ-6-04/176 для использования в практической работе.
Пунктом 1 раздела 2 Примерного положения о сборе за право торговли, являющегося приложением к названному письму, установлено, что плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно - правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, их дочерние образования и филиалы, а также граждане Российской Федерации и других государств (физические лица), осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.
Следовательно, основным критерием для определения круга плательщиков сбора за право торговли является наличие постоянной (стационарной) торговой точки или временной торговой точки в местах, определенных администрацией района, в которых торговля осуществляется за наличный расчет.
Этот же критерий содержится в Положении о местных налогах и сборах на территории города Красноярска, утвержденном решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 N 5-32, с изменениями, внесенными решением городского Совета от 20.08.1999 N В-188.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о неправомерном доначислении налоговой инспекцией сбора за право торговли для ООО "Сибирь-Север-Экспорт" по сделкам, осуществленным по договорам поставки.
Арбитражным судом Красноярского края установлено, что в торговой точке (магазине), расположенной по адресу: город Красноярск, улица Красногвардейская, 21 ООО "Сибирь-Север-Экспорт" осуществлялась торговля автозапчастями, автоэмалями, автокосметикой; продажа автомобилей в указанном магазине не производилась.
Согласно пункту 2 Приложения N 3 к Закону Красноярского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 29.06.99 значение коэффициента К4 равное 3 устанавливается для специализированных магазинов по продаже автомобилей и запчастей.
Указанный пункт был изменен Законом Красноярского края от 19.10.99 N 8-254, согласно которому коэффициент К4 равный 3 установлен для специализированных магазинов реализующих автомобили и (или) запчасти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, следовательно, указанные изменения не могли вступить в законную силу ранее 1 января 2000 года.
Таким образом суд пришел к правильному выводу, что до вступления в законную силу указанных изменений, ООО "Сибирь-Север-Экспорт" правомерно не применяло коэффициент К4 равный 3, так как реализация автомобилей в магазине, расположенном по адресу: город Красноярск, улица Красногвардейская, 21 не производилась.
Учитывая, что налоговая инспекция не доказала факт реализации в магазине общества одной группы товаров, товарооборот которых составляет не менее 80% отнесение названной торговой точки специализированной не правомерно.
Оценив представленные сторонами доказательства размера помещений, расположенных по адресу: город Красноярск, улица Красногвардейская, 21 Арбитражный суд Красноярского края также пришел к выводу, о том что налоговой инспекцией не доказан факт использования ООО "Сибирь-Север-Экспорт" большей торговой площади, чем им указывалось при представлении расчетов по единому налогу на вмененный доход.
Из материалов дела усматривается, что при подаче налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход ООО "Сибирь-Север-Экспорт" указывало торговую площадь в размере 70 квадратных метров.
К материалам дела приобщены договоры аренды N 58 от 1 мая 2000 года на помещение площадью 38 кв.м. (Акт приема-передачи от 1 мая 2000 года), N 89 от 1 августа 2000 года на помещение площадью 75 кв.м., N 99 от 1 октября 2000 года на помещение площадью 50 кв.м.
Договоры не содержат указаний на предназначение использования имущества - осуществление розничной торговли.
Налоговой инспекцией представлены Протокол осмотра (обследования) от 29 ноября 2001 года и Протокол осмотра (обследования) от 20 мая 2002 года.
Согласно пункту 1 статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Протокол от 20 мая 2002 года не был принят судом в качестве доказательства в связи с тем, что составлялся инспекцией по истечении срока проведения выездной налоговой проверки.
Протокол от 29 ноября 2001 года также не принят в качестве доказательства, так как в нем содержались недостоверные сведения об участии в производстве осмотра (обследования) руководителя ООО "Сибирь-Север-Экспорт"; кроме того, суд счел, что Протокол осмотра (обследования) от 29 ноября 2001 года содержит данные об использовании помещений за 1 день - 29 ноября 2001 года - и не может служить достоверным доказательством использования ООО "Сибирь-Север-Экспорт" торговой площади за проверяемый период с 1 января 1998 года по 1 января 2002 года.
Вместе с тем, Арбитражным судом Красноярского края сделан неправильный вывод о занижении ООО "Сибирь-Север-Экспорт" налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Согласно пункту 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, предусмотрено, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Сибирь-Север-Экспорт" был избран метод определения выручки "по оплате".
Согласно пункту 2.1 Акта проверки, ООО "Сибирь-Север-Экспорт" отражены в выручке 1999 года суммы 1 174 400 рублей предоплаты (с учетом налога на добавленную стоимость), полученной от ОАО "КРАЗ" за ремонт автомобилей и реализацию запасных частей; при этом работы по ремонту и реализация запасных частей были произведены в 2000 году.
Рассматривая апелляционную жалобу, суд включил в предмет доказывания обстоятельства по определению правовой природы выручки полученной обществом по договорам с ОАО "КРАЗ". Данное обстоятельство не входило в предмет доказывания, так как из акта проверки усматривается, что факт правонарушения определяется инспекцией, как необоснованное завышение выручки от реализации в 1999 году на 978,7 тысяч рублей и, соответственно, необоснованное занижение выручки от реализации в 2000 году на 8881,2 тысяч рублей (1 лист дела, 38).
Судом первой инстанции оценка данным обстоятельствам также не дана.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края в части налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в отмененной части.
При новом рассмотрении спора суду следует дать оценку тем обстоятельствам которые входят в предмет доказывания и отражены в акте налоговой проверки как правонарушение.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 4 декабря 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 8 апреля 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14761/02-С3 отменить в части отказа в удовлетворении заявления ООО "Сибирь-Север-Экспорт" о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району от 22 августа 2002 года N 1148 о доначислении и привлечении к ответственности в части: по налогу на прибыль в сумме 74 200 рублей, пени в сумме 12 063 рубля, 14 840 рублей - штрафа; по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 39 923 рубля, пени в сумме 21 867, 8 180 рублей - штрафа; по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 22 129 рублей - налога, 16 234 рубля - пени, 4 426 рублей- штрафа.
В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Красноярска оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, следовательно, указанные изменения не могли вступить в законную силу ранее 1 января 2000 года.
...
Согласно пункту 1 статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
...
Согласно пункту 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, предусмотрено, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю расчетных документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июля 2003 г. N А33-14761/02-С3-Ф02-2145,2198/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника