В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области, утвержденными постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 года N 220-пп, руководствуясь Положением о министерстве труда и занятости Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 года N 688-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Улучшение условий охраны труда в Иркутской области на 2012 - 2014 годы".
2. Настоящий приказ вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.
Министр труда и занятости |
Н.В.Брускова |
Ведомственная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области
на 2012 - 2014 годы"
(утв. Приказом Министерства труда и занятости
Иркутской области от 31 января 2013 г. N 2-МПР)
Паспорт программы
Разработчик программы |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области на 2012 - 2014 годы" (далее - программа) |
Дата, номер, наименование правового акта, утвердившего целевую программу ведомства |
Приказ министерства экономического развития и промышленности Иркутской области от 25 апреля 2012 года N 14-мпр "Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Иркутской области на 2012 - 2014 годы" |
Номер и дата учета целевой программы ведомства в реестре ведомственных целевых программ |
N 52 от 27 апреля 2012 года |
Цель и задачи программы |
Цель: 1. Улучшение условий и охраны труда на территории Иркутской области. Задача: 1.1. Активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Цель: 2. Снижение уровня производственного травматизма на территории Иркутской области. Задача: 2.1. Совершенствование нормативной правовой базы по охране труда. 2.2. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. 2.3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения. Цель: 3. Снижение уровня профессиональной заболеваемости на территории Иркутской области. Задача: 3.1. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения Иркутской области |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
Показатели социальной эффективности: Показатель цели 1: - удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Показатель задачи 1.1: - удельный вес рабочих мест, аттестованных по условиям труда, от общего количества рабочих мест в организациях, расположенных на территории Иркутской области. Показатель цели 2: - уровень производственного травматизма; - уровень производственного травматизма со смертельным исходом; - смертность среди трудоспособного населения от предотвратимых причин. Показатель цели 3: - уровень профессиональной заболеваемости; - удельный вес инвалидов, получивших трудовое увечье или профзаболевание, от общего числа инвалидов. Показатели экономической эффективности: - объем выплат по временной нетрудоспособности пострадавшим (или их родственникам в связи с потерей кормильца); - объем расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве; - уровень государственных затрат на выплату компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда |
Сроки реализации программы |
2012 - 2014 годы |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования) |
Общий объем финансирования программы за счет средств областного бюджета Иркутской области составляет 2310 тыс. рублей: 2012 год - 740 тыс. рублей; 2013 год - 770 тыс. рублей; 2014 год - 800 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы ведомства и показатели социально-экономической эффективности |
- снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, на 8% ежегодно; - снижение уровня производственного травматизма на 2% ежегодно; - снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 25%; - снижение смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин на 4% ежегодно; - уменьшение объема выплат по временной нетрудоспособности пострадавшим (или их родственникам в связи с потерей кормильца), уменьшение расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве, на более чем 1 млн. руб. ежегодно; - экономия государственных затрат на выплату компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда на 8% |
Система организации контроля за ходом реализации программы |
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет министерство экономического развития и промышленности Иркутской области. Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов программы, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, возлагается на министерство экономического развития и промышленности Иркутской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда |
Раздел 1. Характеристика проблемы,
решение которой осуществляется путем реализации программы,
включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения
на уровне Иркутской области программным методом
Иркутская область - огромная промышленная площадка, на которой представлены почти все виды производств и промышленности, где работает половина всего проживающего на территории населения.
Основные отрасли промышленности - цветная металлургия, представленная алюминиевой и золотодобывающей промышленностью, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая промышленность. Область специализируется на энергоемких производствах благодаря наличию собственной недорогой энергии. Более 15% промышленного производства принадлежит к машиностроению и металлообработке. Топливная промышленность представлена в основном угольной. На территории области располагаются не только промышленные предприятия, но и развитое сельское хозяйство, а также предприятия малого и среднего бизнеса, где заняты тысячи людей, подвергающихся воздействию неблагоприятных факторов.
На предприятиях Иркутской области, подлежащих обследованию по условиям труда (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь), в 2010 году, по данным Иркутскстата, были заняты 221,9 тысячи человек. Удельный вес работающих в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, в 2010 году, по данным Иркутскстата, увеличился на 7,9% по сравнению с прошлым годом и составил 34% от общей численности занятых в экономике (в 2009 году - 31,5%).
Увеличение названного показателя можно объяснить отчасти активизацией работы по проведению в организациях данных отраслей экономики аттестации рабочих мест по условиям труда, что вскрывает действительную ситуацию в конкретной отрасли экономики и позволяет получить объективную оценку условий труда работающих на основании выполненных инструментальных измерений вредных производственных факторов.
Большое количество лиц, занятых во вредных условиях труда, объясняется устаревшим технологическим оборудованием, отсутствием качественных сертифицированных средств индивидуальной защиты, несовершенством средств коллективной защиты работников (вентиляционных установок, оградительных устройств и т.д.).
Уровень профессиональной заболеваемости на территории Иркутской области в 2010 году в расчете на 10 тыс. работающих в организациях всех форм собственности составил 4,27 случая и увеличился на 14,5% по сравнению с прошлым годом (3,67 в 2009 году).
Для сведения:
Территория |
Уровень профессиональной заболеваемости в расчете на 10 тысяч работников по итогам 2010 года |
Российская Федерация |
3 |
Сибирский федеральный округ |
6,9 |
Иркутская область |
4,3 |
Динамика уровня профзаболеваемости в Иркутской области:
Год |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Уровень профзаболеваемости Кпз |
2,75 |
3,86 |
3,04 |
2,9 |
3,05 |
3,16 |
3,67 |
4,3 |
В целом, наблюдая динамику уровня профессиональной заболеваемости, начиная с 1990 года наблюдается рост уровня профессиональной заболеваемости каждые шесть лет.
Уровень профзаболеваемости, который мы имеем на сегодняшний день, это, прежде всего, отражение условий труда 15 - 20-летней давности, так как около половины (48,3%) зарегистрированных профбольных - это лица предпенсионного и пенсионного возраста. Таким образом, значение данного показателя в силу объективных причин не может служить показателем эффективности (неэффективности) мероприятий программы в период их реализации.
Анализ данных свидетельствует, что охват периодическими медицинскими осмотрами в целом по области в 2010 году составил 94,1% против 93,3% в 2009 году (92,0% - в 2008 году). В ряде городов области, имеющих крупные промышленные предприятия, этот показатель был значительно выше, чем средний по Иркутской области: в г.Черемхово - 97,9%, г.Шелехове - 97,8%, г.Ангарске - 96,6%, г.Братске - 96,6%, г. Иркутске - 95,3%, г.Тулуне - 95,3%, г.Тайшете - 94,2%.
Несмотря на высокий процент охвата периодическими медицинскими осмотрами, качество периодических медицинских осмотров остается низким, что напрямую связано с оснащением лечебно-профилактических учреждений, квалификацией специалистов, осуществляющих медицинские осмотры, наличием лицензии на данный вид деятельности лечебно-профилактических учреждений. Как следствие: невыполнение основной задачи периодических медицинских осмотров - выявление профессиональных заболеваний на ранних стадиях. Так, в ходе целевых медосмотров в 2010 году выявлено 82,6% больных с профзаболеваниями (в 2009 г. - 83,08%, в 2008 г. - 76,5%) и 17,4% - при обращении больных за медицинской помощью (в 2009 г. - 16,9%, в 2008 г. - 23,5%).
В то же время многие работодатели (малого и среднего бизнеса) организуют профмедосмотры формально, зачастую в поликлиниках по месту жительства, где вместо периодических медицинских осмотров проводится диспансеризация работников или медосмотр декретированного контингента, при этом утрачивается целенаправленность проведения медосмотров. Эти причины приводят к несвоевременной диагностике начальных признаков профзаболеваний, развитию профпатологии, профессиональной инвалидности.
По данным профбюро медико-социальной экспертизы Иркутской области, число лиц, первично признанных инвалидами от профессиональных заболеваний, в 2010 году составило 75 человек (в 2009 году - 69 человек).
Среди инвалидов по профессиональным заболеваниям в 2010 году, как и в предыдущие годы, преобладали инвалиды 3 группы (2010 г. - 97,3%, 2009 г. - 99,0%). Из категории неработающих инвалидов более 25% желают работать, но не могут этого сделать из-за нерешенности вопросов рационального трудоустройства.
К причинам возникновения хронических заболеваний относятся в основном причины технического характера: конструктивные недостатки машин и оборудования, несовершенство технологических процессов, нарушение правил техники безопасности, несовершенство рабочих мест, средств индивидуальной защиты, нарушение режима труда и отдыха.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в целях снижения уровня профессиональной заболеваемости, раннего выявления начальных признаков профессиональных заболеваний и снижения уровня инвалидизации работающего населения Иркутской области наиболее приоритетным направлением деятельности органов исполнительной власти является содействие в создании и развитии системы медико-профилактического обслуживания работников.
Статистика производственного травматизма, в том числе со смертельным и тяжелым исходом, в организациях области показывает, что, несмотря на положительную динамику его снижения, достаточно широкую законодательную базу в сфере охраны труда, а также планомерную работу по улучшению условий и охраны труда всех заинтересованных органов, уровень производственного травматизма продолжает оставаться достаточно высоким.
По данным Иркутскстата, уровень производственного травматизма (коэффициент частоты - Кч) в 2010 году по сравнению с прошлым годом не изменился и составил 2,1 случая на тысячу занятых в экономике области. При этом общее количество пострадавших от несчастных случаев на производстве составило в 2010 году 691 человек (в 2009 г. - 840), что объясняется снижением общей численности занятых в экономике.
Для сведения:
Территория |
Уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работников по итогам 2010 года |
Российская Федерация |
2,1 |
Сибирский федеральный округ |
2,7 |
Иркутская область |
2,1 |
При этом благодаря пропаганде вопросов улучшения охраны труда на рабочем месте уровень затрат организаций на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего увеличился в 7 раз: с 1651 рубля в 2001 году до 7423 рублей в 2010 году.
Таким образом, основными проблемами в сфере обеспечения безопасности и охраны труда в Иркутской области являются:
- нарушения в системе медико-санитарного обеспечения работающих (медсанчастей, здравпунктов, профилакториев), недостаточная профилактическая работа профзаболеваемости, отсутствие необходимой подготовки врачей, участвующих в медицинских осмотрах;
- устаревшее технологическое оборудование, отсутствие качественных сертифицированных средств индивидуальной защиты, несовершенство средств коллективной защиты работников (вентиляционных установок, оградительных устройств и т.д.);
- недостаточное внимание работодателей к вопросам обеспечения безопасности труда на рабочих местах, в том числе проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, организации обучения по охране труда, обеспечению прохождения работниками медицинских осмотров, обеспечению современными средствами индивидуальной защиты;
- необходимость обеспечения повышенного внимания работодателей к обновлению и реконструкции основных производственных фондов в целях снижения уровня занятости работников в условиях труда, не отвечающих гигиеническим нормативам.
Раздел 2. Цель и задачи программы
Целью программы является улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории Иркутской области.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- совершенствование нормативной правовой базы по охране труда;
- непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
- совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения.
Раздел 3. Описание социальных и экономических последствий
реализации программы, планируемая общая оценка ее вклада
в достижение соответствующей стратегической цели
При разработке мероприятий программы особое внимание уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их реализации.
Программа сформирована как единый комплекс организационных, методических, профилактических, санитарно-гигиенических, медицинских, информационных, пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, и является неотъемлемым звеном системы управления охраной труда на территории Иркутской области, интегрирующим деятельность по решению комплекса задач всеми ее участниками (органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями-работодателями и самими работниками).
Социально-экономический эффект от выполнения мероприятий программы выразится в:
- снижении удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, на 8%;
- снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 25%;
- снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин на 4%;
- снижении уровня производственного травматизма на 2%;
- уменьшении объема выплат по временной нетрудоспособности пострадавшим (или их родственникам в связи с потерей кормильца), а также расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве, на более чем 1 млн. руб. ежегодно;
- экономии государственных затрат на выплату компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда на 8%. Вместе с тем следует принять во внимание наличие внешних и внутренних рисков, которые могут помешать достижению поставленных целей.
К внешним рискам относятся причины, не зависящие от исполнителя программных мероприятий и Главного распорядителя бюджетных средств: изменение федерального законодательства, стихийные бедствия, террористические акты, противоправные действия третьих лиц, дорожно-транспортные происшествия и т.д.
Для снижения вероятности внутренних рисков, связанных с недостаточным уровнем квалификации, неудовлетворительной организацией работы и т.д., исполнители программы принимают своевременные меры воздействия в рамках установленных законодательством полномочий.
Планируемые индикаторы результативности реализации программы представлены в приложении 2.
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий, сроки их реализации
Для решения каждой конкретной задачи программы разработан комплекс мероприятий, соответствующий полномочиям и компетенции министерства экономического развития и промышленности Иркутской области.
Перечень и описание программных мероприятий представлены в Приложении 1 к программе.
Раздел 5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Согласно данным государственного учреждения "Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации", средний размер ежемесячной страховой выплаты по возмещению вреда в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных в 2010 году составил 7758,58 рубля. Общая сумма расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 году составила 49929,5 тыс. руб.
Планируемое программой ежегодное снижение уровня производственного травматизма на 2% позволит сократить затраты, связанные с выплатой пособия по временной нетрудоспособности, на 998,6 тыс. руб. ежегодно. Вместе с тем опыт реализации программно-целевого подхода в решении вопросов охраны труда на территории Иркутской области свидетельствует о том, что фактические значения целевых показателей снижения уровня производственного травматизма значительно превысили изначально планируемые 2%.
Раздел 6. Методика оценки эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется ответственным исполнителем программы путем установления степени достижения ожидаемых результатов, а также сравнения текущих значений показателей (индикаторов) с их целевыми значениями.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации программы и в целом по окончании ее реализации.
Эффективность реализации программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей (индикаторов) программы к уровню ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности рассчитывается по формуле:
где:
N - общее число целевых показателей (индикаторов);
X План.n - плановое значение n-го целевого показателя (индикатора);
X Тек.n - текущее значение n-го целевого показателя (индикатора);
F План - плановая сумма финансирования по программе;
F Тек. - сумма финансирования (расходов) на текущую дату.
Для расчета комплексного показателя эффективности используются все целевые индикаторы программы.
При значении комплексного показателя эффективности от 80% до 100% и более эффективность реализации программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.
Раздел 7. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Источником финансирования программы являются средства областного бюджета в объеме 2310 тысяч рублей, в том числе по годам:
2012 - 740 тысяч рублей;
2013 - 770 тысяч рублей;
2014 - 800 тысяч рублей.
Объемы финансирования программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации программы.
Финансирование программы за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год исходя из необходимости продолжения ранее начатых работ.
Финансирование конкретных работ в рамках программы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых министерством экономического развития и промышленности Иркутской области с организациями-исполнителями в соответствии с установленным законодательством порядком.
Направления и объемы финансирования программы за счет средств бюджета Иркутской области представлены в Приложении 3 к программе.
Распределение средств на реализацию конкретных мероприятий ведомственной программы основано на объективной стоимости производства работ, услуг:
1. Проведение государственной экспертизы условий труда - 300 тыс. рублей:
В 2010 году министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области и федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (далее - Центр) заключили соглашение о взаимодействии, предметом которого является привлечение исследовательской (измерительной) лаборатории Центра для целей государственной экспертизы условий труда на территории Иркутской области по направлениям, предусмотренным статьей 216.1 Трудового кодекса РФ. Опыт реализации соглашения показал, что средняя стоимость инструментальных измерений на 543 рабочих местах составила 100 тысяч рублей. Ежегодно государственная экспертиза условий труда проводится в среднем на 15 тысячах рабочих мест, из них 1/3 требует проведения независимых инструментальных измерений.
2. Организация конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Иркутской области - 120 тыс. рублей:
Конкурс на лучшую организацию работы по охране труда проводится по двум номинациям. Общее количество победителей составляет 24 участника.
В целях привлечения внимания руководителей организаций к созданию на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда в Иркутской области с 2001 года проводится ежегодный конкурс на лучшую организацию работы по охране труда. Количество участников конкурса в 2001 году составило 60 организаций области, в 2008 году их количество увеличилось до 1044. Рост числа участников формировал соревновательный процесс, который в конечном итоге стимулировал работодателей на создание здоровых и безопасных условий труда. В связи с отсутствием финансирования данного мероприятия с 2009 года отмечается снижение количества участников конкурса (2009 г. - 947, 2010 г. - 740, 2011 г. - 444). Таким образом, программой предусмотрено возобновление практики материального поощрения победителей в размере 5 тыс. рублей, в том числе 1 тыс. рублей предусмотрена на приобретение кубка с индивидуальной гравировкой и диплома в рамке, 4 тыс. рублей предусмотрены на приобретение памятного подарка победителю.
3. Организация и формирование электронного портала "Охрана труда в Иркутской области" с разделами - 100 тыс. руб.:
- система государственного управления охраной труда (телефоны, почта и т.д.);
- электронная библиотека действующих федеральных, региональных, муниципальных правовых актов по охране труда;
- услуги в области охраны труда;
- состояние условий и охраны труда в Иркутской области.
Стоимость мероприятия определяется средней стоимостью создания и обеспечения деятельности интернет-сайта "Система управления охраной труда в Иркутской области", который объединит все уровни и вертикали вышеуказанной системы, обеспечит доступность нормативной правовой базы по охране труда и рынка услуг в области охраны труда для руководителей и специалистов по охране труда организаций Иркутской области, способствует координации деятельности органов надзора и контроля за состоянием условий труда, обеспечит основу для мониторинга состояния условий и охраны труда в Иркутской области и др.
4. Пропаганда вопросов охраны и условий труда в средствах массовой информации, тиражирование информационных выпусков, справочников по охране труда - 100 тыс. руб.:
Финансирование данного мероприятия обусловлено необходимостью тиражирования брошюр по организации труда на отдельных рабочих местах, наиболее травмоопасных для нашего региона - лесозаготовка, строительство и т.д., методических рекомендаций в помощь работодателю и специалисту по охране труда малого и среднего бизнеса, формирования пакета документов для участников отраслевых семинаров, совещаний, конференций и т.д.
5. Организация обучения экспертов по условиям труда - 60 тыс. рублей.:
Средняя стоимость обучения 1 государственного эксперта складывается из стоимости обучающего семинара - 10 - 15 тыс. рублей (г.Москва, Всероссийский центр охраны труда), транспортных расходов - 15 тыс. рублей, проживания 15 - тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий, предусмотренных программой, составляет 2310 тыс. рублей на весь период реализации, в том числе по годам: 2012 г. - 740 тысяч рублей, 2013 г. - 770 тысяч рублей; 2014 г. - 800 тысяч рублей. Таким образом, затраты на реализацию мероприятий программы полностью окупаются снижением затрат, связанных с выплатой пособия по временной нетрудоспособности на 998,6 тыс. руб. ежегодно исходя из планируемого ежегодно снижения уровня производственного травматизма на 2%. Кроме того, важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на территории Иркутской области, является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Иркутской области. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития региона одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
Раздел 8. Система управления реализацией программы
Главный распорядитель программы, ответственный исполнитель за реализацию мероприятий программы - министерство экономического развития и промышленности Иркутской области.
Контроль за ходом реализации программы осуществляется министерством экономического развития и промышленности Иркутской области, а также министерством финансов Иркутской области в установленной сфере деятельности в соответствии# постановлением Правительства Иркутской области от 19 февраля 2008 года N 26-па "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ Иркутской области".
В целях обеспечения контроля и анализа хода реализации мероприятий программы главный распорядитель ежегодно в срок, предусмотренный для сдачи бюджетной отчетности, формирует отчет, отражающий эффективность и результативность выполнения мероприятий программы.
Главный распорядитель проводит мониторинг реализации программы, в ходе проведения которого с ежеквартальной периодичностью фиксируется и анализируется информация о результатах ее исполнения.
По итогам мониторинга устанавливаются отклонения фактических результатов реализации и целевых индикаторов от запланированных. При наличии существенных отклонений выявляются причины отклонений и факторы, негативно влияющие на реализацию мероприятий, разрабатываются меры по повышению результативности программы.
Приложение 1
к Ведомственной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда
в Иркутской области на 2012 - 2014 годы"
Перечень программных мероприятий
N п/п |
Наименование цели, задачи и мероприятия |
Содержание мероприятия (описания работ, проводимых в рамках мероприятий) |
Сроки реализации мероприятия |
Расходы на мероприятия, тыс.руб. |
Ответственный за реализацию мероприятия |
Перечень организаций, участвующих в реализации мероприятия (помимо ответственной организации) или порядок их отбора |
||||
С (месяц/ год) |
По (месяц/ год) |
Всего |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1. Улучшение условий и охраны труда в организациях Иркутской области | ||||||||||
1.1. Активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда | ||||||||||
1.2 |
Проведение государственной экспертизы условий труда |
оформление заключений: по качеству проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области; - на соответствие требованиям охраны труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а такжпри# внедрении нового оборудования и технологических процессов (за исключением проектов федерального значения); - для установления органами МСЭ степени утраты трудоспособности; - для разрешения споров, в т.ч. в судебных органах, возникающих между юридическими и физическими лицами по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; - о выполенении# требований охраны труда |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
800 |
200 |
300 |
300 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
1.3 |
Организация работы областной межведомственной комиссии по охране труда |
- формирование плана работы комиссии; - организация и проведение заседаний комиссии; - оформление протоколов решений комиссии и контроль их исполнения |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
1.4 |
Оказание содействия по заключению соглашений (отраслевых тарифных, межотраслевых тарифных, профессиональных тарифных, территориальных и коллективных договоров с включением раздела "Улучшение условий и охраны труда" и обязательствами сторон, учитывающими требования законодательства Российской Федерации и Иркутской области об охране труда |
- оказание методической и консультационной помощи при составлении разделов "охрана труда" коллективных договоров, отраслевых и межотраслевых соглашений, а также их экспертиза при уведомительной регистрации |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда |
1.5 |
Подготовка и участие в рассмотрении увопросов# улучшения условий и охраны труда в рамках работы трехсторонней комиссии Иркутской области по регулированию социально-трудовых отношений |
- участие в разработке проектов решений комиссии по вопросам охраны труда; - участие в формировнии# повестки заседаний комиссии |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
|
|
|
|
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
Итого по задаче |
800 |
200 |
300 |
300 |
|
|
||||
Итого по цели |
800 |
200 |
300 |
300 |
|
|
||||
2. Снижение уровня производственного травматизма | ||||||||||
2.1. Совершенствование нормативной правовой базы по охране труда | ||||||||||
2.1.1 |
Совершенствование регионального законодательства, регулирующего вопросы охраны труда |
- внесение изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты Иркутской области |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
2.1.2 |
Разработка областной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2015 - 2019 годы |
- разработка комплекса программных мероприятий; - согласование проекта программы |
Январь 2014 |
Май ь# 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
2.1.3 |
Разработка методических рекомендаций по вопросам: - управления охраной труда, - внедрению системы управления профессиональными рисками, - исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления |
- разработка методических рекомендаций; - размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" портала "Система управления охраной труда в Иркутской области" |
Январь 2012 |
Март 2013 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
2.2. Информационное обеспечение и пропаганда охранытруда# | ||||||||||
2.2.1 |
Организация конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Иркутской области |
- объявление о конкурсе в средствах массовой информации; - обработка конкурсной документации; - подведение итогов конкурса; - приобретение дипломов и призов победителям; - организация торжественного награждения победителей |
Апрель 2012 |
Апрель 2014 |
390 |
120 |
130 |
140 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда, организации оказывающие услуги в области охраны труда |
2.2.2 |
Подготовка ежегодного доклада о состоянии условий и охраны труда в Иркутской области |
- сбор и обработка данных; - анализ полученной информации; - формирование доклада |
|
|
|
|
|
|
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Государственная инспекция труда в Иркутской области, Иркутскстат, Фонд социального страхования РФ, Иркутское областное объединение организаций профсоюзов |
2.2.3 |
Организация и формирование электронного портала "Охрана труда в Иркутской области" с разделами: - система государственного управления охраной труда (телефоны, почта и т.д.); - электронная библиотека действующих федеральных, региональных и муниципальных правовых актов по охране труда; - услуги в области охраны труда; - состояние условий и охраны труда в Иркутской области |
- заключение контракта на предоставление услуг по созданию сайта и сопровождению его деятельности; - формирование информационного материала для запаленения# разделов сайта; - актуализация информации сайта |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
300 |
100 |
100 |
100 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда, Государственная инспекция труда в Иркутской области, |
2.2.4 |
Организация и проведения# мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда |
- организация и проведение круглых столов, семинаров, совещаний по вопросам охраны труда в организациях Иркутской области |
Апрель 2012 |
Апрель 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда |
2.2.5 |
Создание системы мониторинга состояния условий и охраны труда в Иркутской области |
- определение основных показателей состояния условий труда, входящих в систему мониторинга; - определение процедуры и сроков сбора и обработки данных |
Июнь 2012 |
Декабрь 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда |
2.2.6 |
Пропоганда# вопросов охраны и условий труда в средствах массовой информации, тиражирование информационных выпусков, справочников по охране труда |
- подготовка материалов и тиражирование спецвыпусков, брошюр, методических рекомендаций по охране труда; - публикация информационных материалов в средствах массовой информации |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
300 |
100 |
100 |
100 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
2.2.7 |
Организация отраслевых конференций по вопросам внедрения передовых методов управления охраной труда в наиболее травмоопасных отраслях экономики региона |
В рамках конференции предусмотрена выдача специализированной литературы по охране труда, ознакомление с современными средствами индивидуальной защиты и т.д.: - в металлургии; - в лесозаготовке и деревообработке; - в строительстве |
Октябрь 2012 Октябрь 2013 Октябрь 2014 |
Октябрь 2012 Октябрь 2013 Октябрь 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
|
Итого по задаче |
|
|
990 |
320 |
330 |
340 |
|
|
|
2.3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения | ||||||||||
2.3.1 |
Согласование учебных планов и программ по охране труда |
- экспертная оценка разрабатываемых планов и программ обучения по вопросам охраны труда государственным требованиям |
Январь 202# |
Декабрь 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
2.3.2 |
Участие в работе обучающих семинаров, пленумов, коференций#, организуемых обучающими организациями, органами государственной власти, местного самоуправления, профсоюзными объединениями, а также комиссий по проверке знаний и требований по охране труда |
- подготовка докладов, выступоений#, информационных материалов для участия в мероприятиях, посвященных вопросам охраны труда |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда |
2.3.4 |
Организация обучения экспертов по условиям труда |
- своевременное повышение квалификации, в том числе внеочередное, государственных экспертов по условиям труда на базе Всероссийского центра охраны труда г.Москва |
Ноябрь 2012 |
Ноябрь 2014 |
370 |
220 |
70 |
80 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
|
2.3.5 |
Организация обучения по охране труда руководителей и специалистов по охране труда организаций Иркутской области |
- формирование контингента слушателей; - взаимодействие с учебными цетрами#; - участие в работе комиссий по проверке знаний и требований охраны труда |
Май 2012 |
Октябрь 2014 |
150 |
0 |
70 |
80 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда |
Итого по задаче |
520 |
220 |
140 |
160 |
|
|
||||
Итого по цели |
1510 |
540 |
470 |
500 |
|
|
||||
3. Снижение уровня профессиональной заболеваемости | ||||||||||
3.1. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и реабилитации работающего населения | ||||||||||
3.1.1 |
Содействие осуществлению частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
- организация разъяснительной работы с руководителями и специалистами по охране труда предприятий области о правилах осуществления финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - взаимодействие с Фондом социального страхования по вопросам осуществления частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда |
3.3.2 |
Организация научно-исследовательской работы в области промышленной медицины |
- определение направления научно-исследовательской работы в области промышленной медицины; - содействие в финансировании научно-исследовательской работы в области промышленной медицины; - внедрение в организации Иркутской области результатов научно-исследовательской работы в области промышленной медицины |
Май 2013 |
Май 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Иркутский государственный медицинский университет, Иркутский Государственный технический университет, Ангарский филиал - Научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека ВСНЦ ЭЧ СО РАМН |
3.3.3 |
Разработка и реализация Плана мероприятий по оздоровлению работников: - металлургической промышленности; - лесной и деревообрабатывающей промышленности; - химической промышленности |
- рассмотрение вопросов о состоянии медицинского обслуживания, организации профосмотров, обеспечения лечебно-профилактического питания работников предприятий с высоким ростом профессиональной заболеваемости на заседаниях областной межведомственной комиссии по охране труда, муниципальных комиссиях, отраслевых семинарах и совещаниях; - анализ информации по данным вопросам; - разработка методический# указаний по снижению неблагоприятного воздействия в данных организациях вредных производственных факторов, улучшения и оздоровление условий труда, совершенствования системы медицинского обслуживания работников на предприятии |
Январь 2012 |
Декабрь 2014 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области |
Органы местного самоуправления, исполняющие переданные государственные полномочия по охране труда, Иркутский государственный медицинский университет, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, Министерство здравоохранения Иркутской области, Ангарский филиал - Научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека ВСНЦ ЭЧ СО РАМН |
Итого по цели |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
||||
Всего по программе |
2012 |
2014 |
2310 |
740 |
770 |
800 |
|
|
Приложение 2
к Ведомственной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда
в Иркутской области на 2012 - 2014 годы"
Планируемые индикаторы результативности реализации Программы
N п/п |
Наименование цели, задачи и мероприятия |
Наименование показателей |
Ед. Изм. |
Значение индикатора |
Порядок (формула) расчета индикатора |
Источники данных для расчета индикатора |
Периодичность расчета индикатора |
||||
2010 факт |
2011 оценка |
прогноз |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||||
1. Улучшение условий и охраны труда в организациях Иркутской области | |||||||||||
1.1. Активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда | |||||||||||
|
Проведение государственной экспертизы условий труда |
Удельный вес рабочих мест, аттестованных по условиям труда, от общего количества рабочих мест в организациях, расположенных на территории Иркутской области |
(%) |
40 |
38 |
44 |
46 |
48 |
Количество аттестованных рабочих мест/общее количество рабочих мест)/*100 |
Государственная инспекция труда в Иркутской области |
ежегодно |
|
Организация работы областной межведомственной комиссии по охране труда |
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам |
(%) |
34 |
34 |
33 |
32 |
31 |
(количество работников занятых на аттестованных рабочих местах с классами условий труда 3 "вредные"/общее количество работников, занятых на аттестованных рабочих местах)*100 |
роспотребнадзор |
ежегодно |
|
Оказание содействия по заключению соглашений (отраслевых тарифных, межотраслевых тарифных, профессиональных тарифных, территориальных и коллективных договоров с включением раздела "Улучшение условий и охраны труда" и обязательствами сторон, учитывающими требования законодательства Российской Федерации и Иркутской области об охране труда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Подготовка и участие в рассмотрении увопросов# улучшения условий и охраны труда в рамках работы трехсторонней комиссии Иркутской области по регулированию социально-трудовых отношений |
- |
-- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
2. Снижение уровня производственного травматизма | |||||||||||
2.1. Совершенствование нормативной правовой базы по охране труда | |||||||||||
|
Совершенствование регионального законодательства, регулирующего вопросы охраны труда |
Уровень производственного травматизма #расчете на 1 тыс. работающих Коэффициент частоты (Кч) |
Случаев |
|
2,1 |
2,0 |
1,90 |
1,80 |
Коэффициент частоты (Кч) рассчитывается по формуле: Кч = Н с*1000/Ср, Где Нс - число несчастных случаев за отчетный период; Ср - среднесписочное число работающих |
Иркутскстат |
ежегодно |
|
Разработка областной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Иркутской области на 2015 - 2019 годы |
Уровень производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
Случаев |
0,120 |
0,124 |
0,120 |
0,119 |
0,118 |
Коэффициент частоты смертельного травматизма определяется по формуле: Кс=n2/Ср,*1000, Где: n2 - количество смертельных случаев на производстве, Ср - среднесписочное число работающих |
Иркутскстат |
ежегодно |
|
Разработка методических рекомендаций по вопросам: - управления охраной труда, - внедрению системы управления профессиональными рисками, - исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
2.2. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда | |||||||||||
|
Организация конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Иркутской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Подготовка ежегодного доклада о состоянии условий и охраны труда в Иркутской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Организация и формирование электронного портала "Охрана труда в Иркутской области" с разделами: - система государственного управления охраной труда (телефоны, почта и т.д.); - электронная библиотека действующих федеральных, региональных и муниципальных правовых актов по охране труда; - услуги в области охраны труда; - состояние условий и охраны труда в Иркутской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Организация и проведения# мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Создание системы мониторинга состояния условий и охраны труда в Иркутской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Пропоганда# вопросов охраны и условий труда в средствах массовой информации, тиражирование информационных выпусков, справочников по охране труда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Организация отраслевых конференций по вопросам внедрения передовых методов управления охраной труда в наиболее травмоопасных отраслях экономики региона |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
2.3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения | |||||||||||
|
Согласование учебных планов и программ по охране труда |
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Участие в работе обучающих семинаров, пленумов, коференций#, организуемых обучающими организациями, органами государственной власти, местного самоуправления, профсоюзными объединениями, а также комиссий по проверке знаний и требований по охране труда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Организация обучения экспертов по условиям труда |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Организация обучения по охране труда руководителей и специалистов по охране труда организаций Иркутской области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
3. Снижение уровня профессиональной заболеваемости | |||||||||||
|
Содействие осуществлению частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
Удельный вес инвалидов, получивших трудовое увечье или профзаболевание, от общего числа инвалидов |
(%) |
0,46 |
0,46 |
0,44 |
0,42 |
0,40 |
(общее число инвалидов/чмсло# инвалидов в результате несчастного случая на производстве (профзаболевания))* 100 |
Роспотребнадзор |
ежегодно |
|
Разработка и реализация Плана мероприятий по оздоровлению работников: - металлургической промышленности; - лесной и деревообрабатывающей промышленности; - химической промышленности |
Уровень профессиональной заболеваемости |
(%) |
4,3 |
4,4 |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
Количество случаев установления диагноза профессионального заболевание#/ общее количество работающих)* 10000 |
Роспотребнадзор |
ежегодно |
|
Организация научно-исследовательской работы в области промышленной медицины |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<*> Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области.
<**> Динамика данных показателей в ту или иную сторону свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.
Приложение 3
к Ведомственной целевой программе
"Улучшение условий и охраны труда
в Иркутской области на 2012 - 2014 годы"
Направления и объемы финансирования программы за счет средств бюджета Иркутской области
N |
Мероприятия программы |
КВСР |
Рз |
Пр |
ЦСР |
КВР |
Общий объем финансирования, тыс. руб. |
2012 |
2013 |
2014 |
1. Улучшение условий и охраны труда в организациях Иркутской области | ||||||||||
1.1. Активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда | ||||||||||
1.1.1 |
Проведение государственной экспертизы условий труда |
831 |
01 |
13 |
5222900 |
012 |
|
200 |
300 |
300 |
|
Итого по задаче: |
|
|
|
|
|
800 |
200 |
300 |
300 |
|
Итого по цели: |
|
|
|
|
|
800 |
200 |
300 |
300 |
2. Снижение уровня производственного травматизма | ||||||||||
2.2. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда | ||||||||||
2.2.2 |
Организация конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в Иркутской области |
831 |
01 |
13 |
5222900 |
012 |
390 |
120 |
130 |
140 |
2.2.3 |
Организация и формирование электронного портала "Охрана труда в Иркутской области" с разделами: - система государственного управления охраной труда (телефоны, почта и т.д.); - электронная библиотека действующих федеральных, региональных, муниципальных правовых актов по охране труда; - услуги в области охраны труда; - состояние условий и охраны труда в Иркутской области |
831 |
01 |
13 |
5222900 |
012 |
300 |
100 |
100 |
100 |
2.2.4 |
Пропаганда вопросов охраны и условий труда В средствах массовой информации, тиражирование информационных выпусков, справочников по охране труда |
831 |
01 |
13 |
5222900 |
012 |
300 |
100 |
100 |
100 |
|
Итого по задаче: |
|
|
|
|
|
990 |
320 |
330 |
340 |
2.3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения | ||||||||||
2.3.4 |
Организация обучения экспертов по условиям труда |
831 |
01 |
13 |
5222900 |
012 |
370 |
220 |
70 |
80 |
2.3.5 |
Организация обучения по охране труда руководителей и специалистов по охране труда организаций Иркутской области |
|
|
|
|
012 |
150 |
0 |
70 |
80 |
|
Итого по задаче: |
|
|
|
|
|
520 |
220 |
140 |
160 |
|
Итого по цели: |
|
|
|
|
|
1510 |
540 |
470 |
500 |
|
Всего по программе: |
|
|
|
|
|
2310 |
740 |
770 |
800 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и занятости Иркутской области от 31 января 2013 г. N 2-МПР "Об утверждении ведомственной целевой программы "Улучшение условий охраны труда в Иркутской области на 2013 - 2014 годы"
Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Областная" от 26 апреля 2013 г. N 45(1066)
Приказом Министерства труда и занятости Иркутской области от 14 января 2014 г. N 1-МПР настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства труда и занятости Иркутской области от 30 сентября 2013 г. N 56-МПР
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного приказа