Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 5 ноября 2003 г. N А33-7518/03-С3-Ф02-3795/03-С1
(извлечение)
Муниципальное учреждение "Служба заказчика жилищно - коммунальных услуг" (учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 19.04.03 N 8 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Красноярскому краю (налоговая инспекция) в части взыскания налога на доходы физических лиц в сумме 388 989 рублей, пени в сумме 118 764 рубля 9 копеек и штрафа в сумме 77 798 рублей по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 23 июля 2003 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 23 июля 2003 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в связи с неисполнением обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с выплачиваемых физическим лицам доходов, с учреждения правомерно взысканы соответствующие суммы налога на доходы физических лиц, пени и штрафа.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Налоговая инспекция о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом (уведомление от 17.10.03), однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц, налога на доходы физических лиц, полноты и достоверности предоставления сведений на лиц, получивших доходы в 2000 и 2001 годах, достоверности и своевременности предоставления отчета об итоговых суммах начисленных и выплаченных доходов и удержанного подоходного налога за период с 1.12.2000 по 31.12.2002.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 24.03.2003 N 8 и вынесено решение от 19.04.2003 N 8, в том числе о взыскании с учреждения налога на доходы физических лиц в сумме 389 195 рублей, пени в сумме 118 933 рубля 35 копеек и штрафов в сумме 77 839 рублей по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 100 рублей по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требованием N 8 учреждению предложено в добровольном порядке в срок до 01.05.03 уплатить исчисленные по результатам проверки суммы налога, пени и штрафов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того обстоятельства, что в рассматриваемом деле у учреждения отсутствовала предусмотренная нормами Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на доходы при перечислении денежных средств физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Налогоплательщиками согласно статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Источником выплаты доходов налогоплательщику согласно пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации является организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.
В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц по статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения является полученный налогоплательщиками доход. Перечень доходов, подлежащих налогообложению, предусмотрен статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации.
Для российских организаций, индивидуальных предпринимателей и постоянных представительств иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики - физические лица получили доходы, статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и уплаты в бюджет удержанной суммы налога на доходы. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации с зачетом ранее удержанных сумм налога.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что налоговой инспекцией не доказан тот факт, что перечисленные учреждением по поручению третьих лиц и в счет взаиморасчетов с третьими лицами, на счета физических лиц в банках, денежные средства, являются доходами, которые в соответствии со статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению.
Кроме того, непредставление налоговой инспекцией доказательств наличия каких - либо отношений между учреждением и физическими лицами, получившими денежные средства, признания учреждения источником выплаты данным физическим лицам доходов, является основанием для признания отсутствующей у учреждения, предусмотренной статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате в бюджет удержанной суммы налога на доходы.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 23 июля 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7518/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Для российских организаций, индивидуальных предпринимателей и постоянных представительств иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики - физические лица получили доходы, статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и уплаты в бюджет удержанной суммы налога на доходы. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации с зачетом ранее удержанных сумм налога.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что налоговой инспекцией не доказан тот факт, что перечисленные учреждением по поручению третьих лиц и в счет взаиморасчетов с третьими лицами, на счета физических лиц в банках, денежные средства, являются доходами, которые в соответствии со статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению.
Кроме того, непредставление налоговой инспекцией доказательств наличия каких - либо отношений между учреждением и физическими лицами, получившими денежные средства, признания учреждения источником выплаты данным физическим лицам доходов, является основанием для признания отсутствующей у учреждения, предусмотренной статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате в бюджет удержанной суммы налога на доходы."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 ноября 2003 г. N А33-7518/03-С3-Ф02-3795/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника