Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 17 февраля 2004 г. N А33-6971/03-С3с-Ф02-269/04-С1
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк "Стромкомбанк" (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения от 19.03.2003 N 370 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска (далее - налоговая инспекция) о взыскании пеней в размере 6 585 рублей 27 копеек за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Решением от 18 августа 2003 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27 октября 2003 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговые органы вправе осуществлять применение мер принудительного взыскания недоимки и пеней по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а именно направлять плательщикам требования об уплате взносов и пеней, выносить решения о взыскании их с банковских счетов и предъявлять к расчетным счетам соответствующие инкассовые поручения.
С учетом самостоятельности и индивидуальной возмездности каждой из частей страхового взноса налоговая инспекция считает правомерным начисление пеней за несвоевременную уплату части страховых взносов.
Банк в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция и банк о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (уведомления от N329,459 от 26.01.04.), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, по результатам проведения камеральной проверки письмом от 18.10.2002 N 01-07/18700, налоговой инспекцией банку предложено внести изменения в налоговую отчетность и уплатить соответствующие суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с неправильным использованием тарифа для расчетов сумм страховых взносов для лиц 1967 года рождения и моложе за 1, 2 кварталы 2002 года.
31.10.2002 банком в налоговую инспекцию представлены уточненные расчеты по авансовым платежам по страховым взносам за 1 и 2 кварталы 2002 года, в соответствии с которыми в части авансовых платежей на страховую часть пенсии у банка образовалась задолженность в размере 93 580 рублей 27 копеек, а в части авансовых платежей на накопительную часть пенсии - переплата в названном размере.
Письмом от 28.10.2002 N 1434 банк обратился в налоговую инспекцию с просьбой о переносе суммы 93 580 рублей 27 копеек с кода 1010620 бюджетной классификации на код 1010610 бюджетной классификации.
Решением от 04.11.2002 N 1761 налоговой инспекцией произведен зачет переплаты авансовых платежей на накопительную часть пенсии в размере 93 580 рублей 27 копеек в счет уплаты задолженности по авансовым платежам на страховую часть пенсии в том же размере.
Требованием N 140211 налоговой инспекцией банку предложено уплатить в срок до 22.02.2003 в добровольном порядке пени в размере 6 585 рублей 27 копеек по авансовым платежам по страховым взносам на страховую часть пенсии.
Неисполнение названного требования в установленный срок послужило основанием для вынесения налоговой инспекцией решения от 19.03.2003 N 370 о взыскании пеней в размере 6 585 рублей 27 копеек за счет денежных средств на счетах в банках.
Суды первой и апелляционной инстанций при удовлетворении заявленных требований правомерно исходили из того обстоятельства, что налоговой инспекцией не доказана законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 названного закона, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
При этом, пунктом 2 указанной статьи, предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным кодексом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Исходя из буквального толкования изложенных норм суд кассационной инстанции полагает, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках не является формой налогового контроля.
Данный вывод подтверждает и то обстоятельство, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок вынесения названного решения, сосредоточены в главе 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов", а не в главе 14 "Налоговый контроль" кодекса.
Таким образом, налоговая инспекция не обладает полномочиями на вынесение решения о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств плательщика на счетах в банках, так как их взыскание производится судом на основании соответствующих заявлений органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о неправомерности исчисления налоговой инспекцией пеней по авансовым платежам по страховым взносам на страховую часть пенсии.
В соответствии с пунктами 2, 4, 6 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку законодательством не предусмотрено начисление пеней на часть страхового взноса, а начисленная банком как по первоначально представленным, так и по уточненным расчетам за 1 и 2 кварталы 2002 года сумма авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не изменилась и была перечислена в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации полностью и с соблюдением установленных сроков, суд кассационной инстанции полагает, что требования заявителя кассационной жалобы не соответствуют законодательству и материалам дела.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 18 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 27 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6971/03-С3с оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из буквального толкования изложенных норм суд кассационной инстанции полагает, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налогов (сборов) и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках не является формой налогового контроля.
Данный вывод подтверждает и то обстоятельство, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок вынесения названного решения, сосредоточены в главе 8 "Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов", а не в главе 14 "Налоговый контроль" кодекса.
...
В соответствии с пунктами 2, 4, 6 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 февраля 2004 г. N А33-6971/03-С3с-Ф02-269/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника