Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 января 2004 г. N А10-1935/03-3-Ф02-4762/03-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Вертолетная инновационно - промышленная компания (далее - ОАО "ВИК") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации N2 по Республике Бурятия (далее - налоговая инспекция), выразившихся в проведении зачета излишне уплаченных налогов в уплату задолженности по пеням.
Решением от 08 августа 2002 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 октября 2003 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения дополнена указанием об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов налогоплательщика.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты по делу, указывая, что судом нарушены нормы материального права.
Так, по мнению заявителя, не основан на законе вывод суда о том, что налоговая инспекция в нарушение статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации не извещала налогоплательщика о наличии недоимки по налогам и начисленных пенях.
Налоговая инспекция указывает, что основания для признаний ее действий незаконными отсутствовали, поскольку вернуть налог возможно только после погашения недоимки по другим налогам, сборам и пеням. Данное требование предусмотрено пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ВИК" просит оставить судебные акты по делу без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе , отзыве на кассационную жалобу.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, письмом от 11 марта 2002 года N 0326-09-1053 налоговая инспекция сообщила ОАО "ВИК" о проведенных зачетах излишне уплаченных сумм налогов в уплату пеней на общую сумму 648 695 рублей 91 копейка.
Не согласившись с действиями налоговой инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Выводы Арбитражного суда Республики Бурятия о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований кассационная инстанция считает правильными.
Право самостоятельного проведения налоговым органом зачета излишне уплаченных сумм налогов предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 78).
Вместе с тем, до проведения такого зачета налоговая инспекция обязана сообщить налогоплательщику о ставшем известном факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписанным налоговым органом и налогоплательщиком (пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
В данном случае требования налогового законодательства налоговым органом были нарушены, акты сверок по излишне уплаченным налогам в судебное заседание не представлены.
Кроме того, из письма налогового органа N 03126-09-1053 усматривается, что зачеты проведены по пеням, образовавшимся за неуплату налогов в период трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган должен доказать законность действий по проведению зачета излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пеням, в частности наличие у налогоплательщика такой задолженности.
Однако налоговой инспекцией не представлены доказательства, подтверждающие задолженность по пеням с учетом размера недоимки, периода начисления пеней и подлежащей применению ставки пеней.
При таких обстоятельствах выводы суда о нарушении налоговой инспекцией требований законодательства о налогах и сборах при проведении зачета излишне уплаченного налога соответствуют закону, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 16 октября 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-1935/03-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговая инспекция указывает, что основания для признаний ее действий незаконными отсутствовали, поскольку вернуть налог возможно только после погашения недоимки по другим налогам, сборам и пеням. Данное требование предусмотрено пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Право самостоятельного проведения налоговым органом зачета излишне уплаченных сумм налогов предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 78).
...
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписанным налоговым органом и налогоплательщиком (пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 января 2004 г. N А10-1935/03-3-Ф02-4762/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника