Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 11 марта 2004 г. N А10-4696/03-3-Ф02-716/04-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Гусиноозерская ГРЭС" (общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Селенгинскому району Республики Бурятия (налоговая инспекция) о признании незаконными бездействий налоговой инспекции, выразившихся в непроведении в карточке лицевого счета налогоплательщика к уменьшению налога на прибыль за 1999 год в сумме 6 163 292 рубля, налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства в сумме 307 670 рублей за 1999 год, об обязании налоговую инспекцию провести в карточке лицевого счета общества к уменьшению налог на прибыль в сумме 6 163 292 рубля, налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства в сумме 307 670 рублей.
Решением суда от 8 декабря 2003 года заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом не были представлены документы, подтверждающие правомерность уменьшения сумм налогов, отраженных в представленных уточненных налоговых декларациях.
Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Республики Бурятия, обществом были представлены уточненные налоговые декларации за 1999 год, в том числе по налогу на прибыль и налогу на содержание жилищно-коммунального хозяйства.
Письмом N 0318-03-3212 от 19.09.2003 налоговая инспекция отказала обществу в уменьшении сумм налогов по указанным налоговым декларациям, так как в производстве Арбитражного суда Республики Бурятия находится дело, предметом которого являются те же причины, что и причины подачи уточненных деклараций.
Не согласившись с отказом в уменьшении сумм налогов, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что отказ налоговой инспекции в проведении к уменьшению в карточке лицевого счета указанных налогов неправомерен.
Кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если такие акты, действия или бездействие, по мнению налогоплательщика, нарушают его права.
Лицевые счета налогоплательщика, которые ведет налоговая инспекция, являются формой внутреннего учета и контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов, в частности "Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411.
Поэтому отражение либо неотражение в лицевом счете налоговых платежей само по себе не ущемляет права налогоплательщика, в том числе в сфере предпринимательской деятельности.
Общество вправе в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации оспаривать в данном случае выставляемые ему требования, принятые решения о взыскании налога, другие ненормативные акты, принимаемые налоговой инспекцией, и обжаловать действия налоговой инспекции, ущемляющие права заявителя.
Из материалов дела следует, что уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 1999 год и по налогу на содержание жилищно-коммунального хозяйства за 1999 год были приняты налоговой инспекцией. Решение о доначислении сумм налогов налоговой инспекцией не принимались, требования и решения о взыскании доначисленных сумм налогов с общества не выносились.
Не было отказано обществу и в зачете излишне уплаченных сумм налогов, что в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" может быть обжаловано обществом путем предъявления иска в арбитражный суд.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что требования о признании незаконными бездействий налоговой инспекции, выразившихся в непроведении в карточке лицевого счета налогоплательщика к уменьшению налога на прибыль за 1999 год, налога на содержание жилищно-коммунального хозяйства за 1999 год, не ущемляют права общества, в связи с чем его требования подлежат отклонению, а решение суда - отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1 000 рублей - за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 500 рублей - за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 8 декабря 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-4696/03-3 отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Гусиноозерская ГРЭС" о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Селенгинскому району Республики Бурятия, отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Гусиноозерская ГРЭС" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если такие акты, действия или бездействие, по мнению налогоплательщика, нарушают его права.
Лицевые счета налогоплательщика, которые ведет налоговая инспекция, являются формой внутреннего учета и контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов, в частности "Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411.
...
Не было отказано обществу и в зачете излишне уплаченных сумм налогов, что в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" может быть обжаловано обществом путем предъявления иска в арбитражный суд."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2004 г. N А10-4696/03-3-Ф02-716/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника