Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 16 марта 2004 г. N А33-6660/03-С3-Ф02-704/04-С1
(извлечение)
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Богучанском районе Красноярского края (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Закрытого акционерного общества "Ангарский леспромхоз" (далее - ЗАО "Ангарский леспромхоз") задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 228 075 рублей, пени в сумме 438 882 рублей 46 копеек.
Определением от 20 июня 2003 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне заявителя привлечена Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Богучаснскому району Красноярского края (далее - налоговая инспекция).
Решением от 29 августа 2003 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 4 декабря 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда от 29 августа 2003 года и постановлением апелляционной инстанции от 4 декабря 2003 года ОАО "Ангарский леспромхоз" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, определяя предельный срок для обращения с исковым заявлением о взыскании взносов на обязательное пенсионное страхование суд, применив статью 69 Налогового кодекса Российской Федерации, неправильно исчислил сроки, установленные статьями 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также, судом неправильно применены нормы права, регулирующие полномочия налоговых органов и органов Пенсионного фонда Российской Федерации по направлению требований по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование.
Выводы суда о недобросовестности действий страхователя, в результате которых нарушаются права застрахованных лиц - граждан, не соответствуют материалам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 11 марта 2004 года по 16 марта 2004 года.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N6736 от 24.02.2004, N6701 от 27.02.2004 N6699 от 26.02.2004, N6700 от 26.02.2004), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованных судебных актах, имеющихся в материалах дела доказательств, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, по результатам проведения камеральной проверки представленных ЗАО "Ангарский леспромхоз" расчетов по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1, 2, 3, 4, квартал 2002 года установлена неуплата суммы страховых взносов в размере 3 228 075 рублей, в том числе взносов на страховую часть пенсии - 2 749 329 рублей, на накопительную часть пенсии - 478 683 рубля.
Управлением Пенсионного фонда на сумму задолженности по страховым взносам, не оспоренной ответчиком, начислены пени в размере 438 882 рублей 46 копеек и 24.03.2003 направлено требование N1 об уплате задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которое получено ЗАО "Ангарский леспромхоз" 31.03.2003.
В связи с неисполнением ЗАО "Ангарский леспромхоз" данного требования, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд с иском о принудительном взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.
Кроме того, из материалов дела следует, что налоговая инспекция направила ЗАО "Ангарский леспромхоз" требование N5437 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 15.08.2002 в сумме 1 960 908 рублей 22 копеек и пени в сумме 169 562 рублей 01 копейки, требование N5536 об уплате страховых взносов по состоянию на 15.10.2002 в сумме 3 228 074 рублей 97 копеек, требование N8006 об уплате пени в сумме 70 049 рублей 32 копеек.
Решением N2656 от 30.12.2002 налоговой инспекцией обращено взыскание задолженности по страховым взносам в сумме 3 228 074 рублей 97 копеек на денежные средства плательщика, выставлены инкассовые поручения N4539 от 28.02.2003 на сумму 2 749 391 рубль 84 копейки, N4625 от 28.02.2002 на сумму 478 683 рубля 13 копеек, которые отозваны из банка "Енисейский объединенный банк". Кроме того, 07.08.2003 налоговой инспекцией отозваны и постановления NN 602, 603 от 21.07.2003 о взыскании задолженности за счет имущества ЗАО "Ангарский леспромхоз".
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, правомерно исходили из того, что полномочия налоговых органов и внебюджетных фондов в части взыскания недоимки и пени по страховым взносам не пересекаются, право на взыскание недоимки и пени во внесудебном порядке налоговым органам не предоставлено.
Управление Пенсионного фонда в пределах своих полномочий обоснованно обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
Статьей 1 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.99 "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что существующая в Российской Федерации система обязательного социального страхования является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от него обстоятельствам. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.
Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ "О введении в действие части 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 1 статьи 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным Кодексом.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что Арбитражным судом Красноярского края сделан правильный вывод о том, что полномочия налоговых органов и внебюджетных фондов в части взыскания недоимки и пени по страховым взносам не пересекаются и право на взыскание недоимки и пени во внесудебном порядке налоговым органам не предоставлено, в связи с чем процедура взыскания, предусмотренная статьями 46-47 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть применена.
Обоснованно судом отклонены доводы ЗАО "Ангарский леспромхоз" об отсутствии у Управления Пенсионного фонда права на обращение в суд с требованиями о взыскании страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, так как в соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правила внесудебного взыскания, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, не применяются к взысканию взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда правомерно, в пределах предоставленных ему полномочий обратилось в суд с заявлением о взыскании с ЗАО "Ангарский леспромхоз" задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени.
Судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы названные обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает неправомерным довод заявителя кассационной жалобы о пропуске Управлением Пенсионного фонда срока для обращения в суд за взысканием задолженности по страховым взносам и пени.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам, в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" производится исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен шестимесячный срок для обращения в суд за взысканием налога с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога, в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из требования N 1 от 24.03.2003 видно, что срок для добровольной уплаты задолженности по страховым взносам и пеням ЗАО "Ангарский леспромхоз" установлен до 03.04.2003, а с заявлением о принудительном взыскании указанных платежей Управление Пенсионного фонда обратилось 06.05.2003, то есть в пределах установленного законом срока.
Арбитражным судом Красноярского края обоснованно сделан вывод о том, что требования, выставленные налоговой инспекцией, на порядок исчисления срока не влияют, так как они были выставлены до наступления установленного законом срока уплаты платежей.
При таких обстоятельствах решение суда от 29 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 4 декабря 2003 года соответствуют законодательству и материалам дела и отмене не подлежат, а доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, как не влияющие на законность принятого решения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 29 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 4 декабря 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6660/03-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам, в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" производится исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен шестимесячный срок для обращения в суд за взысканием налога с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога, в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. N А33-6660/03-С3-Ф02-704/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника