Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 16 марта 2004 г. N А19-9693/03-30-Ф02-778/04-С1
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Обувная фабрика "Аллег" (далее - фабрика) штрафа в размере 1 813 рублей по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 6 августа 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 6 августа 2003 года, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку Законом Иркутской области "О налоге с продаж" установлена форма налоговой декларации по названному налогу, основания считать декларацию по налогу с продаж за ноябрь 2002 года представленной своевременно отсутствуют.
Фабрика в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, 17.12.2003 фабрикой в налоговую инспекцию направлен расчет налога с продаж за ноябрь 2002 года.
Письмом от 04.01.2003 N СВ.16-06/44 налоговой инспекции обществу отказано в принятии названного расчета к исполнению и проведению по лицевому счету.
20.01.2003 фабрикой в налоговую инспекцию направлена декларация по налогу с продаж за ноябрь 2002 года.
По результатам камеральной налоговой проверки названной декларации налоговой инспекцией вынесено решение от 25.02.2003 N 02/145 о привлечении фабрики к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 1 813 рублей.
Требованием N 83 фабрике предложено в добровольном порядке в срок до 07.03.2003 уплатить в бюджет начисленную по результатам проверки сумму штрафа.
Невыполнение названного требования в установленный срок послужило основанием для обращения налоговой инспекции с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при принятии судебного акта правомерно исходил из того обстоятельства, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях (бездействии) фабрики состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлены меры налоговой ответственности за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Обязанностью налогоплательщика в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации является, в том числе, представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктов 1, 2, 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Статьей 347 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог с продаж устанавливается названным кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
На территории Иркутской области налог с продаж установлен и введен в действие Законом Иркутской области от 19.10.1998 N 44-оз "О налоге с продаж". Названным законом также определены формы налоговых деклараций, подлежащих представлению налогоплательщиками налога с продаж в налоговые органы.
Материалами дела подтверждается факт несвоевременного представления фабрикой в налоговую инспекцию налоговой декларации по налогу с продаж за ноябрь 2002 года, соответствующей по форме требованиям законодательства о налогах и сборах.
Вместе с тем, статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным кодексом установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Одним из обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Поскольку, представленный фабрикой, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, расчет налога с продаж за ноябрь 2002 года по своему содержанию в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к налоговой декларации статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации; налоговой инспекцией не оспаривается, что фабрикой ранее также представлялись названные расчеты с нарушением формы, установленной Законом Иркутской области от 19.10.1998 N 44-оз; расхождения в размерах исчисленных в расчете и представленной позднее декларации налоговой базы по налогу с продаж и самого налога, подлежащего уплате в бюджет, отсутствуют, суд кассационной инстанции полагает, что у фабрики отсутствует вина в совершении вменяемого ей налоговой инспекцией правонарушения.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 6 августа 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-9693/03-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Одним из обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Поскольку, представленный фабрикой, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, расчет налога с продаж за ноябрь 2002 года по своему содержанию в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к налоговой декларации статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации; налоговой инспекцией не оспаривается, что фабрикой ранее также представлялись названные расчеты с нарушением формы, установленной Законом Иркутской области от 19.10.1998 N 44-оз; расхождения в размерах исчисленных в расчете и представленной позднее декларации налоговой базы по налогу с продаж и самого налога, подлежащего уплате в бюджет, отсутствуют, суд кассационной инстанции полагает, что у фабрики отсутствует вина в совершении вменяемого ей налоговой инспекцией правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2004 г. N А19-9693/03-30-Ф02-778/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника