Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 1 апреля 2004 г. N А33-13072/03-С1-Ф02-1049/04-С2
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2004 г. N А33-16211/03-С1-Ф02-1051/04-С2, N А33-11451/03-С1-Ф02-1046/04-С2
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу города Красноярска (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью Торгово-снабженческая фирма (ООО ТСФ) "Промкомплект" в связи с нарушением требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решением от 18 декабря 2003 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, выводы суда основаны на неправильном толковании применяемых норм материального права.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается прекратившим свое существование только после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Поскольку такая запись отсутствует, ООО ТСФ "Промкомплект" является действующим предприятием.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ
Таким образом, в силу статьи 54 Конституции Российской Федерации к нему могут быть применены меры юридической ответственности.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 указано, что неисполнение лицом требований, содержащихся в иных законах, также может служить основанием для ликвидации.
Нарушение ответчиком требований статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является грубым нарушением действующего законодательства, что влечет за собой применение такой меры ответственности, как принудительная ликвидация.
Налоговая инспекция, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направила.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
На основании пункта 3 части второй статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО ТСФ "Промкомплект" считается надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, поскольку копия определения о принятии кассационной жалобы к производству, направленная по известным суду адресам, не была вручена в связи с отсутствием адресата. Об указанном обстоятельстве орган почтовой связи информировал суд кассационной инстанции.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как показал анализ материалов дела в кассационной инстанции, иск заявлен о ликвидации ООО ТСФ "Промкомплект" на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с нарушением ответчиком требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", закрепляющей обязанность юридического лица в срок до 01.01.2003 представить сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"д", "л" пункта 1 статьи 5 названного Закона.
Отказывая в удовлетворении иска налогового органа, арбитражный суд исходил из того, что истец не представил доказательств, подтверждающих исковые требования.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона.
Основанием заявленных требований является непредставление в регистрирующий орган сведений, предусмотренный статьей 5 Федерального закона "О государственной ликвидации юридических лиц".
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Название "О государственной ликвидации юридических лиц" следует читать как "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Согласно постановления Конституционного суда Российской Федерации N 14-П от 18.06.2003 "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Б. Борисова, закрытого акционерного общества "Медиа-Мост" и закрытого акционерного общества "Московская независимая вещательная корпорация", нормы, содержащиеся в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагают, что неоднократные или грубые нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 18.06.2003" следует читать как "от 18.07.2003"
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ввиду того, что истцом не представлены доказательства о том, что допущенное ответчиком нарушение является грубым и существенным, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ликвидация ООО ТСФ "Промкомплект" по основаниям, изложенным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть осуществлена судом. По конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица - не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Выводы суда об отказе в удовлетворении иска основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы, изложенные в жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции и не могут повлиять на правильность принятого по делу решения.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение от 18 декабря 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13072/03-С1 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 18 декабря 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13072/03-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановления Конституционного суда Российской Федерации N 14-П от 18.06.2003 "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Б. Борисова, закрытого акционерного общества "Медиа-Мост" и закрытого акционерного общества "Московская независимая вещательная корпорация", нормы, содержащиеся в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагают, что неоднократные или грубые нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
...
Ввиду того, что истцом не представлены доказательства о том, что допущенное ответчиком нарушение является грубым и существенным, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ликвидация ООО ТСФ "Промкомплект" по основаниям, изложенным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть осуществлена судом. По конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица - не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
...
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" истец освобожден от уплаты государственной пошлины."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2004 г. N А33-13072/03-С1-Ф02-1049/04-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника