Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 23 апреля 2004 г. N А78-4720/03-С2-8/321-Ф02-1254/04-С1
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному административному округу города Читы обратилась в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о взыскании с гаражно-строительного кооператива "Страж" 100 рублей налоговых санкций.
Решением суда от 15 декабря 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 15 декабря 2003 года не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному административному округу города Читы (далее - налоговая инспекция) просит отменить решение от 15 декабря 2003 года, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрен срок подачи в налоговый орган расчета по 10-процентным отчислениям оплаты за загрязнение окружающей среды.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 75671 от 31.03.2004, N 75672 от 30.03.2004), однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 15 декабря 2003 года следует оставить без из изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленного гаражно-строительным кооперативом "Страж" расчета 10-процентных отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды на 2003 года.
В ходе проверки было выявлено, что расчет представлен с нарушением установленного срока: срок представления - 01.02.2003, фактически представлен - 24.04.2003.
Решением налоговой инспекции N 15-443 от 22.07.2003 гаражно-строительный кооператив "Страж" привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 100 рублей.
В связи с неуплатой гаражно-строительным кооперативом "Страж" суммы налоговой санкции в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что гаражно-строительный кооператив "Страж" неправомерно был привлечен налоговой инспекцией к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку срок представления расчета отчислений платы за загрязнение окружающей природной среды законодательством о налогах и сборах не установлен.
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах к сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы.
Указанные платежи в соответствии с пунктом 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации N 284-О от 10.12.2002 "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия. Плата за загрязнение окружающей природной среды не является налогом и не обладает рядом признаков, присущих налоговому обязательству, хотя и является одним из источников дохода федерального бюджета. Она не является и сбором. Следовательно, данные платежи не включаются в систему налогов, которые согласно статье 75 Конституции Российской Федерации подлежат установлению Федеральным законом.
По мнению суда кассационной инстанции, применение норм Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае является неправомерным.
Таким образом, у налоговой инспекции не было оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что решение от 15 декабря 2003 года является законным и обоснованным, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
постановил:
Решение от 15 декабря 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-4720/03-С2-8/321 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации влечет за собой взыскание штрафа.
Налоговая инспекция обратилась в суд с требованием о взыскании с кооператива штрафа по ст.119 НК РФ за несвоевременную подачу расчета по плате за загрязнение окружающей природной среды.
Суд первой инстанции отклонил заявленные требования, в связи с чем налоговым органом подана кассационная жалоба.
В ходе рассмотрения дела федеральный арбитражный суд указал на то, что плата за негативное воздействие на окружающую природную среду предусмотрена ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которой также определены виды такого воздействия.
Как отмечается в определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. N 284-О, данный платеж имеет индивидуально-возмездный характер и не является ни налогом, ни сбором по смыслу ст.8 НК РФ.
В то же время ст.119 НК РФ предусматривает ответственность за совершение налогового правонарушения, то есть за деяние, связанное с неисполнением обязанности налогоплательщика.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую природную среду не является налогом, то за непредставление кооперативом расчета по данному платежу не может наказываться по ст.119 НК РФ.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2004 г. N А78-4720/03-С2-8/321-Ф02-1254/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника