Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 20 мая 2004 г. N А33-16891/03-С3-Ф02-1784/04-С1
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Дивногорску Красноярского края (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (общество) о взыскании 298 795 рублей штрафных санкций, в том числе на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добавленную стоимость в сумме 43 289 рублей, по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 2 431 рубля, по налогу на прибыль в сумме 26 100 рублей, и на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации - в сумме 226 975 рублей.
Решением суда от 14 января 2004 года заявленные требования удовлетворены частично. С общества взысканы штрафные санкции по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на добавленную стоимость, по налогу на пользователей автомобильных дорог и по налогу на прибыль. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд при принятии решения не принял во внимание довод о том, что статьями 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок представления декларации и согласно указанным нормам декларация по реализации товаров на экспорт должна быть представлена в налоговую инспекцию в срок не позднее 180 дней с даты оформления таможенными органами грузовых таможенных деклараций на вывоз груза в режиме экспорта, при этом доначисление налога на добавленную стоимость не исключает привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 77765 от 03.05.2004, N 77766 от 06.05.2004), однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело слушается без участия представителей сторон.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебного акта и правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.2001 по 30.06.2002, в том числе по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (за период с 01.04.2001 по 30.09.2002), налога на имущество, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и сбора на содержание милиции.
В ходе проверки установлено непредставление в налоговую инспекцию в срок более 180 дней деклараций по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 % за 4 квартал 2001 года, 2, 3 квартал 2002 года, а также неполная уплата налога на добавленную стоимость за 3, 4 квартал 2001 года, 1 - 3 квартал 2002 года в размере 43 289 рублей, налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год, 1-е полугодие 2002 года в размере 2 331 рубля, налога на прибыль в размере 26 100 рублей.
По результатам проверки составлен акт N 18 от 15.05.2003 и принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налогов в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налогов, в том числе по налогу на добавленную стоимость в сумме 43 289 рублей, по налогу на пользователей автомобильных дорог - в сумме 2 431 рубля, по налогу на прибыль - в сумме 26 100 рублей, и на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в сумме 226 975 рублей.
Налоговая инспекция заказным письмом направила обществу требование N 716 от 25.06.2003 об уплате налоговых санкций в срок до 05.07.2003.
В связи с неисполнением обществом указанного требования в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд за принудительным взысканием сумм налоговых санкций.
Суд, удовлетворяя требования налоговой инспекции частично, отказал в удовлетворении заявления в части взыскания налоговых санкций за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в сумме 226 975 рублей. При этом суд исходил из того, что для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы срок представления декларации был установлен законодательством о налогах и сборах. Кроме того, в декларациях по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов не содержится данных о суммах налога, подлежащих уплате в бюджет.
Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Таким образом, для привлечения налогоплательщика к ответственности по названной норме Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс) необходимо, чтобы срок представления декларации был установлен законодательством о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция привлекла общество к ответственности по пункту 2 статьи 119 Кодекса за непредставление деклараций по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
При этом налоговая инспекция ссылалась на то, что данные декларации (по реализации товаров на экспорт) должны представляться в срок, не позднее 180 дней с даты оформления таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта.
В пункте 6 статьи 164 Кодекса указано, что по операциям реализации товаров (работ, услуг), предусмотренным подпунктами 1 - 7 пункта 1 названной статьи, в налоговые органы налогоплательщиком представляется отдельная налоговая декларация.
Согласно пункту 9 статьи 165 Кодекса документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 5 этой статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов).
Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 20 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 кодекса.
В пункте 10 статьи 165 Кодекса предусмотрено, что указанные в названной статье документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации.
Исходя из содержания названных норм доводы налоговой инспекции об установленном сроке представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, обусловленном правом налогоплательщика на сбор и подготовку соответствующих документов в течение 180 дней с даты отгрузки, не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Кроме того, в противоречие с доводами кассационной жалобы, в расчете штрафных санкций по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (приложение N 24 к акту проверки N 18 от 15.05.2003) при подсчете просрочки представления деклараций налоговой инспекцией указывается не дата оформления грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта, а срок представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, установленный статьей 174 Налогового кодекса Российской Федерации, от которого производится отсчет 180 дней.
В соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом Министерства российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 данные по суммам налога на добавленную стоимость, начисленным к уплате в бюджет за определенный налоговый период по операциям по реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено, переносятся в декларацию по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, из данных декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов нельзя исчислить сумму штрафа, поскольку в ней не содержится данных о сумме налога, подлежащей уплате.
Вместе с тем, в акте выездной налоговой проверки N 18 от 15.05.2003 отражен факт непредставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (основной) за III квартал 2002 года.
Однако в приложении N 24 к акту проверки (л.д.87) суммы штрафа за данное налоговое правонарушение не рассчитаны, расчет штрафа произведен только за непредставление деклараций по ставке 0 процентов. В соответствии с решением, принятым по результатам проверки, меры ответственности за непредставление декларации по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку за III квартал 2002 года к обществу налоговой инспекцией не применялись.
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 14 января 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16891/03-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 мая 2004 г. N А33-16891/03-С3-Ф02-1784/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника