Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 июля 2004 г. N А74-390/04-К2-Ф02-2645/04-С1
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества (ОАО) "Абаканвагонстрой" (общество) штрафных санкций в размере 2 222 рубля 50 копеек за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 12 марта 2004 года заявленные требования удовлетворены частично, с общества взыскано 1 111 рублей 25 копеек налоговых санкций и 55 рублей 56 копеек государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что при исчислении срока представления налоговой декларации по транспортному налогу следует учитывать только рабочие дни, основан на неправильном толковании норм статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган считает, что поскольку налоговая декларация представлена с нарушением установленного законодательством срока на два неполных месяца, сумма штрафа должна составлять 10 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе данной декларации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается без их участия.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в названном судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом, 21 августа 2003 года общество представило в налоговую инспекцию декларацию по транспортному налогу за первое полугодие 2003 года, согласно которой подлежал уплате в бюджет налог в сумме 22 225 рублей.
По результатам камеральной проверки указанной декларации налоговая инспекция вынесла решение N 474 от 6 ноября 2003 года о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока ее представления на 2 неполных месяца в виде взыскания штрафных санкций в сумме 2 222 рубля 50 копеек.
Неисполнение обществом требования об уплате штрафных санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением об их взыскании.
Суд, частично удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом размер штрафных санкций исчислен судом исходя из того, что срок включает в себя только рабочие дни и 25-дневный срок следует исчислять за вычетом всех выходных и праздничных дней.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы арбитражного суда в части доказанности в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела и основаны на правильном применении норм материального права, однако ошибочными, основанными на неправильном истолковании норм законодательства о налогах и сборах являются выводы об исчислении нарушенного срока представления декларации по транспортному налогу.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация согласно пункту 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет применение к нему мер налоговой ответственности, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сроки представления налоговых деклараций по транспортному налогу на территории Республики Хакасия установлены Законом Республики Хакасия N 66 от 25.11.2002 "О транспортном налоге".
Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается год, а отчетными периодами полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Хакасия "О транспортном налоге" налоговая декларация по итогам отчетного периода представляется налогоплательщиками - организациями не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Согласно требованиям статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя из буквального толкования названных норм, суд кассационной инстанции полагает, что законодатель, устанавливая срок представления налоговых деклараций по транспортному налогу за отчетные периоды, определил его не рабочими, а календарными днями.
В иных случаях, когда законодатель счел это необходимым (в частности, при определении срока, исчисляемого неделями; совпадении последнего дня срока с нерабочим днем), при исчислении сроков учтено понятие "рабочий день".
В нормах законодательства о налогах и сборах, регулирующих рассматриваемые правоотношения, названное понятие отсутствует.
Таким образом, срок представления декларации по транспортному налогу за первое полугодие 2003 года - 25 июля 2003 года, а не 4 августа 2003 года, как ошибочно счел суд первой инстанции.
Поскольку материалами дела подтверждается факт представления обществом указанной налоговой декларации 21 августа 2003 года - то есть с нарушением установленного действующим законодательством срока, общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, неправильное определение судом срока представления декларации не повлияло на обоснованность исчисления штрафных санкций, исходя из нарушения срока на один неполный месяц.
Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Из материалов дела следует, что декларация по транспортному налогу представлена обществом с нарушением срока на 27 дней, то есть на один неполный месяц.
Доводы налоговой инспекции о том, что данный срок включает в себя два неполных календарных месяца, не основан на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта, принятого по настоящему спору.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 12 марта 2004 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-390/04-К2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно требованиям статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
...
Поскольку материалами дела подтверждается факт представления обществом указанной налоговой декларации 21 августа 2003 года - то есть с нарушением установленного действующим законодательством срока, общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июля 2004 г. N А74-390/04-К2-Ф02-2645/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника