Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 2 августа 2004 г. N А78-1596/04-С2-19/2-Ф02-2802/04;2803/04-С1
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс") обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к Думе г. Краснокаменска и Краснокаменского района и Администрации г. Краснокаменска и Краснокаменского района о признании недействующими в части нормативных правовых актов.
Заявленные требования удовлетворены решением суда от 24 мая 2004 года в полном объеме. Суд решил:
признать не действующей норму абзаца 2 пункта 14 главы V Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав за землю в границах муниципального образования, утвержденного решением Думы г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области от 17.10.2002 N 213, следующего содержания: "Арендная плата за единицу площади устанавливается в размере ставки земельного налога ценовой зоны, в которой расположен земельный участок" и не соответствующей статье 21 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю";
признать не действующим пункт 14 главы V Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав за землю в границах муниципального образования, утвержденного решением Думы г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области от 17.10.2002 N 213, в части установления повышающего коэффициента при аренде земельных участков под автомобильные стоянки - 1,5 и не соответствующим статье 21 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", Земельному кодексу Российской Федерации;
признать не действующим пункт 3 приложения к постановлению Главы администрации г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области от 05.01.2003 N 3 "Об арендной плате на землю на 2003 год" в части установления арендной платы за земли, предоставляемые юридическим лицам под автостоянки, в размере 7 рублей 78 копеек за 1 кв.м. и не соответствующим статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-2 "О плате за землю", Земельному кодексу Российской Федерации;
признать не действующим пункт 3 Приложения к постановлению Главы Администрации г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области от 06.01.2004 N 6 "Об арендной плате за землю на 2004 год" в части установления арендной платы за земли, предоставляемые юридическим лицам под автостоянки, в размере 8 рублей 56 копеек за 1 кв.м. и не соответствующим статье 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", Земельному кодексу Российской Федерации.
В кассационных жалобах Дума г. Краснокаменска и Администрация г. Краснокаменска ставят вопрос о проверке законности решения суда по основаниям неправильного применения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Представители Администрации г. Краснокаменска и Комитета по управлению муниципальным имуществом поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель ООО "Альянс" считает решение суда законным, соответствующее обоснование приведено в отзыве на кассационные жалобы.
Дума города Краснокаменска и областная прокуратура Читинской области о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом (почтовые уведомления NN 82208, 82210 от 14.07.2004), однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании объявлялся перерыв на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 10 часов 30 минут 02.08.2004.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя из доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
17 октября 2002 года решением Думы г. Краснокаменска и Краснокаменского района N 213 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах муниципального образования.
Пунктом 14 Положения предусмотрено, в частности, что арендная плата за единицу площади земельного участка устанавливается в размере ставки земельного налога ценовой зоны, в которой расположен земельный участок. При расчете арендной платы применяются повышающие коэффициенты в следующих случаях: при аренде земельных участков под автомобильные стоянки - коэффициент 1, 5.
Суд признал, что в нарушение статьи 21 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" базовый размер арендной платы установлен представительным органом власти - Думой г. Краснокаменска и Краснокаменского района, а не органом исполнительной власти, вследствие чего оспариваемая норма подлежит признанию не действующей.
Указанный вывод суда нельзя признать правильным по следующим мотивам.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Из пункта 4 этой же статьи следует, что полномочия представительных органов местного самоуправления определяются Уставами муниципальных образований.
Возможность рассмотрения представительным органом местного самоуправления иных вопросов местного значения, отнесенных к ведению главы муниципального образования, закреплена в подпункте 1.21 пункта 1 статьи 14 Устава муниципального образования города Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области.
При таких условиях установление Думой общего принципа определения базового размера арендной платы не противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления. Таким образом, учитывая, что Земельным кодексом Российской Федерации четко не регламентировано, какой из органов местного самоуправления должен принять нормативно-правовой акт об управлении и распоряжении землями в границах муниципального образования, утверждение базового размера арендной платы решением Думы "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах муниципального образования" от 17.10.2002 N 213, не вступило в противоречие со статьей 21 Закона РФ "О плате за землю".
При таких условиях следует отменить решение суда в части признания не действующей нормы абзаца 2 пункта 14 главы V Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах муниципального образования, утвержденного решением Думы г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области от 17.10.2002 N 213 с принятием нового решения.
Следует признать норму абзаца 2 пункта 14 главы V Положения, утвержденного решением Думы от 17.10.2002 N 213, следующего содержания "Арендная плата за единицу площади устанавливается в размере ставки земельного налога ценовой зоны, в которой расположен земельный участок", соответствующим статье 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 8.08.95 N 154-ФЗ, статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальной части судебный акт следует оставить без изменения.
Суд первой инстанции правильно истолковал статью 21 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в той ее части, что повышающий коэффициент не является элементом базового размера арендной платы.
Устанавливая в пункте 14 главы V Положения повышающий коэффициент 1,5 при аренде земельных участков, используемых под автостоянки, представительный орган местного самоуправления не учел следующее.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Как следует из статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, Уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Из толкования приведенных норм права в их совокупности вытекает, что орган местного самоуправления, устанавливая порядок определения размера арендной платы в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, не должен вступать в противоречие с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Статьей 7 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Следовательно, Дума г. Краснокаменска, устанавливая повышающий коэффициент, вступила в противоречие с федеральным законодательством и вышла за пределы своих полномочий.
Оспаривая выводы суда в этой части, заявители кассационных жалоб указывают на то, что названный коэффициент отражает качественные показатели в зависимости от зон расположения земельных участков. По мнению заявителей, суд ставит знак равенства между земельным налогом и арендной платой, в то время как размер арендной платы не является фиксированным и может быть меньше или больше ставки земельного налога.
Из толкования п. 14 Положения следует, что представительный орган власти самостоятельно связал базовый размер арендной платы с соответствующей ставкой земельного налога, тем самым определив порядок установления базового размера арендной платы. Повышающий коэффициент, как правильно посчитал суд, несет дополнительную имущественную нагрузку, связанную с характером землепользования. Кроме того, Дума не обосновала указанный размер повышающего коэффициента, а следовательно, не исключила его произвольный характер.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" следовало установить базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Свое право, вытекающее из названной нормы, Дума не реализовала. Ссылка на то, что эту функцию выполняет повышающий коэффициент, не основана на буквальном толковании оспариваемой нормы.
Следует оставить без изменения выводы суда о признании не действующими постановлений Администрации г. Краснокаменска об установлении арендной платы за землю на 2003 год и 2004 год.
Признавая не соответствующими закону постановления Администрации г. Краснокаменска об установлении размера арендной платы за земли, передаваемые под автостоянки на 2003 год - 7 рублей 78 копеек за 1 кв.м. и на 2004 год - 8 рублей 56 копеек за 1 кв.м., суд исходил из того, что в основе расчета лежит земельный налог, исчисленный исходя из установленной Думой дифференцированной ставки земельного налога в размере 2 рубля за 1 кв.м. и применения повышающего коэффициента в размере 1,5 на основании оспоренного пункта 14 Положения.
Суд обоснованно посчитал, что указанный размер арендной платы включает в себя коэффициент 1,5, устанавливать который Дума была не вправе, а также учел, что расчет производился на основании дифференцированной ставки земельного налога 2 рубля за 1 кв. (при средней ставке 1,2 рубля за 1 кв. в г. Краснокаменске).
Поскольку Администрация г. Краснокаменска в соответствии с пунктом 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала обоснованность расчета арендной платы с использованием дифференцированной ставки земельного налога, а также с использованием коэффициента 1,5, вывод суда о несоответствии оспариваемых актов исполнительного органа местного самоуправления законам, имеющим большую юридическую силу, является правильным.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 24 мая 2004 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1596/04-С2-19/2 изменить.
Отменить решение в части признания не действующей нормы абзаца 2 пункта 14 главы V Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах муниципального образования, утвержденного решением Думы г. Краснокаменска и Краснокаменского района Читинской области от 17.10.2002 N 213.
Принять в этой части новое решение. Признать норму абзаца 2 пункта 14 главы V Положения, утвержденного решением Думы от 17.10.2002 N 213, следующего содержания "Арендная плата за единицу площади устанавливается в размере ставки земельного налога ценовой зоны, в которой расположен земельный участок", соответствующей статье 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 8.08.95 N 154-ФЗ, статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении заявленного требования о признании названной нормы не действующей отказать.
В остальной части решение от 24 мая 2004 года оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 7 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
...
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" следовало установить базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Свое право, вытекающее из названной нормы, Дума не реализовала. Ссылка на то, что эту функцию выполняет повышающий коэффициент, не основана на буквальном толковании оспариваемой нормы."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2004 г. N А78-1596/04-С2-19/2-Ф02-2802/04;2803/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника