Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 24 августа 2004 г. N А19-3489/04-33-Ф02-3344/04-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, установленной статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) по проведению зачета подлежащего возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 12 106 883 рубля 56 копеек в счет уплаты недоимки и пени в Государственный фонд занятости.
Решением суда от 19 апреля 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 29 июня 2004 года решение оставлено без изменения.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой ставит вопрос о проверке решения и постановления апелляционной инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суд необоснованно сделал ссылку на статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемую при проведении зачета излишне уплаченной суммы налога, проигнорировав при этом тот факт, что зачет был произведен налоговой инспекцией по статье 176 Налогового кодекса Российской Федерации, с сумм налога, подлежащих возмещению из бюджета.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представители налоговой инспекции подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонила названные доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм процессуального и материального права в пределах доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, общество платежным поручением N 1212 от 13 мая 1999 года уплатило 8 955 600 рублей в Государственный фонд занятости через расчетный счет в банке "Менатеп". Денежные средства были списаны с расчетного счета общества, но на счет фонда не поступили.
Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговое управление) 25.08.2003 вынесено решение N 17 о непризнании исполненной обязанности по уплате налога в бюджет в отношении данных денежных средств, списанных с расчетного счета общества, но не поступивших в бюджет.
Определением арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2003 года по делу А19-19927/03-15 производство по делу по иску общества к налоговому управлению о признании недействительным указанного решения прекращено.
Налоговая инспекция по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за февраль, июнь, июль 2003 года подтвердила возмещение обществу из бюджета налога на добавленную собственность в сумме 214 859 133 рубля и 22.12.2003 года произвела зачет налога, подлежащего по заявлению налогоплательщика возврату, в сумме 12 106 883 рубля 56 копеек в счет погашения недоимки и пеней в Государственный фонд занятости.
О проведенном зачете обществу было сообщено письмом от 30.12.2003 года N 05-23/4493.
Не согласившись с зачетом денежных средств, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании действий налоговой инспекции незаконными.
Вывод арбитражного суда о признании незаконными названных действий налоговой инспекции является правильным.
В соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
Учитывая, что в названном случае зачет подлежащего возврату из бюджета налога на добавленную стоимость означает его изъятие (взыскание) у налогоплательщика, он должен производиться с соблюдением статей 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что налоговая инспекция, производя в декабре 2003 года зачет образовавшейся в 1999 году у общества недоимки в Государственный фонд занятости, нарушила порядок принудительного взыскания налога, сбора и пеней, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют законодательству и материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 19 апреля 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 29 июня 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3489/04-33 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.
Учитывая, что в названном случае зачет подлежащего возврату из бюджета налога на добавленную стоимость означает его изъятие (взыскание) у налогоплательщика, он должен производиться с соблюдением статей 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к обоснованному выводу о том, что налоговая инспекция, производя в декабре 2003 года зачет образовавшейся в 1999 году у общества недоимки в Государственный фонд занятости, нарушила порядок принудительного взыскания налога, сбора и пеней, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2004 г. N А19-3489/04-33-Ф02-3344/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника