Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 14 сентября 2004 г. N А33-1077/04-С3-Ф02-3726/04-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Красноярский хлеб" (общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным требования N55501 от 5 января 2004 года Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Красноярска (налоговая инспекция).
Решением суда от 6 апреля 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 8 июня 2004 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, принимая решение, не учел, что в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов, таможенных и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства Финансов России NБГ-3-10/98/197/22н от 3 марта 2003 года при заполнении расчетного документа в поле 101 должен быть указан статус плательщика: налогоплательщик ("01") либо налоговый агент ("02"). Платежное поручение от 22 декабря 2003 года оформлено с указанием в поле 101 значения "01", что означает намерение заявителя на уплату сумм налога на добавленную стоимость как налогоплательщиком.
Кроме того, налоговая инспекция указывает также, что недоимкой признается сумма налога или сбора, не перечисленная налоговым агентом в установленный законодательством о налогах и сборах срок. При этом из анализа пунктов 2, 3 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодатель не причисляет налог, подлежащей уплате организацией в качестве налогового агента, к общей сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода. Поэтому неверное указание в платежном поручении статуса плательщика ведет к образованию недоимки по налогу на добавленную стоимость у общества как налогового агента, поскольку в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации NБГ-3-10/411 от 05.08.2002, налоговыми органами ведется раздельный учет сумм, уплачиваемых организациями и физическими лицами в качестве налогоплательщиков, и сумм, уплачиваемых в качестве налоговых агентов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N70507 от 24.08.2004, телефонограмма N113 от 13.09.2004), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, 22 декабря 2003 года обществом в налоговый орган представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года, согласно которой сумма налога к уплате по реализации товаров (работ, услуг) составила 1 736 936 рублей, и подлежащая перечислению обществом как налоговым агентом - 10 836 рублей. Общая сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет -1 747 772 рубля.
Платежным поручением N3609 от 22 декабря 2003 года общество произвело платеж по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года в размере 1 747 772 рубля.
5 января 2004 года налоговой инспекцией выставлено требование N55501 об уплате 10 836 рублей, составляющих задолженность по налогу на добавленную стоимость, подлежащему перечислению обществом как налоговым агентом.
Не согласившись с данным требованием налоговой инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что обществом как налоговым агентом исполнена обязанность по перечислению в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость.
Статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Пунктом 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.
В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога, при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Судом правильно установлено, что налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, полностью зачисляемым в федеральный бюджет. Приложением N2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" утверждена классификация доходов бюджетов Российской Федерации, в соответствии с которой код 1020101 "Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации" предназначен для уплаты налога, как налогоплательщиками, так и налоговыми агентами.
Налоговой инспекцией факт перечисления обществом налога на добавленную стоимость в размере 1 747 772 рубля не оспаривался.
При перечислении налога обществом в платежном поручении N3609 от 22 декабря 2003 года, верно, указаны вид уплачиваемого налога, его сумма, код бюджетной классификации. Указание в платежном поручении в поле 101 значение статуса "01" - налогоплательщик не влияет на правовую природу уплаченной суммы. Волеизъявление общества на перечисление данным платежным поручением в бюджет налога на добавленную стоимость, в том числе, в качестве налогового агента, выражено при подаче налоговой декларации, в которой в разделе II "Расчет суммы налога, подлежащего перечислению налоговым агентом" в графе 150 "Итого сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая перечислению в бюджет за данный налоговый период" указано 10 836 рублей.
Материалами дела подтверждается, что спорная сумма налога в бюджет поступила.
Судом кассационной инстанции не принимается довод налоговой инспекции о том, что неверное указание в платежном поручении статуса плательщика ведет к образованию недоимки по налогу на добавленную стоимость у общества как налогового агента, поскольку в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации NБГ-3-10/411 от 05.08.2002, налоговыми органами ведется раздельный учет сумм, уплачиваемых организациями и физическими лицами в качестве налогоплательщиков, и сумм, уплачиваемых в качестве налоговых агентов.
Лицевые счета налогоплательщика, которые ведет налоговая инспекция, являются формой внутреннего учета и контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов, поэтому сведения, отраженные в лицевой карточке налогоплательщика (налогового агента), не могут свидетельствовать о фактическом наличии недоимки по налогу.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Арбитражный суд Красноярского края, полно и всесторонне исследовав фактические обстоятельства дела, пришел к выводу, что обществом как налоговым агентом исполнена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в указанной сумме, и правильно признал требование N55501 от 5 января 2004 года недействительным. Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов Арбитражного суда Красноярского края.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 6 апреля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 8 июня 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1077/04-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом правильно установлено, что налог на добавленную стоимость является федеральным налогом, полностью зачисляемым в федеральный бюджет. Приложением N2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" утверждена классификация доходов бюджетов Российской Федерации, в соответствии с которой код 1020101 "Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации" предназначен для уплаты налога, как налогоплательщиками, так и налоговыми агентами.
...
Судом кассационной инстанции не принимается довод налоговой инспекции о том, что неверное указание в платежном поручении статуса плательщика ведет к образованию недоимки по налогу на добавленную стоимость у общества как налогового агента, поскольку в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации NБГ-3-10/411 от 05.08.2002, налоговыми органами ведется раздельный учет сумм, уплачиваемых организациями и физическими лицами в качестве налогоплательщиков, и сумм, уплачиваемых в качестве налоговых агентов.
...
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 сентября 2004 г. N А33-1077/04-С3-Ф02-3726/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника