Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 29 декабря 2004 г. N А19-5568/04-20-Ф02-5469/04-С1
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие Ангарского муниципального образования "Аптека "Людмила" (далее - аптека) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску Иркутской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 24.12.2003 N 11/2-33-305-168 ЮВ в части начисления 116 838 рублей налога на добавленную стоимость, 29 272 рублей 99 копеек пеней за несвоевременную уплату налога.
Решением суда от 29 июня 2004 года заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 7 октября 2004 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требования.
Налоговый орган указывает на обоснованность дополнительного начисления аптеке налога на добавленную стоимость в результате неправомерного использования льготы по налогу, предусмотренной подпунктом 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в части освобождения от налога на добавленную стоимость услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств. По мнению инспекции, аптека не оказывала услуги сторонним организациям по изготовлению лекарственных средств из сырья заказчика, и фактически занималась реализацией лекарственных средств внутриаптечного изготовления из собственного сырья, закупленного у поставщиков. Заявитель считает, что такая реализация в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации должна облагаться налогом по ставке 10 %.
Аптека в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, указывая на правомерность применения льготы, предусмотренной подпунктом 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от налога на добавленную стоимость услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, при проведении выездной налоговой проверки аптеки по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2002 инспекцией выявлен факт неполной уплаты налога на добавленную стоимость в результате неправомерного использования льготы в части освобождения от налога услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств. Результаты проверки отражены в акте от 01.12.2003 N 11/2-33-305.
На основании материалов проверки инспекция решением от 24.12.2003 N 11/2-33-305-168 ЮВ привлекла аптеку к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4 870 рублей 60 копеек. Кроме того, данным решением налогоплательщику предложено уплатить начисленные проверкой налоги и пени.
Вывод судебных инстанций о незаконности решения налогового органа в части начисления 116 838 рублей налога на добавленную стоимость и 29 272 рубля пеней за несвоевременную уплату налога является правильным в связи со следующим.
Согласно акту выездной налоговой проверки, аптека в проверяемом периоде осуществляла деятельность по закупу и хранению лекарственных средств, розничной и мелкооптовой реализации лекарственных средств, изготовлению лекарственных средств (препаратов) из собственного сырья. При исчислении налога на добавленную стоимость за 2002 год аптекой была применена льгота, предусмотренная подпунктом 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в части освобождения от налога услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, реализованных медицинскими учреждениями.
Налоговый орган признал применение такой льготы неправомерным в связи с тем, что изготовление лекарственных средств производилось из собственного сырья аптеки, закупленного у поставщиков, а не из сырья заказчиков. В связи с этим налогоплательщику был дополнительно начислен налог на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации для налогообложения операций по реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Согласно пункту 6 статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона N 86-ФЗ от 22.06.98 "О лекарственных средствах" к фармацевтической деятельности отнесена деятельность, осуществляемая предприятием оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств.
Согласно статье 17 названного Закона изготовление лекарственных средств осуществляется в аптечном учреждении, имеющем лицензию на фармацевтическую деятельность, по правилам изготовления лекарственных средств, утвержденным федеральным органом контроля (качества лекарственных средств).
Налоговой инспекцией при проведении проверки установлено, что аптека имеет лицензию ИО N 000868 от 15.12.1998 на осуществление фармацевтической деятельности сроком на 5 лет.
Арбитражный суд установил, что аптекой оказывались услуги по изготовлению лекарственных средств на основании договоров заключенных с различными медицинскими учреждениями по заявкам последних.
Из статьи 4 Федерального закона "О лекарственных средствах" следует, что к лекарственным средствам относятся вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона изготовление лекарственных средств в аптечном учреждении осуществляется по рецептам врачей на основе лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации.
Статьями 28, 29 указанного Закона определен перечень субъектов обращения готовых лекарственных средств, а также сырья для изготовления лекарственных средств.
На основании анализа указанных норм арбитражный суд признал, что Федеральный закон N 86-ФЗ от 22.06.98 "О лекарственных средствах" не предусматривает обязанности аптечных учреждений на изготовление лекарственных средств только из сырья заказчика.
При этом суд признал неправомерным довод налогового органа о том, что в соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.1999 N БГ-3-03/447, освобождение от налогообложения предусматривается при наличии договоров с юридическими лицами на изготовление лекарственных средств из сырья заказчика.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 20.12.1999" следует читать как "20.12.2000"
Арбитражный суд Иркутской области обоснованно исходил из того, что указанный нормативный правовой акт не относится к актам законодательства о налогах и сборах, вышеприведенная правовая норма дополняет содержание подпункта 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором отсутствует указание на применение льготы только в случае изготовления лекарственных средств из сырья заказчика, поэтому не подлежит применению.
Также не может быть принят во внимание довод инспекции о том, что тариф за изготовление является составным элементом цены изготавливаемого лекарственного средства, реализация которого облагается налогом на добавленную стоимость.
Арбитражным судом установлено, что налогоплательщик в счетах-фактурах, выставляемых заказчикам, отдельной строкой выделял стоимость используемого сырья и стоимость услуг по изготовлению лекарственных средств, и при реализации изготовленных по заявкам лекарственных средств производил налогообложение по ставке 10 процентов только стоимости сырья, используемого при изготовлении соответствующего лекарственного средства.
С учетом изложенного, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что инспекция в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала неправомерность применения аптекой льготы, предусмотренной подпунктом 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем обоснованно признал недействительным решение налогового органа в части дополнительного начисления налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 29 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 7 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5568/04-20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Иркутской области обоснованно исходил из того, что указанный нормативный правовой акт не относится к актам законодательства о налогах и сборах, вышеприведенная правовая норма дополняет содержание подпункта 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором отсутствует указание на применение льготы только в случае изготовления лекарственных средств из сырья заказчика, поэтому не подлежит применению.
...
Арбитражным судом установлено, что налогоплательщик в счетах-фактурах, выставляемых заказчикам, отдельной строкой выделял стоимость используемого сырья и стоимость услуг по изготовлению лекарственных средств, и при реализации изготовленных по заявкам лекарственных средств производил налогообложение по ставке 10 процентов только стоимости сырья, используемого при изготовлении соответствующего лекарственного средства.
С учетом изложенного, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что инспекция в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала неправомерность применения аптекой льготы, предусмотренной подпунктом 24 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем обоснованно признал недействительным решение налогового органа в части дополнительного начисления налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 декабря 2004 г. N А19-5568/04-20-Ф02-5469/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника