1.2. СМО, действующие в системе ОМС Иркутской области, обязаны осуществлять расчеты с МУ в рамках Территориальной программы ОМС в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением. Нарушение СМО указанных условий влечет применение к ним штрафных санкций со стороны Территориального фонда ОМС в соответствии с договором о финансировании ОМС.
Оплата услуг осуществляется СМО на условиях и в соответствии с утвержденной на текущий год Территориальной программой государственных гарантий, в пределах объемов медицинской помощи, установленных государственным (муниципальным) заказом. СМО заключают договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию с медицинскими учреждениями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, на оказание объемов медицинской помощи гражданам Иркутской области, которые запланированы государственным (муниципальным) заказом.
1.3. Термины и определения, используемые в Положении:
Государственный, муниципальный заказ - утвержденные в установленном порядке на очередной год объемы медицинской помощи жителям области (муниципального образования), с их распределением по медицинским учреждениям, формируемые на основе анализа объема и структуры потребности населения в медицинской помощи, обеспеченные финансированием за счет бюджета и обязательного медицинского страхования.
Глобальный бюджет - метод оплаты медицинской помощи, при котором финансирующая сторона оплачивает производителю медицинских услуг заранее оговоренный договором между ними объем медицинской помощи, который медицинское учреждение должно оказать застрахованным гражданам.
Подушевое финансирование медицинской помощи - выделение финансирующей стороной финансовых средств на оплату медицинской помощи в расчете на одного застрахованного. Размер выделяемых на одного застрахованного жителя средств называется подушевым нормативом финансирования медицинской помощи.
1.4. Оплата медицинских услуг осуществляются по предъявленным реестрам счетов в соответствии с утвержденными в установленном порядке "Правилами подачи и заполнения реестров медицинских услуг, оказанных по обязательному медицинскому страхованию".
При использовании подушевого способа оплаты амбулаторно-поликлинической помощи МУ предоставляет в СМО сведения о количестве и составе прикрепленного, населения (поло-возрастную структуру) в соответствии с возрастными группами, установленными "Порядком определения подушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования".
2. Основные принципы системы оплаты
медицинских услуг в условиях ОМС
2.1. В основу системы оплаты амбулаторно-поликлинической медицинской помощи положена оплата по стоимости одного посещения к специалисту соответствующего клинического профиля, а также подушевой способ оплаты с моделью оценки эффективности деятельности.
2.2. Оплата медицинских услуг стационаров производится за пролеченного больного по средней стоимости 1 койко-дня в профильном отделении по тарифам, установленным Областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС, в пределах объемов, утвержденных в установленном порядке государственным (муниципальным) заказом.
2.3. В условиях действия государственных (муниципальных) заказов отдельные стационарные учреждения (перечень утверждается Комитетом здравоохранения области и ТФОМС) могут финансироваться по способу "глобального бюджета".
2.4. При использовании способа оплаты амбулаторно-поликлинической помощи по подушевым нормативам, Областная согласительная комиссия устанавливает в процентном соотношении доли, по которым Страховщики из общей суммы средств, предназначенных для финансирования медицинской помощи в соответствующем финансовом периоде, распределяют эти средства на оплату амбулаторно-поликлинической помощи (далее - средства оплаты амбулаторно-поликлинической помощи) и оплату медицинских услуг стационаров (далее - средства оплаты стационарной помощи).
3. Оплата амбулаторно-поликлинической помощи
3.1 Порядок оплаты амбулаторно-поликлинической помощи по стоимости одного посещения.
3.1.1. Оплата амбулаторно-поликлинической помощи производится из средств, полученных страховщиком от ТФОМС для оплаты медицинских услуг, по стоимости одного посещения к специалисту соответствующего клинического профиля по тарифам, утверждаемым областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС в пределах объемов, утвержденных в установленном порядке государственным (муниципальным) заказом.
3.1.2. Стоматологические поликлиники (отделения) финансируются из средств, полученных страховщиком от ТФОМС для оплаты медицинских услуг, по стоимости УЕТ, утвержденной областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС.
3.1.3. Стационарозамещающие виды помощи, предоставляемые в амбулаторно-поликлинических учреждениях (дневной стационар, центр амбулаторной хирургии) финансируются из средств, полученных страховщиком от ТФОМС для оплаты медицинских услуг, по тарифам, утвержденным областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС.
3.1.4. Оплата медицинских услуг, оказываемых Иркутским областным диагностическим центром и НИИ Медико-экологических проблем зрения (НИИ МЭПЗ), производится из средств, полученных страховщиком от ТФОМС для оплаты медицинских услуг, по посещениям (услугам), стоимость которых утверждена областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС, в пределах утвержденных квот, установленных государственным (муниципальным) заказом.
3.1.5. Оплата одного диспансерного наблюдения, одного случая профилактического осмотра осуществляется по соответствующему установленному тарифу, независимо от количества врачебных посещений.
3.2. Порядок оплаты амбулаторно-поликлинической помощи по подушевым нормативам.
3.2.1. Данный порядок оплаты амбуаторно-поликлинической помощи включает оплату собственной деятельности поликлиники (участковых врачей, лабораторно-диагностической службы, лечебно-оздоровительных служб, специалистов), а также внешние консультации и обследования, оказанные застрахованным гражданам.
3.2.2. Финансирование амбулаторно-поликлинической помощи по подушевым нормативам производится с учетом половозрастного состава прикрепленного населения и категории МУ, определенной сертификатом медицинского учреждения, выданным областной лицензионно-аккредитационной комиссией. Для расчета поло-возрастной поправки используются данные о структуре прикрепленного контингента, утвержденной "Порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования". Расчет финансирования каждого амбулаторно-поликлинического учреждения по подушевому нормативу с учетом коэффициента дифференциации производится в соответствии с методикой, изложенной в Приложении N 1.
3.2.3. Прикрепление (открепление) застрахованных граждан к амбулаторно-поликлиническим учреждениям (АПУ), учет и отчетность по количеству прикрепленных граждан в АПУ осуществляется в соответствии с "Порядком регистрации и учета граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, для получения первичной медико-санитарной помощи в Иркутской области" (Приложение N 2).
3.2.4. Стоматологические поликлиники (отделения) финансируются из общего среднедушевого норматива финансирования амбулаторно-поликлинической помощи, сформированного страховщиком по стоимости УНТ, утвержденной областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС.
3.2.5. Стационарозамещающие виды помощи предоставляемые в АПУ (дневной стационар, центр амбулаторной хирургии) финансируются из общего среднедушевого норматива финансирования амбулаторно-поликлинической помощи, сформированного страховщиком по тарифам, утвержденным областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС.
3.2.6. Оплата медицинских услуг, оказываемых Иркутским областным диагностическим центром и НИИ МЭПЗ, производится из общего среднедушевого норматива финансирования амбулаторно-поликлинической помощи, сформированного страховщиком при предъявлении реестров по посещениям (услугам), стоимость которых утверждена областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС, в пределах утвержденных квот, установленных государственным (муниципальным заказом)#.
3.2.7. Финансирование медицинской помощи, оказанной поликлинической службой, не имеющей прикрепленного населения (учреждения, отделения, перечень которых утвержден областной согласительной комиссией), осуществляется из общего среднедушевого норматива финансирования амбулаторно-поликлинической помощи, сформированного страховщиком по посещениям, стоимость которых утверждена областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС.
3.2.8. Расчеты за амбулаторно-поликлиническую помощь, оказанную застрахованным в МУ, к которым они не прикреплены, осуществляются по стоимости 1 посещения, согласованной в установленном порядке областной согласительной комиссией, в соответствии с "Порядком финансовых взаиморасчетов за амбулаторно-поликлиническую помощь в системе обязательного медицинского страхования Иркутской области" (Приложение N 3).
3.2.9. За эффективную профилактическую деятельность производится дополнительное финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений (по итогам квартала) из средств специального фонда, сформированного в Исполнительной дирекции ТФОМС в пределах средств нормированного страхового запаса.
3.2.10. Исполнительная дирекция (филиал) ТФОМС производит дополнительное финансирование, которое распределяется комиссией с участием представителей территориальных органов управления здравоохранением между АПУ с учетом коэффициента достижения результата (КДР), рассчитанному по модели оценки эффективности (МОЭ) (Приложение N 4).
Значения показателей МОЭ утверждаются областной согласительной комиссией. При необходимости утвержденные стандарты МОЭ могут быть пересмотрены в установленном порядке.
Методика расчета коэффициента достижения результата и пример расчета приведены в Приложении N 4. Дополнительное финансирование распределяется среди МУ, по итогам работы которых сложились коэффициенты достижения результата от 1,0 до 0,9. АПУ, у которых КДР составил 0,89 и ниже, дополнительного финансирования не получают.
В случае, если АПУ предоставляет недостоверные сведения относительно показателей МОЭ, то оно снимается с рассмотрения.
3.3. Финансирующая сторона (ТФОМС, СМО), осуществляя оплату медицинских услуг амбулаторно-поликлиническим учреждениям, имеет право частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг в соответствии с Договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию заключаемым с МУ и на основании действующего "Положения о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в медицинских учреждениях Иркутской области".
4. Оплата стационарной помощи
4.1. Оплата медицинских услуг стационаров производится из средств, полученных страховщиком от ТФОМС для оплаты медицинских услуг, за пролеченного больного по средней стоимости 1 койко-дня в профильном отделении по тарифам, установленным Областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС, в пределах объемов, утвержденных государственным (муниципальным) заказом.
4.1.1. Стационарозамещающие виды помощи (койки дневного пребывания в стационарах), финансируются из средств, полученных страховщиком от ТФОМС для оплаты медицинских услуг, в сложившихся объемах, по тарифам, утвержденным областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС.
Сумма по предъявленным реестрам на выполненный объем стационарозамещающих видов медицинской помощи оплачивается полностью, на 100 % для стимулирования развития ресурсосберегающих технологий в здравоохранении.
4.1.2. Оплата медицинских услуг Иркутского филиала МНТК "Микрохирургии глаза" производится из средств полученных страховщиком от ТФОМС для оплаты медицинских услуг по согласованным тарифам в соответствии с категориями операций и по утвержденным квотам в разрезе территориальных образований Иркутской области, установленных ТФОМС и Комитетом здравоохранения области.
4.2. На территориях области, где действует подушевой способ оплаты амбулаторно-поликлинической помощи:
4.2.1. оплата медицинских услуг стационаров производится из средств, сформированных страховщиком для оплаты стационарной помощи (средства оплаты стационарной помощи) за пролеченного больного по средней стоимости 1 койко-дня в профильном отделении по тарифам, установленным Областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС, в пределах объемов, утвержденных государственным (муниципальным) заказом.
4.2.2. Стационарозамещающие виды помощи (койки дневного пребывания в стационарах), финансируются из средств, сформированных страховщиком для оплаты стационарной помощи (средства оплаты стационарной помощи) в сложившихся объемах, по тарифам, утвержденным областной комиссией по согласованию тарифов в системе ОМС.
Сумма по предъявленным реестрам на выполненный объем стационарозамещающих видов медицинской помощи оплачивается полностью, на 100 % для стимулирования развития ресурсосберегающих технологий в здравоохранении.
4.2.3. Оплата медицинских услуг Иркутского филиала МНТК "Микрохирургии глаза" производится из средств, сформированных страховщиком для оплаты стационарной помощи (средства оплаты стационарной помощи), по согласованным тарифам в соответствии с категориями операций и по утвержденным квотам в разрезе территориальных образований Иркутской области, установленных ТФОМС и Комитетом здравоохранения области.
4.3. Отдельные стационарные учреждения (перечень устанавливается ТФОМС и Комитетом здравоохранения области) могут финансироваться методом глобального бюджета в пределах объемов, утвержденных государственным (муниципальным) заказом.
При выполнении согласованных показателей, стационар при сокращении длительности пребывания больного на койке имеет право получить глобальный бюджет в полном объеме.
При превышении запланированного количества койко-дней, стационар покрывает дополнительные расходы полностью или частично самостоятельно (по согласованию со страховыми медицинскими организациями).
4.4. Распределение суммы муниципальных заказов на территории муниципальных образований, подлежащих оплате, между страховыми медицинскими организациями, работающими по ОМС в Иркутской области, производится на основании "Порядка распределения муниципального заказа территории по страховым медицинским организациям Иркутской области", утвержденного решением областной комиссии по согласованию тарифов в системе ОМС (Приложение 5) ежеквартально.
4.5. Финансирующая сторона (ТФОМС, СМО), осуществляя оплату медицинских услуг стационарным учреждениям, имеет право частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг в соответствии с Договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию заключаемым с МУ и на основании действующего "Положения о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в медицинских учреждениях Иркутской области".
5. Межтерриториальные расчеты за медицинскую помощь,
оказанную застрахованным по ОМС гражданам
5.1. Оплата медицинских услуг, оказанных в МУ Иркутской области гражданину, застрахованному страховщиками, действующими на территории Иркутской области, осуществляется непосредственно Страховщиком на основании реестра медицинского учреждения.
5.2. Оплата медицинской помощи, оказанной незастрахованному гражданину, включая медицинскую помощи,# оказанную населению области МУ Иркутской области вне постоянного места жительства, осуществляется филиалом ТФОМС на подведомственной территории которых проживает гражданин, на основании "Порядка финансовых взаиморасчетов в системе обязательного медицинского страхования Иркутской области", утвержденного решением Правления ТФОМС Иркутской области 10.07.01 г.
5.3. Оплата медицинской помощи в МУ Иркутской области, оказанной гражданам застрахованным вне территории Иркутской области производится в соответствии с приказом ФОМС "О порядке финансовых расчетов между территориальными фондами ОМС за медицинскую помощь в объеме базовой программы ОМС граждан Российской Федерации, оказанную за пределами территории страхования" от 23.08.2000 г.N 70; "Порядком финансовых взаиморасчетов в системе ОМС Иркутской области", утвержденным решением Правления ТФОМС 10.07.01 г., по тарифам, утвержденным Областной согласительной комиссией по тарифам в системе ОМС.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение вступает в силу с 1 января 2003 года.
Нормы настоящего положения, в части, предусматривающей оплату амбулаторно-поликлинической помощи по подушевым нормативам, подлежат применению с 1 января 2003 года только на территориях г.Иркутска, г.Братска, Братского района и Чунского района.
Введение порядка оплаты амбулаторно-поликлинической помощи по подушевым нормативам, согласно настоящего Положения, на иных административных территориях Иркутской области производится по совместному решению Комитета здравоохранения Иркутской области и Территориального фонда ОМС граждан Иркутской области.
6.2. Принятые до 1 января 2003 года решения, регламентирующие порядок оплаты медицинской помощи в системе ОМС Иркутской области, применяются в части, не противоречащей настоящему Положению.
Доцент кафедры общественного
Здоровья и здравоохранения ИГИУВ |
Б.В.Таевский |
Заместитель председателя Комитета
здравоохранения администрации области |
А.С.Купцевич |
Председатель областной
комиссии по согласованию
тарифов в системе ОМС |
С.И.Дубровин |
Согласовано:
Председатель комитета
здравоохранения администрации области |
М.Е.Кощеев |
Исполнительный директор ТФОМС области |
С.В.Шойко |
Президент ассоциации страховых
медицинских организаций области |
А.А.Реморчук |
Председатель областного комитета
профсоюза медицинских работников |
С.В.Островская |
Председатель профессиональной медицинской
ассоциации организаторов здравоохранения |
А.А.Куташов |
Первый заместитель исполнительного директора |
Н.Н.Абашин |
Начальник юридического отдела |
С.Д.Музыковский |
Начальник отдела организации ОМС |
Д.А.Анчутин |
Главный специалист ФЭО |
Т.М.Ворошилова |
Главный специалист ФЭО |
О.В.Лохтина |
Начальник отдела информации и анализа |
В.В.Лопин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Иркутской области
Настоящее Положение вступает в силу с 1 января 2003 г.
Текст Положения официально опубликован не был