Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 28 января 2005 г. N А19-11787/04-45-Ф02-5905/04-С1
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Инженерные сети города" (предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными и не подлежащими исполнению решения N03-09/02-181 от 19.03.2004, решения N358 от 20.04.2004, требований N03-09/215 и N03-09/216 от 22.03.2004, инкассовых поручений N3947 и N1150 от 20.04.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N9 по Иркутской области (налоговая инспекция), а также об обязании налоговой инспекции возместить из бюджета 18 428 рублей 70 копеек путем зачета предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость за последующие периоды 2004 года.
Решением суда от 20 июля 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными решения N04-09/02-191 от 19.03.2004, N358 от 20.04.2004 в части привлечения к ответственности за неуплату налога в сумме 908 рублей 60 копеек, неуплаченного налога в сумме 4 543 рублей 02 копеек и начисленных пеней в размере 199 рублей 90 копеек, требований N03-09/216 в суммах 4 543 рублей 02 копеек и 199 рублей 90 копеек, N03-09/215 в сумме 908 рублей 60 копеек как несоответствующие статьям 169, 171, 172 налогового кодекса Российской Федерации, признаны не подлежащими исполнению инкассовые поручения N3947 от 20.04.2004 в части 4 543 рублей 02 копеек, N1150 в части 199 рублей 90 копеек.
Постановлением апелляционной инстанции от 13 октября 2004 года решение суда от 20 июля 2004 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, право на вычеты по налогу на добавленную стоимость у юридических лиц возникает лишь при представлении счетов-фактур и кассовых чеков с выделенной суммой налога на добавленную стоимость. Применение вычета при оплате товаров (работ, услуг) платежными поручениями, в которых сумма налога на добавленную стоимость не выделена отдельной строкой, неправомерно.
Отзыв на кассационную жалобу предприятием не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 79247 от 12.01.2005, N 79248 от 13.01.2005), однако предприятие своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем, дело слушается в их отсутствие.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
При рассмотрении дела в судебном заседании 25 января 2005 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 28.01.2005 10 часов 00минут.
После перерыва представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией проведана камеральная налоговая проверка представленной предприятием декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года. В ходе проверки предприятием представлена измененная налоговая декларация за ноябрь 2003 года, согласно которой сумма налоговых вычетов составила 2 526 556 рублей.
По результатам проведенной проверки налоговой инспекцией вынесено решение N 03-09/02-191-5804 от 19 марта 2004 года о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 3 530 рублей. Данным решением обществу также предложено уплатить 17 652 рубля недоимки по налогу на добавленную стоимость и 776,7 рублей пени.
Требованиями N03-09/215, 03-09/215 предприятию предложено было уплатить указанные суммы. В связи с неисполнением требований налоговой инспекции было принято решение N358 о взыскании суммы недоимки и пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, выставлены инкассовые поручения N1150, N3947 от 20.04.2004.
Не согласившись с принятыми налоговой инспекцией актами, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и не подлежащими исполнению.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что отсутствие выделенной суммы налога на добавленную стоимость в платежных документах не является основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку не предусмотрено положениями статей 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими право налогоплательщика на получение налоговых вычетов.
Выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и являются правильными.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
Из статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что счета-фактуры, не соответствующие установленным требованиям к их оформлению и предъявлению, не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Следовательно, вычет предъявленной поставщиком к уплате суммы налога за приобретенные товары (работы, услуги) может быть произведен налогоплательщиком при наличии счета-фактуры, соответствующего установленным требованиям к его оформлению и предъявлению, при условии фактической уплаты суммы налога поставщику и принятия на учет этих товаров (работ, услуг).
Из материалов налоговой проверки следует, что предприятием по счетам-фактурам N ОС-002364 от 04.11.2003 на сумму 13 449 рублей (в том числе налог на добавленную стоимость - 2 241 рубль 51 копейка) и N ОС-002531 от 25.11.2003 на сумму 13 809 рублей (в том числе налог на добавленную стоимость - 2 301 рубль 51 копейка) оплата поставщику товаров (работ, услуг) была произведена платежными поручениями N 1010 от 28.10.2003 и N 1029 от 04.11.2003, в которых определена общая сумма, уплаченная предприятием, без учета налога на добавленную стоимость.
Пункт 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога должна выделяться отдельной строкой.
Однако оплата приобретенных товаров (работ, услуг) платежными поручениями, не соответствующими указанному требованию, не является безусловным основанием для неприменения вычета по налогу на добавленную стоимость.
Арбитражный суд установил, что данными платежными поручениями предприятием произведена оплата товаров по счетам-фактурам, соответствующим установленным требованиям к их предъявлению и оформлению, перечисленная сумма денежных средств соответствует стоимости товаров с учетом налога на добавленную стоимость, указанной в этих счетах-фактурах.
При таких обстоятельствах арбитражный суд правильно признал факт оплаты предприятием налога поставщику товаров и право на применение вычета в сумме 4 543 рубля 02 копейки. В связи с чем, судом правомерно были признаны недействительными обжалуемые предприятием ненормативные акты налоговой инспекции в части доначисления и взыскания налога в сумме 4 543 рубля 02 копейки и соответствующих сумм пени и налоговых санкций.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций, что недопустимо в силу положений статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому оснований для изменения и отмены обжалуемых судебных актов кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 20 июля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 13 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11787/04-45 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
Из статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что счета-фактуры, не соответствующие установленным требованиям к их оформлению и предъявлению, не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
...
Пункт 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога должна выделяться отдельной строкой."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 января 2005 г. N А19-11787/04-45-Ф02-5905/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника