Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 21 марта 2005 г. N А33-7300/04-С3-Ф02-947/05-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Красноярский алюминиевый завод" (общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения от 23.03.2004 N 11 Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (фонд).
Решением от 9 сентября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично.
Решение от 23.03.2004 N 11 фонда признано недействительным в части отказа в принятии к зачету расходов в сумме 555 170 рублей 33 копейки.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 декабря 2004 года решение суда отменено в части отказа в признании недействительным решения от 23.03.2004 N 11 фонда о непринятии к зачету расходов в сумме 310 863 рубля.
В указанной части заявленные требования удовлетворены.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований, фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, больничные листы, выданные в нарушение установленного порядка, оплате пособием по временной нетрудоспособности не подлежат, расходы по таким больничным листкам являются осуществленными в нарушение действующего законодательства.
Фонд считает, что при определении максимального размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, пособий на погребение применяется районный коэффициент, установленный на федеральном уровне для непроизводственных отраслей.
Кроме того, фонд указывает, что в соответствии с действующим законодательством город Красноярск не отнесен ни к районам Севера, ни к приравненным к ним местностям.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой инспекцией части, просит оставить их без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фонд надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомление N 87410 от 02.03.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы фонда, ссылаясь на их необоснованность. При этом представитель общества указал, что фондом неправомерно были не приняты к зачету расходы на обязательное социальное страхование.
В судебном заседании 16 марта 2005 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 21 марта 2005 года.
После перерыва представитель общества в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно этих доводов, заслушав представителя общества и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, фонд провел проверку общества по вопросу расходования средств государственного социального страхования за период с 01.10.2001 по 30.09.2003.
По результатам проверки фондом был составлен акт от 23.12.2003 N 164с/с и вынесено решение от 23.03.2004 N 11 о непринятии к зачету расходов, произведенных обществом с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по государственному социальному страхованию, либо не подтвержденных документами в установленном порядке, в сумме 1 202 838 рублей.
Не согласившись с вынесенным по результатам проверки решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Рассматривая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности применения обществом районного коэффициента при расчете размера пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает изложенные выводы суда правильными.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 101 от 12.02.1994 установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 15 Федерального закона N 17-ФЗ от 11.02.2002 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", в соответствии с которой был определен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, установлено также , что в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
Определение предела социального пособия на погребение с применением районного коэффициента в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, предусмотрено в статье 10 Федерального закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле".
При этом названные нормативные акты не указывают на возможность применения районных коэффициентов, установленных только федеральными законами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 4 названного закона установлено, что источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Фонд социального страхования Российской Федерации - для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и имеющих право на выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением, - в соответствии с положениями об указанных фондах.
В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСАС от 21.10.1969 N 421/26 утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно - коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не был установлен.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Данная норма носит общий характер, и определяющим является то обстоятельство, что на соответствующей территории действуют районные коэффициенты.
На территории Красноярского края, в том числе на территории города Красноярска, действовали как минимальные (1,2), так и максимальные (1,3) размеры районных коэффициентов.
Во исполнение постановления от 04.02.1991 N 76 администрацией Красноярского края принято постановление от 21.08.1992 N 311-п "Об установлении районного коэффициента", которым установлен единый районный коэффициент 1,3 вместо действующего коэффициента 1,2 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края.
Данный нормативный правовой акт в установленном законодательством порядке не оспорен.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что при определении размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособий на погребение общество правомерно применяло районный коэффициент, руководствуясь нормативным правовым актом Красноярского края.
Судом апелляционной инстанции также обоснованно признано законным принятие к зачету части сумм пособий по временной нетрудоспособности по выданным с нарушением положений законодательства больничным листкам.
Учитывая положения статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, фонд вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если расходы произведены с нарушением законодательства.
Согласно пункта 2.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации 19.10.1994 N 206/21 (Инструкция), при заболеваниях и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевает его единолично на срок до 30 календарных дней, с учетом утвержденных Минздравмедпромом России ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.
Пунктом 2.3 названной Инструкции установлено, что при сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляется клинико - экспертной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Согласно пункта 2.4 Инструкции при заболеваниях (травмах) листок нетрудоспособности выдается в день установления нетрудоспособности, включая праздничные и выходные дни. Не допускается его выдача за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом. В исключительных случаях листок нетрудоспособности может быть выдан за прошедший период по решению клинико - экспертной комиссии.
Из материалов дела не следует, что больничные листки на срок до 30 дней, а также больничные листки после освидетельствования врачом выданы с нарушением установленного порядка. В связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что основания для непринятия к зачету сумм пособий, выплаченных обществом за указанные периоды, отсутствуют.
При этом суд кассационной инстанции считает, что нарушения пунктов 2.3 и 2.4 инструкции являются основанием для отказа в принятии учреждением к зачету сумм пособий, выплаченных обществом соответственно при превышении 30-дневного срока временной утраты трудоспособности и за периоды нетрудоспособности, не освидетельствованной врачом.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно рассмотрел вопрос правомерности действий фонда по непринятию к зачету сумм пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного Тюменцеву В.С., и пришел к правильному выводу о правомерности данных расходов, произведенных обществом и обоснованном предъявлением их к зачету.
Обществом суду были представлены документы, подтверждающие, что Тюменцев В.С. являлся инвалидом III группы, а листок нетрудоспособности был выдан ему в связи с заболеванием на общих основаниях. В период временной нетрудоспособности в связи с наступлением срока для переосвидетельствования в соответствии с Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 965 от 30.08.1996, он был направлен на медико-социальную экспертизу.
При этом суд пришел к правильному выводу, что в данной ситуации неприменимы положения пункта 3.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации 19.10.1994 N 206/21.
Таким образом, фондом не доказано, что расходы на обязательное социальное страхование произведены обществом с нарушением законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых фондом судебных актов, принятых на основании всестороннего и полного исследования представленных в дело доказательств и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 10 декабря 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7300/04-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела не следует, что больничные листки на срок до 30 дней, а также больничные листки после освидетельствования врачом выданы с нарушением установленного порядка. В связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что основания для непринятия к зачету сумм пособий, выплаченных обществом за указанные периоды, отсутствуют.
При этом суд кассационной инстанции считает, что нарушения пунктов 2.3 и 2.4 инструкции являются основанием для отказа в принятии учреждением к зачету сумм пособий, выплаченных обществом соответственно при превышении 30-дневного срока временной утраты трудоспособности и за периоды нетрудоспособности, не освидетельствованной врачом.
...
Обществом суду были представлены документы, подтверждающие, что Тюменцев В.С. являлся инвалидом III группы, а листок нетрудоспособности был выдан ему в связи с заболеванием на общих основаниях. В период временной нетрудоспособности в связи с наступлением срока для переосвидетельствования в соответствии с Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 965 от 30.08.1996, он был направлен на медико-социальную экспертизу.
При этом суд пришел к правильному выводу, что в данной ситуации неприменимы положения пункта 3.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации 19.10.1994 N 206/21."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 марта 2005 г. N А33-7300/04-С3-Ф02-947/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника