Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы Ангарского
муниципального образования
Иркутской области
от 27 ноября 2003 г. N 192-31Д(4)
Концепция
развития углубленного и профильного обучения на 2004 - 2006 годы
1. Введение
Концепция - это комплекс идей об основных направлениях развития углубленного и профильного обучения на территории Ангарского муниципального образования.
Углубленное обучение - это дополнительная (сверх федерального стандарта) подготовка учащихся по отдельным предметам.
Профильное обучение - это дополнительная (сверх федерального стандарта) подготовка учащихся по нескольким учебным предметам одного цикла. Например: социально-экономический профиль, гуманитарный профиль, естественно-математический и другие.
Концепция является организационной основой политики муниципальных органов власти в области образования для обеспечения потребности населения и социально-экономической сферы города в получении качественного образования.
2. Информационная справка
В 1996 году в связи с регистрацией новой редакции Закона РФ "Об образовании" вся сфера образования была сориентирована на удовлетворение потребностей на образование социальных заказчиков - родителей обучающихся, общества, государства. Именно с этого времени в городе началось развитие углубленного и профильного обучения.
В 2000 г. проведены системные социологические исследования потребностей на образовательные услуги всех заинтересованных лиц, определены миссии учреждений и этапы их реализации. Одной из наиболее запрашиваемых образовательных услуг стало образование повышенного уровня, а именно, углубленное и профильное обучение. За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса этот уровень обучения позволяет более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Анализ этой составляющей по факту на сентябрь 2003 г. выявил ряд противоречий, сложившихся в практике.
На территории АМО функционирует 37 средних общеобразовательных учреждений, в том числе, оказывающих образовательные услуги по углубленному и профильному обучению: среди них два лицея и гимназия, три школы с углубленным изучением предметов и 19 средних школ с профильными классами, которые обеспечивают углубленное и профильное обучение 1938 человек или 39% от количества учащихся старшей ступени обучения.
Для сравнения: доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно растет во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.
3. Проблемно-ориентированный анализ
Углубленное и профильное обучение начало стихийно развиваться в г.Ангарске с 1992 года на фоне неразработанности нормативной базы и отсутствия опыта. Это привело к нерациональной организации деятельности лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов, противоречащей Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному в марте 2001 года, а именно:
- в лицеях N 1 и N 2, предназначенных для углубленной подготовки по предметам технологического и естественно-научного профилей, фактически реализуется профильное обучение;
- в гимназии N 1 реализуется многопрофильное обучение - физико-математическое, естественно-научное и гуманитарное - вместо образования, обеспечивающего углубленную подготовку по предметам гуманитарного профиля.
Кроме того, дублируются профили обучения во всех трех учреждениях:
Физико-матема- тический |
Гуманитар- ный |
Естественно- научный |
Социально-эколо- гический |
|
Лицей N 1 | 3 класса | 4 класса | 5 классов | |
Лицей N 2 | 2 класса | 2 класса | 1 класс | |
Гимназия N 1 |
2 класса | 2 класса |
Существующая практика функционирования лицеев и гимназий снижает эффективность организации в них образования повышенного уровня и создает предпосылки для нерационального расходования бюджетных средств.
Профильным обучением охвачено 1288 школьников в 64 классах, группах. По направленности реализуются профили:
физико-математический - 21 (9 групп и 12 классов)
естественно-научный - 12 (8 групп и 7 классов)
гуманитарный - 20 (12 групп и 8 классов)
математический - 5 классов
социально-экономический - 3 группы
технический 3 (1 группа и 2 класса).
Существующие профили:
1. Снижают возможности социализации учащихся в новых экономических условиях, поскольку дают традиционный знаниевый уровень и не готовят к профессиональной карьере, не формируют лидерских качеств, коммуникативных навыков, не дают современных знаний об экономике, рыночных отношениях, информационных технологиях.
2. Кроме того, профили более затратны поскольку в число 64 классов, групп входят 37 классов (по 25 человек) и 27 групп (по 9 человек). Любое снижение численности класса ниже нормы (25 человек) ведет к удорожанию услуги.
3. Профили нерационально распределены внутри учреждений:
Кол-во профилей | Учреждения | В % соотношении |
5 | ЦО-8 | 5% |
4 | СОШ N 10 | 5% |
3 | СОШ N 3, N 7 | 11% |
2 |
СОШ N 6, ЦО-11, СОШ N 15, 25, 30, 32, 35, 36, 38, 40 |
53% |
1 | СОШ N 17, 19, 29, 37, 39 | 26% |
45% учреждений не имеют профилей, т.к. не обеспечивают равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями.
4. Основные цели и задачи
Основная идея концепции развития углубленного и профильного обучения состоит в том, что обучение должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным и оптимальным по расходованию бюджетных средств.
Основные цели Концепции развития углубленного и профильного обучения:
1. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
2. Расширить возможности социализации учащихся, подготовить старшеклассников к поступлению в ВУЗ, дальнейшей профессиональной карьере.
3. Максимально оптимизировать расходы местного бюджета на углубленное и профильное обучение.
Концепция развития углубленного и профильного обучения предполагает структурирование содержания образования в зависимости от потребностей на образовательные услуги, интересов и способностей учащихся, вида учреждения, наличия кадровых и материально-технических условий, финансовых условий, санитарно-гигиенических норм, предельно допустимой учебной нагрузки.
Концепция разграничивает содержание углубленного обучения между лицеями, гимназией и школами с углубленным изучением предметов; определяет место каждого учреждения в реализации Концепции. Устанавливает соотношение классов с углубленным изучением предметов, профильных классов, финансируемых из муниципального бюджета, в общем количестве классов на второй и третьей ступенях обучения.
5. Содержание углубленного обучения
в зависимости от вида учреждения
Лицей - обеспечивает дополнительную (углуб- ленную) подготовку обу- чающихся по предметам естественно-научного и технического профилей |
Гимназия - обеспечи- вает дополнительную (углубленную) под- готовку обучающихся по предметам гума- нитарного профиля |
Школа с углубленным изучением предметов - обеспечивает дополнительную углубленную подготовку обучающихся по предметам |
||
Лицей N 1 по предметам: химия биология география экономика |
Лицей N 2 по предме- там: математика физика информатика черчение |
Гимназия N 1 по пред- метам: русский язык литература иностранный язык история право |
СОШ N 27 по предметам: английский язык |
СОШ N 10 по предметам: математика |
6. Содержание углубленного обучения в структуре классов,
финансируемых из муниципального бюджета
Учреждение | Общее кол-во классов |
К-во классов с углубленным изучением, финансируемых из муниципального бюджета |
Лицей N 1 | 18 | 18 |
Лицей N 2 | 22 | 22 |
Гимназия N 1 | 30 | По 2 класса в каждой параллели классов II и III ступеней |
СОШ N 27 | 38 | 38 |
СОШ N 10 | По 1 классу в каждой параллели классов II и III ступеней |
7. Профильное обучение
Профильное обучение на территории Ангарского муниципального образования реализуется на третьей ступени средней общеобразовательной школы. Профиль формируется из расчета один класс-комплект в каждой параллели классов на третьей ступени обучения; в ЦО-8 - все классы в каждой параллели на третьей ступени обучения. Профиль определяется исходя из потребностей обучающихся и при наличии условий:
- наличие средств в муниципальном бюджете на год открытия профиля,
- наличие лицензии.
Содержание углубленного и профильного обучения обеспечивается инвариантной и вариативной частью учебного плана. При этом часы вариативной части формируются из расчета не более, чем на 2 группы в каждом профильном классе и классе углубленного обучения.
8. Словарь использованных сокращений
АМО - Ангарское муниципальное образование.
ЦО - Центр образования.
СОШ - средняя общеобразовательная школа.
Вице-мэр |
А.П.Козлов |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Ангарского муниципального образования Иркутской области от 27 ноября 2003 г. N 192-31Д(4) "Об утверждении Концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.