Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению мэра г.Иркутска
от 14 апреля 2005 г. N 031-06-666/5
Информация
о негативном влиянии выбросов автомобильного транспорта
на окружающую среду г.Иркутска
Город Иркутск относится к числу наиболее загрязненных в России и включен в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения. Это является следствием выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта, климатических условий, не способствующих активному рассеиванию в атмосфере загрязняющих веществ.
С ростом количества зарегистрированного автотранспорта на территории г.Иркутска с 155 623 единиц (01.01.1998 г) до 176 539 единиц (01.01.2005 г) увеличились выбросы от передвижных источников в атмосферный воздух г.Иркутска на 24%. В течение 8 лет вклад выбросов от передвижных источников в общее загрязнение атмосферного воздуха на территории г.Иркутска составляет более 52 %. Следует отметить, что расчет произведен без учета выбросов загрязняющих веществ транзитного автотранспорта, который в отсутствии в г.Иркутске объездных дорог вносит существенный вклад в общее загрязнение воздушного бассейна. По мнению специалистов до 65%.
Автомобильный транспорт является источником поступлений в атмосферу свинца, окислов азота, окиси углерода, сернистого ангидрида, углеводородов, сажи, особо токсичного канцерогенного вещества бенз(а)пирена, различных пылей (продукты истирания шин и тормозных колодок), которые, в первую очередь, пагубно влияют на здоровье населения города, наносят урон зеленым насаждениям, разрушают здания и сооружения.
По территории города Иркутска наиболее загрязнена центральная часть Правобережного округа.
По данным Иркутскгидромета содержание вредных примесей в 2004 г. по городу превышало санитарные нормы:
- бенз(а)пирена: среднегодовое - в 3,6 раза, максимальное - в 11,6 раза;
- диоксида азота: среднегодовое - в 1,3 раза, максимальное - в 3,9 раза;
- формальдегида: среднегодовое - в 3,7 раза, максимальное - в 3,9 раза;
- оксида углерода: среднегодовое - в 1,1 раза, максимальное - в 3,6 раза.
В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду свинца был разработан и принят Федеральный Закон "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" N 34-ФЗ от 22.03.03, который вступил в силу с 01.07.03.
Во исполнение указанного Федерального закона на предприятиях по переработке нефти, расположенных в том числе на территории Иркутской области (г.Ангарск), прекращено производство этилированного бензина.
C 1 января 2005 г. введен запрет на использование автомобильным транспортом, зарегистрированным в Иркутской области, этилированного бензина (Закон Иркутской области "Об охране атмосферного воздуха Иркутской области"), о чем отделом охраны окружающей среды проинформированы все руководители автозаправочных комплексов (исх. от 10.12.2004 г. N 268-74-760/4).
В тоже время в России отсутствуют эффективные правовые, административные и экономические механизмы управления экологической безопасностью автотранспорта, назрела острая необходимость создания системы снижения вредного воздействия автотранспорта на здоровье населения и окружающую среду.
Анализ законодательства Российской Федерации в области экологизации автотранспорта показывает, что правовое регулирование в этой области имеет следующие недостатки:
- базовые законы Российской Федерации - "Об охране окружающей среды" и "Об охране атмосферного воздуха" - определяют лишь рамочные нормы по защите окружающей среды и атмосферы: понятия, полномочия государственных органов управления, общие требования по охране атмосферы при ведении хозяйственной и иной деятельности, в самом общем виде обозначен механизм регулирования выбросов через систему экологических нормативов и разрешений на выбросы, принципы государственного учета и контроля за состоянием атмосферы, принципы платежей за выбросы и ответственности за нарушение законодательства;
- имеет место правовой пробел в области определения сроков и принципов введения и пересмотра экологических нормативов, механизмов организации их соблюдения, порядка применения новых технологий и топлив, улучшающих экологический уровень техники, принципов экономического стимулирования и санкций к производителям и владельцам автотранспортных средств;
- природоохранное законодательство Российской Федерации не учитывает специфические особенности транспортной деятельности, что приводит к отсутствию стимулов производить и использовать экологически более совершенные транспортные средства.
В соответствии с действующим законодательством государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют Государственная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Территориальное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), контроль за автотранспортными средствами осуществляют: органы внутренних дел (милиция), государственный экологический контроль (Государственная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору по Иркутской области), Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области.
В целях улучшения ситуации в г.Иркутске по снижению выбросов от автомобильного транспорта в воздушный бассейн г.Иркутска и их вредного воздействия на здоровье горожан в 2004 г отделом охраны окружающей среды Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска совместно с ГИБДД г.Иркутска, ЦГСЭН, Ространсинспекцией.# проводились соответствующие общегородские мероприятия, которые были утверждены постановлением мэра г.Иркутска.
В соответствии с постановлением мэра г.Иркутска в 2004 г специалисты проводили рейды по снижению выбросов от автомобильного транспорта с осуществлением выборочных замеров дымности и токсичности отработавших газов автомобилей на магистралях города Иркутска, проверки автотранспортных предприятий.
Рейды на магистралях города Иркутска проводились отделом охраны окружающей среды совместно с Главным управлением природных ресурсов МПР РФ и сотрудниками ГИБДД УВД г.Иркутска с 21.06.2004 г. Всего в теплый период времени (в связи с ограничением на работу измерительной аппаратуры) проведено 16 рейдов во всех районах города. Проверено 680 единиц передвижных источников выбросов, из них 268 ед. - с дизельным ДВС (не соответствует ГОСТу - 76%), 292 ед. - с бензиновым ДВС (не соответствует ГОСТу - 37%).
Практически нареканий со стороны госинспекторов на выбросы отработавших газов автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием, не было.
Особое внимание специалистов обращено на работу маршрутных такси.
Общее число маршрутных такси составляет 1% от общего числа зарегистрированного автомобильного транспорта, в тоже время их вклад в выбросы загрязняющих веществ составляет около 10%. В связи с чем, администрацией г.Иркутска предусмотрен учащенный контроль за техническим состоянием коммерческих автобусов, работающих в режиме маршрутных такси в г.Иркутске. Еженедельно проводятся комплексные проверки работы маршрутных такси, в т.ч. по снижению вредного воздействия выбросов отработавших газов.
Из общего количества проверенного автотранспорта маршрутные такси составляют 129 ед., из них 82 ед. - с дизельным ДВС, 67 ед. не соответствуют установленным нормативам дымности (на 81%); 36 ед. - с бензиновым ДВС, 11 ед. не соответствуют установленным нормативам токсичности (на 31%).
В соответствии с постановлением мэра г.Иркутска при участии отдела охраны окружающей среды, ЦГСЭН, ГИБДД г.Иркутска, Иркутским областным отделением Ространсинспекции были осуществлены проверки организаций, имеющих автотранспортные средства, и пункты технического осмотра на выполнение транспортного, санитарного, природоохранного законодательств. По результатам комплексных проверок ОАО "ИГАТП-1", расположенное в Октябрьском округе (Восточный промузел), можно рекомендовать как базовое по работе, направленной на снижение выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.
В период осуществления проверок специалистами были выявлены значительные превышения стандартов отработавших газов автотранспортных средств по причине отсутствия на предприятиях производственного контроля. На линию механики выпускают автотранспортные средства без соответствующих проверок, формально подходят к должностным обязанностям.
В настоящее время все подразделения ГИБДД г.Иркутска администрацией г.Иркутска оснащены контрольно-измерительной аппаратурой за счет средств, поступающих в бюджет г.Иркутска в виде платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов. Ежегодно подразделениями ГИБДД г.Иркутска (согласно утвержденному плану дополнительных мероприятий), проводятся работы по выявлению нарушений установленных норм токсичности, дымности отработавших газов автомобилей, в т.ч. маршрутных такси. Проверки автотранспортных средств проводятся при прохождении государственного технического осмотра, при совершении регистрации действий в РЭО ГИБДД г.Иркутска, на станциях технической диагностики, в том числе по проверке автотранспортных средств на содержание СО, дымности в отработавших газах автомобилей. Водителям выдаются диагностические карты с заключением эксперта - специалиста и государственного инспектора ГАИ г.Иркутска.
Специалистами отдела охраны окружающей среды проводится разъяснительная работа с организациями и частными лицами о необходимости проведения ТО-2, ежеквартальных контрольных замеров токсичности, дымности ОГА, регулировки топливной системы автотранспорта и о правилах обращения с отходами производства и потребления, выдаются соответствующие предписания владельцам автотранспортных средств. Выявленные нарушения устраняются владельцами маршрутных такси, закупается контрольно-измерительная аппаратура.
Для снижения влияния выбросов загрязняющих веществ автомобильного транспорта в г.Иркутске:
1. Для руководителей автотранспортных предприятий необходимо рекомендовать:
1.1. Обеспечить внедрение новых видов топлива, присадок, добавок, нейтрализаторов (сжиженный газ, природный газ др.) для пассажирского и коммунального автотранспорта.
1.2. Обеспечить контроль за выбросами отработавших газов автомобилей (ОГА) в соответствии с действующими государственными стандартами.
1.3. Обеспечить выпуск на линию автотранспортных средств в соответствии с действующими государственными стандартами.
1.4. Для осуществления пассажироперевозок использовать автобусы малого, среднего, большого класса.
3. Отделу охраны окружающей среды Комитета по делам горожан администрации г.Иркутска:
3.1. Проверять величину плановой платы за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников;
3.2. Ходатайствовать перед специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды о введении повышающих коэффициентов соразмерно вкладу выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств в загрязнение атмосферного воздуха в г.Иркутске.
4. Кроме того целесообразно:
4.1. Продолжить дальнейшее развитие городского электрического транспорта.
4.2. Продолжить развитие схемы регулирования дорожного движения с использованием автоматизированной системы управления (АСУДД) "Зеленая волна", с учетом строительства моста через реку Ангара, транспортных многоуровневых развязок и систем подземных и надземных пешеходных переходов на крупных магистралях города со строительством объездных дорог.
4.3. Оптимизировать транспортные потоки в центральной части города.
4.4. Осуществлять вдоль магистралей ярусное озеленение.
Начальник отдела охраны
Окружающей среды |
Е.В.Бояркина |
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра города Иркутска от 14 апреля 2005 г. N 031-06-666/5 "О проведении общегородских мероприятий по снижению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.