Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 20 января 2005 г. N А33-16892/03-с3-Ф02-5676/04-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Норильску (далее налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 30.09.2003 N 04-16/1947/1948/1496 в части уплаты:
налог на доходы физических лиц- 1 452 530 рублей;
пени по налогу на доходы физических лиц- 17 779 639,87 рублей;
штраф по налогу на доходы физических лиц- 290 506 рублей;
единый социальный налог- 1 767 252,67 рублей;
пени по единому социальному налогу- 1 054 837,54 рублей.
Решением от 25 марта 2004 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 23 сентября 2004 года решение от 25 марта 2004года отменено в части признания недействительным решения от 30.09.2003 N 04-16/1947/1948/1496 по уплате пени по налогу на доходы физических лиц- 16 853 064,86 рублей.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, в части доначисления пени по налогу на доходы физических лиц - 16 853 064,86 рублей, оставить в данной части в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, определение налоговой инспекцией сумм удержанного налога на доходы физических лиц расчетным способом противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
Заявитель считает, что при расчете суммы пени по налогу на доходы физических лиц в количество дней просрочки налоговой инспекцией неправомерно включен и день уплаты сумм налога.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе просит постановление апелляционной инстанции отменить в части признания недействительным решения от 30.09.2003 N 04-16/1947/1948/1496 о доначислении:
налога на доходы физических лиц- 1 452 530 рублей;
единого социального налога- 1 767 252,67 рублей;
пени по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу - 630 073,11 рублей;
штрафа по налогу на доходы физических лиц- 290 506 рублей.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество было обязано исчислять и уплачивать единый социальный налог с ежемесячных компенсационных выплат, производимых матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет, а также с компенсационных выплат, выплачиваемых работникам постоянно занятых на подземных работах за время их передвижения в шахтах, рудниках, от ствола к месту работы и обратно.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 18 января 2005 года до 20 января 2005 года.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованном судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационных жалоб не находит.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства.
По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 20.05.2003 N 04/79/80/19/159 и вынесено решение от 30.09.2003 N 16/1947/1948/1496 о привлечении общества к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов и предложено уплатить доначисленные сумм налогов и пени: налог на доходы физических лиц- 1 452 530 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц- 17 779 639,87 рублей; штраф по налогу на доходы физических лиц- 290 506 рублей; единый социальный налог - 1 767 252,67 рублей; пени по единому социальному налогу- 1 054 837,54 рублей.
Суд апелляционной инстанции , при принятии судебного акта, правомерно исходил из того обстоятельства, что ежемесячные компенсационные выплаты матерям (родственникам), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а также компенсационные выплаты, выплачиваемые работникам постоянно занятым на подземных работах за время их передвижения в шахтах, рудниках, от ствола к месту работы и обратно в налоговую базу по единому социальному налогу не включаются.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия и все виды компенсационных выплат, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены понятия "социальное пособие" и "компенсация". Так, социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Статьей 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации предусмотрено, что по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Кроме указанного отпуска женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1110 (с учетом изменений от 08.02.2001) "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" предусмотрена выплата компенсаций матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно - правовых форм, и женщинам - военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
В связи с тем, что по своей правовой природе, названные компенсационные выплаты соответствуют пособиям и компенсациям, применительно к положениям статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, требования кассационной жалобы налоговой инспекции в указанной части удовлетворению не подлежат.
Кассационная инстанция не принимает и довод кассационной жалобы налоговой инспекции о правомерности включения в налоговую базу по единому социальному налогу компенсационных выплат, выплачиваемых работникам постоянно занятым на подземных работах за время их передвижения в шахтах, рудниках, от ствола к месту работы и обратно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 N 452 "О доплате работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно" установлены доплаты работникам названных организаций постоянно занятым на подземных работах за время их передвижения в шахтах, рудниках, от ствола к месту работы и обратно.
В соответствии с подпунктом 7.7.7 пункта 7 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 10.07.1995 N 89, доплаты за нормативное передвижение работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно относятся к компенсационным выплатам, связанным с режимом работы и условиями труда.
Фонд социального страхования Российской Федерации в письме от 03.03.2000 N 02-18/05-1585 квалифицирует указанные выплаты как компенсационные с целью возмещения расходов, связанных с выполнением работниками своих трудовых обязанностей, в связи с чем на данные выплаты не начисляются страховые взносы.
На основании изложенного налоговая инспекция необоснованно доначислила обществу НДФЛ, единый социальный налог, штраф за неполную уплату НДФЛ, пени за нарушение сроков уплаты налогов. В указанной части постановление апелляционной инстанции является обоснованным и законным.
Кассационная инстанция также находит правильными выводы суда апелляционной инстанции о правомерности начисления налоговой инспекцией пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 16 853 064,86 рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организацией в банке по поручениям работников причитающихся им сумм или не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, выплаченного в денежной форме.
Как усматривается из материалов дела налоговой инспекцией при проведении проверки по вопросу полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 установлено, что налог на доходы физических лиц перечислялся в бюджет позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда.
Расчет сумм налога и пеней произведен налоговой инспекцией с учетом фактически удержанных сумм, с поправкой на долю заработной платы, фактически выплаченной работникам. Расчет пени производился пропорционально суммам выплаченной заработной платы. Все первичные данные взяты налоговым органом из бухгалтерского учета налогоплательщика и данные суммы налогоплательщиком не оспорены. Поэтому довод налогоплательщика о применении расчетного метода не основан на имеющихся в деле доказательствах.
Методика расчета пеней, примененная налоговой инспекцией в ходе проверки, не противоречит налоговому законодательству.
Согласно статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Обществом пени не уплачены, при рассмотрении дела, какого либо иного расчета пени предоставлено не было. Какая именно сумма пеней подлежит уплате в бюджет и каким образом примененный налоговым органом расчет пени нарушает законные права и интересы общества, также налогоплательщиком суду не представлено. В связи с чем, доводы кассационной жалобы о применении неправильного метода расчета пеней не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не принимает доводы заявителя о противоречии примененной налоговой инспекцией методики Налоговому кодексу Российской Федерации.
Кассационная инстанция не принимает и довод кассационной жалобы общества о неправомерности включения в расчет пени дня уплаты налога.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно статьи 75 пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Статьей 45 Налогового кодекса определен момент исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога- в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату соответствующего налога, при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Следовательно, пени на суммы платежей, не внесенные в бюджет в установленный срок уплаты, должны начисляться за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты суммы налога, по день фактической уплаты включительно.
На основании изложенного, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что нормы материального права судом апелляционной инстанции применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для безусловной отмены принятого судебного акта, не допущено.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 23 сентября 2004года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16892/03-с3 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно статьи 75 пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
...
Статьей 45 Налогового кодекса определен момент исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога- в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату соответствующего налога, при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2005 г. N А33-16892/03-с3-Ф02-5676/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании