Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 12 мая 2005 г. N А19-25342/04-5-Ф02-2113/05-С1
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу города Братска Иркутской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Братского отделения N 2413 Акционерного коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации (далее - Сбербанк России) 2 930 рублей 54 копеек налоговых санкций за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 19 января 2005 года в удовлетворении заявления инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области (правопреемник Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному округу города Братска Иркутской области) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Из содержания кассационной жалобы следует, что в нарушение пунктов 1-3 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии денежных средств на расчетном счете налогоплательщика Сбербанком России возвращено инспекции без исполнения инкассовое поручение по причине осуществления в отношении налогоплательщика конкурсного производства.
Налоговый орган считает, что в соответствии со статьей 106 Федерального закона N 6-ФЗ от 08.01.1998 "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди. Очередность платежей кредитные учреждения устанавливают по мере поступления платежных документов. Заявитель считает, что банки не должны вмешиваться в отношения клиентов с налоговыми органами
В связи с неисполнением Сбербанком России инкассового поручения на перечисление в бюджет налогов на сумму 43 972 рубля 50 копеек налоговый орган считает правомерным привлечение банка к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации в виде начисления пени в размере 2 930 рублей 54 копеек.
Сбербанк России в отзыве на кассационную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, указывая, что в соответствии с Федеральным законом N 6-ФЗ от 08.01.1998 "О несостоятельности (банкротстве)" не было оснований после закрытия реестра требований кредиторов для бесспорного списания сумм задолженности со счета налогоплательщика на основании инкассовых поручений.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 26.04.2005 NN 91656, 91657), своих представителей на судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, инспекцией принято решение от 26.04.2004 N 06-09/11-1дсп о привлечении Сбербанка России к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации в виде начисления пеней в размере 2 930 рублей.
Согласно акту проверки от 30.03.2004 N 06-09/8-1 основанием для привлечения Сбербанка России к налоговой ответственности послужило неисполнение им инкассового поручения, направленного инспекцией согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в банк на бесспорное списание с расчетного счета АООТ "Браво" задолженности по земельному налогу.
В связи с неисполнением Сбербанком России требования от 29.04.2004 N 26157 об уплате 2 930 рублей 54 копеек налоговой санкции, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании пеней в судебном порядке.
Арбитражный суд, отказывая инспекции во взыскании налоговой санкции, исходил из того, что банк правомерно не исполнил инкассовое поручение налогового органа на бесспорное списание с расчетного счета АООТ "Браво" задолженности по налогу. При этом суд указал, что требование налогового органа по уплате налога возникло в период конкурсного производства, и порядок его удовлетворения должен регулироваться нормами законодательства о банкротстве, а не Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 60 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны исполнять решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени в виде взыскания пени в установленном названной статьей размере.
Арбитражный суд установил, что в связи с неисполнением АООТ "Браво" требования от 28.11.2003 N 10982 об уплате земельного налога в размере 43 972 рублей по сроку уплаты 17.11.2003, налоговым органом на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 06.01.2004 N 727 о взыскании задолженности за счет денежных средств и направлено в банк инкассовое поручение N 8365 от 06.01.2004 на списание задолженности с расчетного счета налогоплательщика и перечисление денежных средств в соответствующий бюджет. По состоянию на 12.01.2004 остаток денежных средств на расчетном счете АООТ "Браво" составлял 104 545 рублей.
Инкассовое поручение банком исполнено не было и возвращено с сопроводительным письмом от 19.01.2004 в связи с осуществлением в отношении АООТ "Браво" конкурсного производства. Повторно направленное инспекцией инкассовое поручение также было возвращено банком без исполнения, что послужило основанием для привлечения инспекцией банка к ответственности по пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 марта 2002 года по делу N А19-10106/99-34 АООТ "Браво" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Очередность удовлетворения требований кредиторов в отношении должника, признанного несостоятельным (банкротом) установлена статьей 106 Федерального закона N6-ФЗ от 08.01.1998 "О несостоятельности (банкротстве)", согласно пункту 1 которой вне очереди подлежат удовлетворению требования кредиторов, возникшие в ходе конкурсного производства.
Однако требования по уплате обязательных платежей, возникшие в период конкурсного производства, но после закрытия реестра требований кредиторов в соответствии с пунктом 4 статьи 114 указанного Закона удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Арбитражным судом установлено, что реестр требований кредиторов АООТ "Браво" закрыт 3 сентября 2002 года.
Поскольку обязанность по уплате земельного налога возникла в период конкурсного производства после закрытия реестра требований кредиторов, то в соответствии с пунктом 4 статьи 114 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требование инспекции по уплате данного налога подлежит удовлетворению конкурсным управляющим из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
С учетом изложенного, у налогового органа не было оснований производить взыскание таких платежей в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому неисполнение банком инкассового поручения нельзя признать неправомерными.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод суда о неправомерности привлечения банка к ответственности по пункту 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации за неисполнение инкассового поручения, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 19 января 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25342/04-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании пункта 1 статьи 106 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вне очереди удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
В данном случае общество признано банкротом, в связи с чем открыто конкурсное производство. Реестр требований кредиторов закрыт 03.09.2002 г.
Налоговая инспекция 06.01.2004 г. направила в банк инкассовое поручение на списание со счета общества недоимки по земельному налогу. Банком указанное поручение возвращено со ссылкой на то, что требование налогового органа об уплате налога должно удовлетворяться в порядке, установленном законодательством о банкротстве.
За неисполнение инкассового поручения банк привлечен к ответственности по п. 1 ст. 135 НК РФ. Суд первой инстанции отклонил заявление налоговой инспекции о взыскании штрафа.
При рассмотрении настоящего дела в связи с кассационной жалобой налогового органа федеральный арбитражный суд указал на то, что в силу п. 4 ст. 114 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных в установленный срок.
Поскольку обязанность по уплате земельного налога возникла у общества после возбуждения конкурсного производства и после закрытия реестра требований кредиторов, то банк правомерно вернул инкассовое поручение налогового органа без исполнения.
Также следует отметить, что в данном случае порядок взыскания налоговой задолженности регулируется специальными нормами законодательства о банкротстве, в связи с чем ст. 46 НК РФ неприменима.
Основываясь на изложенном, федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налоговой инспекции и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2005 г. N А19-25342/04-5-Ф02-2113/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании