Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 17 февраля 2005 г. N А19-13170/04-48-Ф02-194/05-1
(извлечение)
Постановлением Президиума ВАС РФ от 23 августа 2005 г. N 4507/05 настоящее Постановление отменено
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (реорганизованное в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области) о признании незаконным решения Управления N55 от 02.06.2004, которым общество было признано нарушившим статью 22 Закона Российской Федерации N948-1 от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Решением от 26 августа 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18 ноября 2004 года решение от 26 августа 2004 года отменено. Решение антимонопольного органа от 02.06.2004 N55 признано незаконным.
В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области ставит вопрос о проверке законности постановления апелляционной инстанции по основаниям неправильного применения судом статьи 22 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Как указывает заявитель, у суда апелляционной инстанции не было оснований делать вывод о недоказанности факта неполного исполнения предписания N52 от 13.09.2001. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ОАО "Российские железные дороги" считает постановление апелляционной инстанции законным.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением ИТУ МАП РФ N55 от 2.06.2004 ОАО "Российские железные дороги" было признано нарушившим статью 22 Закона Российской Федерации N948-1 от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") в связи с неисполнением предписания N52 от 13.09.2001 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Указанным решением для ОАО "Российские железные дороги" был установлен новый срок для исполнения предписания N52 от 13.09.2001 до 29.06.2004.
Отказывая ОАО "Российские железные дороги" в удовлетворении его требования о признании решения N55 от 02.06.2004 незаконным, арбитражный суд первой инстанции посчитал, что в связи с неисполнением предписания N52 от 13.09.2001 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства решение N55 является законным.
Апелляционная инстанция отменила судебный акт исходя из того, что размер подлежащих возврату денежных средств антимонопольным органом в предписании N52 от 13.09.2001 определен не был, в судебном порядке общая сумма необоснованно полученных с ООО "Янтэй" в 1998 - 2000 годах денежных средств не проверялась и не устанавливалась, а в рамках настоящего дела суд не вправе ее определять. Суд также посчитал, что должник на основании судебных решений значительную сумму возвратил обществу, а Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области не доказан факт неполного исполнения вышеназванного предписания.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" было признано решением N55 (л.д. 14-16) нарушившим статью 22 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в связи с неисполнением предписания антимонопольного органа N52 от 13.09.2001.
В силу предписания N52 от 13.09.2001 (л.д. 21-22) ФГУП "ВСЖД" (в настоящее время - ОАО "Российские железные дороги") обязано было в срок до 13.10.2001 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в несоблюдении установленного нормативными актами порядка ценообразования при взимании провозной платы за перевозку экспортных грузов по территории России.
Одним из способов прекращения нарушения антимонопольного законодательства госорган в предписании N52 от 13.09.2001 указал: "Возвратить ОАО "Янтэй" (грузоотправителю) необоснованно полученные денежные средства за период 1998-2000 г.г.".
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие организации обязаны выполнить действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа в установленный в нем срок.
Как указано в обжалуемом по настоящему делу решении антимонопольного органа N55 от 2.06.2004, предписание ИТУ МАП РФ N52 от 13.09.2001 на момент рассмотрения антимонопольного дела не исполнено.
Следовательно, в установленный срок - до 13.10.2001 (с последующими изменениями до 15.11.2001 и до 19.07.2002) предписание N52 исполнено не было.
При таких условиях у суда апелляционной инстанции не имелось оснований считать, что предписание N52 было исполнено на дату принятия решения антимонопольного органа N55 от 2.06.2004.
Указанным решением был также обоснованно установлен новый срок для исполнения ОАО "Российские железные дороги" предписания N52 - до 29.06.2004.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что антимонопольный орган не доказал факт неполного исполнения предписания N52, учтена быть не может.
Содержанием оспариваемого по настоящему делу решения N55 от 2.06.2004 является факт неисполнения предписания в срок до 19.07.2002. Оспаривая решение N55, как нарушающее его права, ОАО "Российские железные дороги" должно было доказать, что на дату 19.07.2002 решение исполнено. Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства, дающие право ОАО "Российские железные дороги" на иск, представлены не были.
При таких условиях кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 18 ноября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-13170/04-48 отменить.
Решение суда первой инстанции от 26 августа 2004 года оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением ИТУ МАП РФ N55 от 2.06.2004 ОАО "Российские железные дороги" было признано нарушившим статью 22 Закона Российской Федерации N948-1 от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") в связи с неисполнением предписания N52 от 13.09.2001 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
...
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" было признано решением N55 (л.д. 14-16) нарушившим статью 22 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в связи с неисполнением предписания антимонопольного органа N52 от 13.09.2001.
...
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" коммерческие организации обязаны выполнить действия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа в установленный в нем срок."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 февраля 2005 г. N А19-13170/04-48-Ф02-194/05-1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума ВАС РФ от 23 августа 2005 г. N 4507/05 настоящее Постановление отменено