Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 20 ноября 2002 г. N 23/3-ЗС
Областная целевая программа
"Поддержка и развитие малого предпринимательства
в Иркутской области" на 2003 - 2005 гг.
Паспорт
Программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства
в Иркутской области" на 2003 - 2005 гг."
Наименование программы | "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области" на 2003 - 2005 годы" |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке программы |
Распоряжение главы администрации области от 30.05.02 г. N 230-рг "О разработке Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области на 2003 - 2005 гг." |
Основание для разра- ботки программы |
Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Закон Иркутской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Иркутской области" |
Государственный заказ- чик программы |
Администрация Иркутской области |
Ответственный испол- нитель |
Департамент предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации Иркутской области |
Основные разработчики программы |
Иркутское агентство развития бизнеса. Территориальные агентства развития бизнеса. Некоммерческое партнерство "Малые предприятия Иркутской области". Муниципальные образования. Совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Иркутской области. Ученые ИЭ РАН и кафедры экономики и предпринимательства в сфере услуг и рекламе ИГУ. |
Цель программы | Целью программы является организация стройной системы государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти. |
Задачи программы | Создание благоприятных правовых и экономических условий для развития малого предпринимательства. Повышение качества инфраструктурного обеспечения. Создание системы информационно-консультационных услуг через развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Упрощение доступа малого предпринимательства к инвестиционным ресурсам из различных источников. Изменение отношения населения к предпринимательской деятельности, формирование положительного имиджа предпринимателя. Обеспечение безопасности и социальной защищенности субъектов малого предпринимательства. Привлечение в малый бизнес женщин, молодежи, безработных, уволенных в запас военнослужащих, высвобождающегося персонала крупных предприятий, обладающих предпринимательской инициативой. Предупреждение безработицы путем взаимодействия с крупными предприятиями и создания на их площадях малых предприятий. Повышение деловой и инвестиционной активности предпринимателей. Создание условий для развития инновационных малых предприятий и рациональное их размещение на свободных площадях крупных предприятий и научно-исследовательских институтов. |
Сроки реализации | 2003 - 2005 гг. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Законодательное обеспечение субъектов малого предпринимательства. Развитие инфраструктуры поддержки малого предприни- мательства. Инвестиционная, финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства. Информационная поддержка малого предпринимательства и формирование положительного имиджа предпринимателя. Координация усилий для подготовки кадров для малого предпринимательства. Безопасность и социальная защита малого предпринимательства. Поддержка приоритетных видов деятельности малого предпринимательства. Усиление роли общественных организаций. |
Объемы финансирования (млн. рублей) |
Общий объем финансирования - 310,316 в том числе: 2003 г. 2004 г. 2005 г. Обл. бюджет 17,62 21,052 24,882 Иные источники 84,052 71,25 91,46 |
Ожидаемые конечные результаты |
- увеличение численности занятых в малом предпринимательстве на 20%, - повышение доли занятых в малом предпри- нимательстве в общем количестве занятых в экономике области до 18%, - увеличение доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет до 15% в общем объеме налоговых поступлений, - достижение показателя уровня развития малого бизнеса в районах и городах с низким уровнем развития до 3 МП на 1000 жителей, - обеспечение ежегодного прироста объема выпускаемой продукции субъектами МП на 5%, - увеличение средней заработной платы в сфере малого предпринимательства до 4,5 тыс. рублей |
Система управления и контроля |
Департамент предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации Иркутской области. Конкурсная комиссия по проведению конкурсов для определения исполнителей мероприятий областных государственных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства, утвержденная постановлением губернатора области от 05.07.02 г. N 405-п. |
Введение
Специфичность социально-экономического развития Иркутской области в значительной степени определяется ее геополитическим положением.
Расположение в центре страны, наличие гигантских запасов природных ресурсов предопределило развитие области в качестве поставщика сырьевых ресурсов для центральных регионов России.
Ресурсно-сырьевой рейтинг Иркутской области очень высок.
В социалистический период строительство предприятий энергетического комплекса и промышленных гигантов порождали возникновение моногородов, характерной особенностью которых, являлась полная занятость экономически активного населения в рамках одного предприятия.
В условиях структурной перестройки экономики области, когда многие крупные предприятия функционируют на грани кризиса, значительная часть основных фондов промышленных гигантов износилась, физически и морально устарела, встал вопрос о реформировании большинства крупных предприятий и сокращении производств. При этом высвобождается большое количество работников, одной из перспектив трудоустройства которых является создание новых субъектов малого предпринимательства.
В связи с этим объективно повышается значение всемерного содействия развитию малого предпринимательства для подъема экономики региона.
Развитие именно этого сектора экономики представляется социальным и экономическим приоритетом, который может быть выбран в качестве одного из ключевых факторов, определяющих уровень социально-экономического развития территории.
Высокий адаптационный потенциал малого предпринимательства следует использовать в решении важнейших экономических задач: снижение затратности экономики, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, сокращение доли неэффективных производств и т.п. Сопутствующими моментами развития малого предпринимательства являются участие населения в развитии инновационного движения, обеспечении насыщения рынка конкурентоспособными недорогими отечественными товарами и услугами, повышение чувства ответственности за результаты своей работы.
Кроме того, малый бизнес следует рассматривать как почву, на которой решаются социальные вопросы, обеспечивается занятость населения, сглаживается высокая дифференциация в доходах населения, формируется средний класс, способствующий социально-политической стабильности общества, снижению уровня преступности и т.д.
Предлагаемая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области" на 2003 - 2005 гг." разработана как конкретизация раздела "Малое предпринимательство" программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года. Мероприятия программы направлены на решение проблем, существующих в малом бизнесе. В программе сохранена преемственность по отношению к предыдущим.
При разработке программы использовались: Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренная на заседании Государственного Совета Российской Федерации 19.12.2001 г., Рекомендации III Всероссийской конференции представителей малых предприятий, предложения муниципальных образований, общественных организаций предпринимателей, объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, аналитические материалы Иркутского агентства развития бизнеса по опросу субъектов малого предпринимательства Иркутской области, института социально-экономического анализа развития малого предпринимательства, департамента предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации области, статистический бюллетень "Малый бизнес Иркутской области" областного государственного комитета по статистике.
Программа разработана Иркутским агентством развития бизнеса при участии ученых, преподавателей ВУЗов, сотрудников объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Научный руководитель разработки - Баткилина Г.В., ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат экономических наук.
В тексте используются следующие сокращения:
МП - малое предпринимательство,
МБ - малый бизнес,
Департамент ПСиМБ - департамент предпринимательства, среднего и малого
бизнеса,
Совет по МП - совет по развитию малого предпринимательства при
губернаторе области,
Департамент ФГСЗН - департамент федеральной государственной службы
занятости населения,
ПБЮЛ - индивидуальный предприниматель без образования
юридического лица.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Программа
"Поддержка и развитие малого предпринимательства
в Иркутской области" на 2003 - 2005 гг."
1. Цели и задачи программы
Целью программы является организация стройной системы государственной поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти.
Для достижения поставленной цели необходимы механизмы решения следующих задач:
- создание благоприятных правовых и экономических условий для развития малого предпринимательства в реальном секторе экономики;
- повышение качества существующего инфраструктурного обеспечения МП (масштабы охвата, расширение видов деятельности, консультационное сопровождение начинающих предпринимателей)
- создание целостной системы информационно-консультационных услуг через развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- упрощение доступа малого предпринимательства к инвестиционным ресурсам из разных источников;
- изменение отношения населения к предпринимательской деятельности, формирование положительного имиджа предпринимателя;
- обеспечение безопасности и социальной защищенности субъектов малого предпринимательства;
- привлечение в малый бизнес женщин, молодежи, безработных, уволенных в запас военнослужащих, высвобождающегося персонала крупных предприятий, обладающих предпринимательской инициативой;
- предупреждение безработицы путем взаимодействия с крупными предприятиями и создания на их площадях малых предприятий;
- повышение деловой и инвестиционной активности предпринимателей;
- создание условий для развития инновационных малых предприятий и рациональное их размещение на свободных площадях крупных предприятий и научно-исследовательских институтов.
2. Комплекс программных мероприятий
Комплекс программных мероприятий представлен 8 разделами (направлениями) взаимоувязанными между собой и предусматривающими мероприятия, обеспечивающие преемственность и дальнейшее развитие созданных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства. Каждый раздел решает задачи определенного направления поддержки предпринимательства, наиболее существенно влияющие на развитие благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
(План конкретных мероприятий со сроками исполнения, ответственными исполнителями и суммой необходимых средств представлен в Приложении 1).
2.1. Законодательное обеспечение субъектов малого
предпринимательства (совершенствование законодательства)
Раздел предусматривает:
во-первых, анализ действующих нормативных правовых актов федерального и регионального законодательства на предмет эффективности с позиции развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм;
во-вторых, подготовку предложений по внесению изменений и дополнений в Федеральное законодательство, регулирующее деятельность и поддержку субъектов малого предпринимательства;
в-третьих, подготовку проектов региональных законов и проектов подзаконных нормативно-правовых актов в сфере реализации мер государственной поддержки малого предпринимательства;
в-четвертых, разработку и издание справочных и учебно-методических материалов по применению действующих и вновь принятых нормативных правовых актов федерального и регионального законодательства.
Мероприятия, включенные в раздел направлены на обеспечение благоприятного правового поля для создания, развития и функционирования субъектов малого предпринимательства.
2.2. Развитие инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства
Результатом реализации предыдущих программ явилось создание основы, на базе которой будет осуществляться дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства области, как целостной комплексной системы, и повышение качества инфраструктурного обеспечения МП (масштабы охвата, расширение видов деятельности, консультационное сопровождение начинающих предпринимателей). Перечень организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства Иркутской области, представлен в Приложении 5. Основными элементами этой системы должна стать сеть территориальных информационно-консультационных агентств - Территориальные агентства развития бизнеса (ТАРБ) и представительств Фонда поддержки малого предпринимательства - фонда по предоставлению микрозаймов и льготных инвестиционных кредитов. Эти структуры призваны решить основную сохраняющуюся проблему в развитии предпринимательства - обеспечить доступ к требуемой информации и консультациям, оборотным средствам для предпринимателей на территории всей области, в любом районе, быстро, недорого и на хорошем качественном уровне. Будет продолжено расширение практики абонементного обслуживания предпринимателей.
Подготовить консультантов достаточно высокого уровня за период 2-3 года очень сложно, тем более в глубинке, поэтому соответствующий уровень качества должен обеспечиваться не только постоянным обучением персонала агентств, но прежде всего, самой сетевой методикой организации консультационного процесса с применением современных интернет-технологий, наличием мощного методического и координационного регионального центра, что предусматривает новая программа.
Одним из важнейших моментов является реализация Программы 2003 - 2005 гг. на территории муниципальных образований, т.к. от этого будет зависеть организация и эффективная деятельность территориальных структур поддержки. Невозможно создать сразу во всех районах и городах агентства, поэтому предусмотрена этапность и конкурсная основа. В первый год действия программы - 6 агентств и 3 представительства Фонда, и далее ежегодно по три консультационной и финансовой структуры. Уже сейчас муниципалитеты Нижнеудинска (города и района), Зимы, Усть-Илимска, Нижнеилимского района, Киренского, Бодайбинского, Тулунского районов готовы содействовать созданию на своей территории данных структур развития предпринимательства.
Дальнейшее укрепление работы Антикризисного центра по защите прав предпринимателей позволит ему развиваться как аналитическому центру по проблемам взаимоотношений бизнеса и власти, концентрируясь на законотворческой работе по устранению административных барьеров и оперативной разъяснительной деятельности, что будет способствовать достижению прозрачности в работе органов власти.
Важнейшей частью системы инфраструктурной поддержки предпринимательства является наличие в регионе источников долгосрочных инвестиций. Ситуация в области по привлечению инвестиций для СМП по-прежнему остается сложной и нерешенной. По данным исследований предприятий МП основным источником развития предприятий являются собственные средства и лишь 22,4 % составляют кредиты и 7,9 % лизинг оборудования. Поэтому развитие специализированной лизинговой компании - это одно из основных направлений инвестиционной политики по развитию малых предприятий, заложенных в программе. Вместе с тем очень важна и прединвестиционная работа самих малых предприятий - грамотное составление бизнес-планов и инвестиционных проектов, проведение маркетинговых исследований, постановка финансового менеджмента на предприятии. Все это значительно влияет на решение о финансировании кредитными учреждениями. Поэтому это направление консультационной деятельности инфраструктуры определено приоритетным и будет субсидироваться из областного бюджета для удешевления данных услуг предпринимателям и стимулирования взаимодействия инфраструктуры и малого бизнеса в активизации инвестиционного процесса в области.
Также предусмотрена возможность проведения конкурсов по реализации объектами инфраструктуры поддержки краткосрочных целевых проектов по развитию предпринимательства на территориях, где нет агентств, либо проектов, имеющих областной характер, например, проведение маркетингового исследования на территории всей области. Инициатором проекта может быть инфраструктура. Конкурсная комиссия по результатам проведения конкурса принимает решение о необходимости реализации конкретного инициативного проекта и определяет его исполнителя в соответствии с действующим законодательством.
Дополнительным импульсом в развитии сервисных услуг для предпринимателей станет участие 5 структур ПМП области в программе комплексной поддержки предпринимательства, финансируемой Агентством США по международному развитию, которые были отобраны в числе 60-ти организаций по России.
2.3. Инвестиционная, финансово-кредитная и имущественная поддержка
малого предпринимательства
Расширение доступа малого бизнеса к источникам финансирования признано одним из приоритетных направлений деятельности в принятой на заседании Государственного Совета 19 декабря 2001 года "Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации".
В целях успешного привлечения финансовых средств в сферу малого предпринимательства в рамках Программы будут более широко использоваться адаптированные к российским условиям финансовые механизмы и технологии мировой практики.
Получит дальнейшее развитие механизм микрокредитования - предоставления краткосрочных, небольших займов фондом поддержки малого предпринимательства. Будет также внедряться практика выдачи льготных кредитов за счет активов фонда поддержки малого предпринимательства на реализацию предпринимательских проектов, в том числе на основе франчайзинга.
Использование такого инвестиционного инструмента как лизинг оборудования позволяет субъектам малого предпринимательства обходить два самых распространенных препятствия на пути к внешним источникам финансирования, а именно, высокие процентные ставки и слишком жесткие требования к обеспечению, связанные с банковским кредитом. Кроме того, лизинг позволяет получать средства на более длительные сроки, чем готовы предоставить коммерческие банки. Нередко лизинг оказывается единственным внешним источником финансирования, доступным малому предпринимательству, и единственным способом получения основных средств. Однако, как и в случае со всеми другими инструментами долгосрочного финансирования, лизинг страдает от дефицита средств. Поэтому важное место должна занять специализированная лизинговая компания, которая будет предоставлять оборудование в лизинг субъектам МП. Увеличение инвестиционного потенциала, таким образом, позволит довести объем инвестиций в СМП в течение срока реализации программы до $3,0 млн. и активизировать инвестиционный процесс в области.
Для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к внебюджетным финансовым ресурсам предусматривается выделение субсидий на частичную компенсацию процентных ставок по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства и лизинговой компании, разработка и внедрение гарантийного механизма для обеспечения привлекаемых коммерческих кредитов, получаемых субъектами малого предпринимательства и лизинговой компанией.
Планируется изучение возможности более широкого привлечения банков и разработка схем их сотрудничества с территориальными агентствами развития бизнеса.
Для обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в системе государственных заказов намечена отработка эффективных организационно-экономических и информационных механизмов привлечения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к выполнению государственных заказов на поставку товаров, работ (услуг).
Аренда как преобладающая форма размещения малого бизнеса, становится субъектам малого предпринимательства неподъемной из-за отсутствия долгосрочных, стабильных и посильных условий аренды. Программа предусматривает внесение изменений и дополнений в Положение "О порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование объектов областной собственности" с учетом срока деятельности субъектов малого предпринимательства. Значительным инвестиционным резервом для малого предпринимательства являются общества взаимного кредитования. Для разработки благоприятных условий и надежных механизмов вовлечения свободных средств граждан в развитие малого бизнеса будут проводиться семинары, конференции, "круглые столы". На основе анализа опыта работы уже действующих кредитных союзов и потребительских кооперативов, сложившейся международной практики будет разработана конкретная подпрограмма по развитию небанковского кредитного сектора в Иркутской области.
Для укрепления материально-технической базы малых предприятий предусматривается взаимодействие малых предприятий с крупными путем задействования свободных площадей и оборудования, встраивания в технологические цепочки крупных предприятий, взаимодействия в отдельных циклах производственного процесса.
В период реализации программы предусматривается участие администрации области в организации взаимодействия малого и крупного бизнеса - субконтрактации (производственной кооперации), а также разработка механизмов стимулирования крупных предприятий в размещении заказов на малых предприятиях.
2.4. Информационная поддержка малого предпринимательства
и формирование положительного имиджа предпринимателя
Опрос СМП области показал, что основными источниками информации для предпринимателей на 67% являются средства массовой информации, на 65% общеэкономическая литература и лишь 35% Интернет, а источники государственной информации вообще 5%. Однако надо учитывать, что Интернет - это быстро растущий рынок информации.
Поэтому программой предусматривается комплексное развитие, как традиционных источников информации, так и интерактивных электронных. Основное внимание будет уделено качественному и оперативному наполнению ресурсами информационного портала, быстроте и доступности в его работе. Создание центров деловой информации в существующих территориальных агентствах упростит и удешевит процесс транспорта и территориальной доступности информации, позволит создать в удаленных районах место публичного доступа к Интернет и возможность обращения любого предпринимателя "из глубинки" к органам власти.
Информационный портал имеет многофункциональное предназначение - это средство интерактивного общения предпринимателей, консультантов и органов власти, это источник справочной информации и оказания консультационных услуг в режиме он-лайн, это средство для презентации и продвижения продукции и услуг малых предприятий на рынок, это инструмент по поиску партнеров и инвестиций, это пропаганда предпринимательства и информирование населения о его работе на развитие экономики региона, это насыщенный информационный источник для органов власти о состоянии и проблемах в малом бизнесе области для анализа и принятия правильных решений по координации процесса его развития.
В программе получит дальнейшее развитие телепередача "Свое дело", выставка-ярмарка продукции СМП и ремесел, конкурс "Лучший предприниматель". Для активизации населения в занятии предпринимательской деятельностью будет на областном радио открыта радиорубрика "Как открыть собственное дело", призванная пропагандировать основы экономических знаний, в основном для молодежи и незанятого населения. Планируется проведение конкурса среди городских и районных газет на цикл лучших публикаций, освещающих проблемы развития малого предпринимательства в области.
2.5. Координация усилий по подготовке
кадров для малого предпринимательства
Для закрепления результатов, достигнутых в области подготовки кадров для малого бизнеса, предлагается комплекс мер, предусматривающих структурирование образовательного поля, в котором осуществляется обучение предпринимателей:
1. Разработка областной целевой образовательной программы в сфере подготовки кадров для предпринимательских структур, в разработке и реализации которой примут участие учебные центры инфраструктур поддержки МП, ВУЗы г.Иркутска, представители общественных организаций предпринимателей.
2. Содействие в организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для МП из числа граждан (военнослужащих, уволенных в запас, безработных граждан, вынужденных мигрантов, женщин, молодежи, людей с ограниченной трудоспособностью) совместно с ФГСЗН.
3. Внедрение системы дистанционного обучения предпринимателей с дифференциацией по уровням владения основами предпринимательства с выдачей сертификатов.
4. Повышение квалификации сотрудников, занимающихся вопросами развития и поддержки МП в городах и районах Иркутской области с целью создания и поддержания благоприятного климата для развития предпринимательства на территории всей области.
5. Внедрение в образовательный процесс самых современных технологий путем проведения Интернет-конференций.
6. Проведение обучающих семинаров, разработка и издание рекомендаций по использованию перспективных форм обучения на основе отечественного и зарубежного опыта, выпуск учебной и справочной литературы, разработка электронных пособий и видеокурсов, в том числе с привлечением внебюджетных средств.
2.6. Безопасность и социальная
защита малого предпринимательства
Данный раздел направлен на защиту и поддержку малого бизнеса от противоправных посягательств, снижение административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства, устранение должностных злоупотреблений со стороны контролирующих органов, повышение уровня знаний предпринимателей в области безопасности бизнеса, усиление роли и доверия к деятельности государственных силовых структур, обеспечение оперативного решения вопросов защиты предпринимателей и грамотного оформления взаимоотношений между работодателем и наемным работником, обеспечение социальных гарантий трудовой деятельности, содействие постепенному переходу на сдельную оплату труда. В рамках реализации этого раздела Межведомственной комиссией по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства, созданной постановлением губернатора, будет проведена работа с федеральными органами, осуществляющими контрольные, регистрационные, правоохранительные функции, по возникающим проблемам во взаимоотношениях с малым бизнесом, а также будет определена ответственность предпринимателей за нарушение прав потребителей.
Планируется проведение семинаров, специализированных прямых эфиров в телепередаче "Свое дело" по вопросам безопасности бизнеса, организация общественной приемной для предпринимателей с участием правоохранительных органов и контролирующих структур, организация "телефонов доверия" в государственных силовых структурах, создание региональной "горячей Интернет - линии".
Для обеспечения социальной защищенности субъектов малого предпринимательства предусматривается организация целевых заседаний трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проведение семинаров по Трудовому кодексу РФ для предпринимателей.
С целью увеличения заработной платы в сфере малого предпринимательства планируется разработка комплекса мер по легализации заработной платы наемных работников, включающих в себя:
- проведение информационных семинаров по разъяснению основ государственного пенсионного страхования, построенного на накопительной основе;
- предусмотрение гарантированных госзаказов предпринимателям, легализовавшим заработную плату наемным работникам;
- осуществление разъяснительной работы по Трудовому кодексу с привлечением специалистов государственной инспекции труда и комитета по труду администрации области в общественной приемной.
2.7. Поддержка приоритетных видов
деятельности малого предпринимательства
На территории области малое предпринимательство развито неравномерно, основная масса малых предприятий сосредоточена в городах Иркутске, Ангарске, Братске. Поэтому с целью повышения уровня развития малого предпринимательства в "малых городах и районах области", где количество малых предприятий на тысячу населения менее одного, необходимо развивать малый бизнес именно в приоритетных для территорий сферах и отраслях, приближенных к потребителю.
Учитывая предложения муниципальных образований, на период реализации программы определены приоритетные отрасли и сферы деятельности малого предпринимательства, в которых, как показывает международный опыт, объективно доминируют малые предприятия, гибко реагирующие на спрос населения.
Приоритетные сферы развития малого предпринимательства:
- заготовка и глубокая переработка древесины;
- производство местных строительных материалов;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- переработка пушнины, недревесных продуктов леса;
- переработка и утилизация различных видов отходов (в т.ч. лесопиления);
- предоставление бытовых услуг населению;
- расширение общедоступной сети общественного питания;
- обслуживание жилищного фонда и коммунального хозяйства;
- туристские услуги;
- услуги пассажирских и транспортно-экспедиционных перевозок;
- инновационный бизнес;
- подготовка кадров для малого бизнеса.
Для развития малого предпринимательства в этих сферах необходимы специальные меры государственной поддержки, которые предусмотрены в данном разделе. Планируется использовать в качестве механизмов поддержки субъектов МП, работающих в приоритетных сферах: предоставление льготных кредитов из Фонда поддержки малого предпринимательства; частичную компенсацию процентной ставки по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства банками, обеспечение оказания льготных услуг по разработке инвестиционных проектов.
Особое внимание будет уделено созданию системы стимулирования деятельности начинающих предпринимателей через предоставление бесплатных и льготных консультаций, микрозаймов, проведению бесплатных обучающих семинаров.
Кроме того, планируется расширение международных и межрегиональных связей субъектов МП. Будет оказана поддержка проектам МП, которые смогут обеспечить выпуск конкурентоспособной и импортозамещающей продукции.
Все средства данной целевой программы выделяются на конкурсной основе для субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территориях с низким уровнем развития предпринимательства в сравнении со среднеобластным.
В процессе реализации программы возможна корректировка приоритетов в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации.
2.8. Усиление роли общественных объединений МП
в решении проблем малого предпринимательства
К выявлению и решению проблем развития малого бизнеса, к налаживанию конструктивного диалога бизнеса и власти будут привлекаться общественные объединения предпринимателей.
Планируется проведение ежегодных конференций представителей общественных объединений предпринимателей. Для принятия нормативных правовых актов, способствующих развитию МП, все нормативные правовые акты, касающиеся сферы малого предпринимательства, будут обсуждаться на заседаниях Совета по развитию МП при губернаторе области.
Для принятия необходимых управленческих решений администрация области должна иметь достоверные данные по малому предпринимательству, как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Поэтому необходимо использовать общественные объединения, профсоюзы, которые будут привлекать средства международных фондов для организации системы учета и отчетности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ПБЮЛ).
3. Ресурсное обеспечение программы
Реализация данной программы рассчитана на три года и стоимость реализации ее мероприятий составляет 310,316 млн. рублей.
в том числе: 2003 г. 2004 г. 2005 г.
за счет областного бюджета 17,62 21,052 24,882
за счет иных источников 84,052 71,250 91,460
Всего: 101,672 92,302 116,342
4. Механизм реализации и финансирования программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется на конкурсной основе. Отбор исполнителей программных мероприятий осуществляет конкурсная комиссия, утвержденная постановлением губернатора области от 05.07.2002 г. N 405-п "О конкурсной комиссии по проведению конкурсов для определения исполнителей мероприятий областных государственных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства".
На основании решения конкурсной комиссии администрация области заключает государственные контракты, договоры о предоставлении субсидий, а главное финансовое управление Иркутской области заключает договоры на предоставление бюджетных кредитов с исполнителями программных мероприятий, в соответствии с постановлением главы администрации от 20.06.02 г. N 141-пг "О Порядке представления субвенций и субсидий юридическим и физическим лицам на реализацию мероприятий областных государственных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутской области" и Законом Иркутской области от 07.05.2002 г. N 22-оз "О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Иркутской области" и другими нормативными правовыми актами.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 07.05.2002 г." следует читать как "от 07.05.2001 г."
Постановлением администрации Иркутской области от 24 ноября 2006 г. N 214-ПА вышеназванное Постановление признано утратившим силу
Законом Иркутской области от 9 декабря 2005 г. N 103-ОЗ вышеназванный Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
Координацию реализации программных мероприятий осуществляет департамент предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации области. Ход выполнения программы рассматривается на заседаниях совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе области.
Ежегодно в администрацию области и Законодательное собрание представляется отчет о реализации программы и использовании на эти цели средств областного бюджета.
Возможно софинансирование мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров, по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства и областного бюджета в случае проведения Федеральным Фондом конкурсов по этим направлениям.
В зависимости от изменения социально-экономической ситуации возможна ежегодная корректировка мероприятий программы.
5. Ожидаемые результаты программы
(основные показатели, на выполнение которых нацелена программа)
Показатель | Ед. изм. | 2001 г. | 2005 г. | Прирост % |
Увеличение численности занятых в малом предпринимательстве |
тыс. чел. | 165,0 | 198,0 | 20 |
Повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике области |
% | 16 | 18 | 2 |
Увеличение суммы налоговых поступлений в консолидированный бюджет области |
млрд.руб. | *1,2 | *3,7 | 200 |
Увеличение доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от субъектов малого предпринимательства |
% | 10 | 15 | 5 |
Увеличение показателя уровня развития МБ в районах и городах Иркутской области с низким уровнем развития МП |
кол-во МП на 1000 жителей |
менее 1,0 | до 3,0 | 200 |
Увеличение объема выпускаемой продукции, товаров и услуг субъектами МП с ежегодным приростом на 5% |
млрд.руб. | 15,6 | 18,7 | 20 |
Увеличение средней заработной платы до 4500 рублей |
руб. | 1837 | 4500 | 2,4 р. |
* для расчетов используются оперативные данные, представленные муниципальными образованиями
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.