Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 8 декабря 2004 г. N А33-8373/04-С2-Ф02-5071/04-С2
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Лесосибирский ЛДК N 1" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю с требованиями о признании недействительным отказа, содержащегося в письме N 10-1452 от 19.02.2004 Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю, о предоставлении в собственность ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" земельного участка, расположенного на землях промышленности по адресу: Мотыгинский район, устье ручья Савинов, площадью 600 000 квадратных метров, кадастровый номер 24:26:1004004:0001; об обязании Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного на землях промышленности по адресу: Мотыгинский район, устье ручья Савинов, площадью 600 000 квадратных метров, кадастровый номер 24:26:1004004:0001, в собственность ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1".
Решением от 16 июля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20 сентября 2004 года указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 16 июля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 20 сентября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8373/04-С2 отменить, принять новый судебный акт, которым требования удовлетворить.
Вопрос об отмене обжалуемых судебных актов рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о неправильном применении Арбитражным судом Красноярского края норм материального права, в частности положений статей 2, 7, 27, 36, 70, 87, 88, 94, 97, 102 Земельного кодекса Российской Федерации; статей 102, 112 Водного кодекса Российской Федерации; статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"; статей 13, 14, 17, 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Заявитель жалобы считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для выкупа спорного земельного участка противоречат Земельному кодексу Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю доводы кассационной жалобы отклонило, считая их несостоятельными, а принятые по делу судебные акты - законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, вместе с тем своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
26 декабря 2003 года ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" обратилось в Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю с заявлением о приобретении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Мотыгинский район, устье руч. Савинов, площадью 600 000 квадратных метров, кадастровый номер 24:26:1004004:0001. В обоснование заявления ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" сослалось на то, что на обозначенном земельном участке расположен объект недвижимого имущества - сооружение (подъездные пути) общей площадью 13 500 квадратных метров, длиной 2 250 метров, шириной 6 метров, принадлежащий ему на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации серии 24 ВС N 007094 от 11.03.2003).
В письме N 10-1452 от 19.02.2004 Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю отказало ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" в выкупе названного земельного участка, указав, что последний полностью попадает в территорию водоохранной зоны реки Ангара в силу коллизии Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Земельного кодекса Российской Федерации N 136-ФЗ от 25.10.2001, регулирующих земельные отношения в части приватизации земельных участков, указанный заявителем земельный участок продаже не подлежит.
Полагая, что отказ в выкупе земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя и противоречит Земельному кодексу Российской Федерации ОАО "Лесосибирский ЛДК N 1" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 24:26:1004004:0001 находится в пределах водоохранной зоны реки Ангара и имеет особый режим использования, Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю не имело правовых оснований принимать решение о выкупе спорного земельного участка, поскольку пунктом 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен прямой запрет на подобное отчуждение земельных участков.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, указав, что водоохранные зоны могут находиться в различных категориях земель, и устанавливаются независимо от них в строго определенных размерах, в связи с чем, Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не случайно использует не определенную категорию земель, а понятие "водоохранной зоны".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены принципы приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, приоритета охраны жизни и здоровья человека.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, в порядке и на условиях, которые установлены указанным кодексом, федеральными законами.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным и правомерным вывод суда первой инстанции о применении Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", устанавливающего порядок и условия приватизации государственного и муниципального имущества применительно к сложившимся правоотношениям сторон.
В соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель водоохранного и санитарно-защитного назначения.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Частью 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность включения в состав земель промышленности и иного специального назначения охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.
В соответствии с абзацем 2 статьи 111 Водного кодекса Российской Федерации водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
В состав водоохранной зоны входят земли водоохранного назначения, обеспечивающие создание комплекса превентивных мер по охране окружающей природной среды. Вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что водоохранные зоны могут находиться в различных категориях земель, и устанавливаются независимо от них в строго определенных размерах, является правомерным и соответствует нормам земельного законодательства, поскольку в отношении одного объекта окружающей природной среды устанавливаются две группы правоотношений: отношения по рациональному природопользованию и отношения по охране окружающей природной среды, регулируемые нормами права комплексного характера.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 1404 от 23.11.1996 "Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" постановлением Администрации Красноярского края N 536-П от 21.09.1998 "О водоохранных зонах водных объектов за границами населенных пунктов" установлена ширина водоохранной зоны реки Ангара, которая составляет 2 000 метров.
Арбитражный суд Красноярского края на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности с учетом специфики каждого из них сделал обоснованный вывод о нахождении спорного земельного участка непосредственно в водоохранной зоне реки Ангара.
Учитывая, что вывод Арбитражного суда Красноярского края об отсутствии у Территориального управления имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю правовых оснований для принятия решения о выкупе спорного земельного участка основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и фактических обстоятельствах дела, мотивирован принадлежностью земельного участка к водоохранной зоне, также принимая во внимание положения части 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", у суда кассационной инстанции отсутствуют основания и полномочия для его переоценки.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Красноярского края полно и всесторонне исследованы доказательства по делу, дана им оценка и не допущено нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы необоснованны.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 16 июля 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 20 сентября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8373/04-С2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 1404 от 23.11.1996 "Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах" постановлением Администрации Красноярского края N 536-П от 21.09.1998 "О водоохранных зонах водных объектов за границами населенных пунктов" установлена ширина водоохранной зоны реки Ангара, которая составляет 2 000 метров.
...
Учитывая, что вывод Арбитражного суда Красноярского края об отсутствии у Территориального управления имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю правовых оснований для принятия решения о выкупе спорного земельного участка основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и фактических обстоятельствах дела, мотивирован принадлежностью земельного участка к водоохранной зоне, также принимая во внимание положения части 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", у суда кассационной инстанции отсутствуют основания и полномочия для его переоценки."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2004 г. N А33-8373/04-С2-Ф02-5071/04-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании