Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 20 апреля 2005 г. N А19-19441/04-5-Ф02-1572/05-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" (общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения от 20.05.2004 N 03-09/02-367/10277 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция), в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 247 958 рублей.
Решением от 20 октября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным подпункт "а" пункта 2.1 решения налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 4 445 рублей 85 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда в названной части не проверялись.
Не согласившись с решением суда в части признания незаконным ее решения о доначислении обществу налога на добавленную стоимость в сумме 4 445 рублей 85 копеек, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, им правомерно отказано обществу в осуществлении вычетов налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены (уведомления NN 89818, 89817 от 12.04.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за январь 2004 года, по результатам которой вынесла решение от 20.05.2004 N 03-09/02-367/10277 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности и доначислении ему налога на добавленную стоимость в сумме 286 952 рубля.
Вывод арбитражного суда о признании незаконным подпункта "а" пункта 2.1 в части доначисления налога обществу налога на добавленную стоимость в сумме 4 445 рублей является правильным.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации суммы налога.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, только после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Из материалов дела следует, что общество выполнило названные условия при приобретении работ и товара у индивидуальных предпринимателей Лапшина В.В. и Хакимова А.Р., поэтому оно правомерно произвело вычеты налога на добавленную стоимость в сумме 4 445 рублей 85 копеек, уплаченного названным поставщикам по выставленным ими счетам - фактурам.
Пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Довод налоговой инспекции о правомерности доначисления ею налога на добавленную стоимость в сумме 4 445 рублей 85 копеек в связи с уплатой его обществом поставщикам, переведенным на упрощенную систему налогообложения и не уплачивающим названный налог, не основан на законе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от уплаты налога на добавленную стоимость, покупателю счета - фактуры с выделением суммы налога указанная в счете сумма налога подлежит уплате в бюджет продавцом.
Следовательно, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для возложения на покупателя обязанности по уплате налога на добавленную стоимость дважды.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалуемой части соответствует законодательству и материалам дела и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 20 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-19441/04-5 в части признания незаконным подпункта "а" пункта 2.1 решения от 20.05.2004 N 03-09/02-367 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам сборам N 9 по Иркутской области о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 4 445 рублей 85 копеек оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, только после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
...
Пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 настоящего кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от уплаты налога на добавленную стоимость, покупателю счета - фактуры с выделением суммы налога указанная в счете сумма налога подлежит уплате в бюджет продавцом."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2005 г. N А19-19441/04-5-Ф02-1572/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании