Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 апреля 2004 г. N 37/20-ЗС "Об областной государственной целевой программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004 - 2006 годы"

1. Утвердить областную государственную целевую программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004 - 2006 годы (прилагается).

2. Предложить администрации области совместно с муниципальными образованиями и поставщиками коммунальных услуг разработать механизм исполнения обязательств реформируемых предприятий жилищно-коммунального хозяйства по погашению кредиторской задолженности перед поставщиками коммунальных услуг и товаров, и в первую очередь - тепловой энергии и горячей воды как социально значимой услуги.

3. На очередной сессии Законодательного собрания заслушать информацию о мерах по погашению кредиторской задолженности жилищно-коммунального хозяйства области перед поставщиками коммунальных услуг.

И.о. председателя

Законодательного собрания

Ю.И.Рожков

 

 

Подпрограмма
привлечения субъектов малого предпринимательства
в сферу жилищно-коммунального хозяйства
областной государственной целевой программы реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004 - 2006 годы
(утв. Постановлением Законодательного собрания Иркутской области
от 22 апреля 2004 г. N 37/20-ЗС)

 

Паспорт
подпрограммы привлечения субъектов малого
предпринимательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства
областной государственной целевой программы реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004 - 2006 годы

 

Наименование програм-
мы
Подпрограмма привлечения субъектов малого предприни-
мательства в сферу жилищно-коммунального хозяйства
областной государственной целевой программы реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004 -
2006 годы.
Наименование, дата и
номер нормативного
акта о разработке
подпрограммы
 
Наименование, дата и
номер нормативного
акта об утверждении
подпрограммы
 
Государственный за-
казчик подпрограммы
Администрация Иркутской области.
Ответственный испол-
нитель подпрограммы
Комитет по жилищной политике администрации Иркутской
области.
Основной разработчик
подпрограммы
Байкальский государственный университет экономики и права
(БГУЭП) во взаимодействии с комитетом по жилищной политике
администрации области
Основная цель
подпрограммы
Формирование сбалансированного рынка ЖКУ, улучшение качества
обслуживания, снижение затрат на 1 кв.м. по предоставлению
ЖКУ, обеспечение сохранности жилищного фонда
Основные задачи
подпрограммы
- формирование правовых, экономических и организационных
условий для привлечения и развития малого
предпринимательства на рынке жилищно-коммунальных услуг;
- выявление социально-экономических барьеров
вхождения СМП на рынок ЖКУ и разработка мероприятий
по их преодолению;
- разработка концептуальных основ формирования
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в ЖКХ
(организационная, методическая, консультационная помощь и
информационные услуги предпринимателям)
Сроки и этапы реа-
лизации подпрограммы
2004 - 2006 годы: реализуется в один этап
Перечень подпрограмм
и основных мероприя-
тий
Основные мероприятия включают:
1. Формирование нормативно-аналитической базы, позволяющей
создать условия для привлечения СМП в сферу
жилищно-коммунального хозяйства.
2. Выявление социально-экономических барьеров вхождения СМП
на рынок ЖКУ и их преодоление.
3. Разработка концептуальных основ формирования
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в ЖКХ.
Объемы и источники
финансирования
Реализация подпрограммы не потребует дополнительных
финансовых ресурсов. Она будет реализована за счет средств
областного бюджета, предусмотренных областной
государственной целевой программой реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004 -
2006 годы.
Ожидаемые конечные
результаты реализации
подпрограммы
Обеспечение качества предоставляемых жилищно-коммунальных
услуг и защиты интересов потребителей за счет организации
альтернативных служб ЖКХ на основе привлечения СМП.
Система организации
контроля за исполне-
нием программы
Организацию контроля за исполнением программы осуществляет
комитет по жилищной политике администрации области в
установленном законодательством порядке.

 

1. Общие положения

 

Развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг тесно связано с привлечением к этому виду деятельности на конкурсной основе как можно большего количества субъектов хозяйствования, и, прежде всего, малых предприятий, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам.

Малые предприятия, характеризующиеся низкой потребностью в стартовом капитале, мобильностью, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности, не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, охотно идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Узкая специализация, характерная для большинства малых фирм, позволяет им достигать достаточно высокой производительности и качества производимой продукции и предоставляемых услуг.

В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная

Сферами привлечения малого предпринимательства в ЖКХ являются ремонт и обслуживание жилищного фонда, установка приборов учета и регулирования водо- и энергоресурсов, вывоз мусора и уборка придомовых территорий, обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, инженерных систем городов и населенных пунктов, управление жилищным фондом, материально-техническое снабжение, предоставление банно-прачечных, гостиничных и ритуальных услуг.

Опыт создания малых предприятий по управлению и обслуживанию жилищного фонда в Иркутской области на настоящий момент недостаточен. Примером привлечения малого предпринимательства в эту сферу является деятельность ЧП Кузнецов Э.М. "Хозяин дома" в г.Иркутске, а также осуществление "пилотных" проектов по управлению жилищным фондом на территории Ангарского и Саянского муниципальных образований.

Подпрограмма предусматривает как решение задач по созданию и развитию конкурентных отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг, привлечению и развитию малого предпринимательства в ЖКХ, так и разработку и внедрение мер по эффективному управлению жилищным фондом.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевыми методами

 

Кризисное состояние ЖКХ характеризуется дотационностью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на обслуживание жилищного фонда, неразвитостью конкурентной среды и как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий.

В начале периода экономических реформ большая часть государственной собственности в жилищной сфере была передана в муниципальную собственность. Муниципализация жилищно-коммунальной сферы произошла в тот период, когда эта сфера становилась все более дотационной. Предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы. Однако социально-экономическая ситуация не позволила перейти к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей, включая население. Кроме того, в домах, где часть квартир приватизирована, другая часть находится в муниципальной собственности, нет как такового "хозяина". Создаваемые товарищества собственников жилья не достаточно развиты.

Попытки выхода на бездефицитные бюджеты на местном уровне привели к снижению финансирования ЖКХ. В результате произошло резкое увеличение уровня износа основных фондов, снижение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Умелое и надежное управление жильем имеет огромное значение для его сохранения, а также для обеспечения жильцов качественными услугами. Предпосылкой для эффективного управления жилищным фондом служит наличие достаточного количества конкурирующих фирм. А значит, задача улучшения состояния жилищного фонда и качества обслуживания жильцов, обеспечение защиты их законных прав и интересов недостижима без проведения демонополизации обслуживания жилищного фонда и формирования рынка услуг.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство города высокомонополизировано. Жилищный фонд обслуживается трестами, РЭУ, ДЭЗами. Жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов, повышения качества услуг.

Преимущества развития конкурентных рынков управления и эксплуатации в жилищном хозяйстве не использованы, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений.

Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию ЖКХ, развития конкурентных отношений, привлечения малого предпринимательства в эту сферу определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения перечисленных выше проблем, поскольку эти проблемы:

- входят в число приоритетов реформирования ЖКХ, а их решение позволяет обеспечить улучшение качества обслуживания жилого фонда;

- полностью соответствуют стратегии государственной политики в отношении реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ.

- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов в течение нескольких лет.

 

3. Сведения о государственном заказчике и разработчиках

 

Государственным заказчиком подпрограммы является администрация Иркутской области. Основным разработчиком подпрограммы является Байкальский государственный университет экономики и права во взаимодействии с комитетом по жилищной политике администрации области.

 

4. Основные цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы выполнения

 

Основной целью подпрограммы является создание благоприятных условий для привлечения СМП в сферу управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального назначения, для чего необходимо проводить политику разумной поддержки этих предприятий.

Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

- формирование нормативно-методической базы, позволяющей создать условия для привлечения СМП в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

- выявление социально-экономических барьеров вхождения СМП на рынок ЖКУ и разработка мероприятий по их преодолению через формирование высокого уровня готовности населения к покупке ЖКУ у альтернативных служб ЖКХ. Анализ показал, что только гарантированные заказы на определенный период являются основным фактором, способным привлечь СМП к сотрудничеству с управляющей компанией. Только при этом условии СМП готовы отказаться от всех выгод самостоятельного ведения бизнеса (иногда и нелегального). Без высокой готовности населения УК не сможет гарантировать заказы для СМП;

- разработка концептуальных основ формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в ЖКХ:

- организационная, методическая, консультационная помощь;

- рекрутирование кадров для альтернативных служб ЖКХ;

- организация подготовки и переподготовки кадров в области управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального назначения;

- информационные услуги предпринимателям и населению;

- резервирование региональными фондами поддержки малого предпринимательства части средств для предоставления льготных среднесрочных займов частным предприятиям, функционирующим в сфере ЖКХ;

- проведение конкурсного отбора подрядных организаций на оказание жилищно-коммунальных услуг независимо от их форм собственности.

Срок реализации подпрограммы составляет 3 года: с 2004 года по 2006 год. Подпрограмма реализуется в один этап.

 

5. Объемы и источники финансовых, материальных и иных затрат

 

Реализация подпрограммы не потребует дополнительных финансовых, материальных и иных затрат. Она будет реализована за счет финансовых средств областного бюджета, предусмотренных областной государственной целевой программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области до 2006 года.

 

6. Механизм реализации и система организации
контроля за исполнением подпрограммы

 

Управление реализацией подпрограммы осуществляется комитетом по жилищной политике администрации Иркутской области.

Организацию контроля за исполнением программы осуществляет комитет по жилищной политике администрации области в установленном порядке.

 

7. Перечень основных подпрограммных мероприятий в разрезе
основных задач с указанием сроков исполнения

 

Задача 1. Формирование нормативно-методической базы, позволяющей создать условия для привлечения СМП в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

Развитие малого предпринимательства и его устойчивое функционирование во многом зависит от нормативно-правового обеспечения. В настоящее время, недостаточно проработана нормативно-правовая база, как на федеральном, так и на региональном уровнях, касающаяся деятельности СМП в сфере ЖКХ.

Анализ правовых актов, посвященных малому предпринимательству, позволяет выявить пробелы в правовом регулировании данного вопроса.

Ряд проблем, существующих в сфере законодательного регулирования предпринимательской деятельности, может быть решен только на федеральном уровне. Некоторые относятся к прерогативе региональных законодательных органов, но отдельные вопросы могут быть самостоятельно решены на уровне органов местного самоуправления. К этой группе в первую очередь относятся:

- создание и постоянное совершенствование нормативно-правовой базы органами местного самоуправления муниципального образования, регламентирующей деятельность субъектов малого бизнеса в сфере ЖКХ, сохранение преемственности с ранее изданными правовыми актами, недопущение принятия актов, усложняющих или ухудшающих ситуацию для малого предпринимательства;

- предоставление льгот СМП.

В целях комплексного обеспечения нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства необходимо разработать новые нормативно-правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований, способствующие формированию заинтересованности населения и органов местного самоуправления в развитии малого предпринимательства, как важнейшего элемента рыночных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Формирование нормативно-методической базы должно быть основано на достоверной информации о состоянии объектов жилищного фонда. Только точное знание состояния объектов жилищного фонда может позволить разрабатывать обоснованные концептуальные и методические подходы к разработке механизма эффективного взаимовыгодного взаимодействия субъектов на рынке ЖКУ. Однако следует отметить, ограниченность официальных статистических данных, характеризующих жилищный фонд муниципального образования, а также слабую их ориентацию на рыночные отношения. Наблюдается противоречивость информации из различных источников (БТИ, жилищного отдела городской администрации и округов, комитета по управлению имуществом, жилищно-эксплуатационных организаций), что наводит на мысль о том, что решение жилищных проблем явно не стоит в ряду первоочередных задач органов местного самоуправления. Собственник, не владея достоверной информацией о жилищном фонде, вряд ли может эффективно им управлять.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что брать на себя ответственность по управлению всем имеющимся жильем исполнительными органами местного самоуправления нецелесообразно, как с политической, так и с экономической точек зрения, в введении# органов местного самоуправления должна остаться только социальная часть жилья. Поэтому, на основании имеющихся технических характеристик жилищного фонда, находящегося в ведении органов местного самоуправления, на местах необходимо отнести существующие домовладения к коммерческой или социальной категориям. Для этого необходимо провести инвентаризацию жилищного фонда, где должны быть учтены местоположение домов, проектные решения (планировка квартир), материалы ограждающих конструкций здания, их износ, способы технического обслуживания зданий, потребность в капитальном ремонте, возможность изменять плату за жилые помещения без ущерба для местного бюджета и многое другое.

В настоящее время необходимы разработки по типизации жилья на основе различных по уровню стандарта потребительских качеств жилья. Деление жилья для социального и для рыночного секторов является одной из основных градаций жилья. Впервые в Законе "Об основах федеральной жилищной политики" было введено деление жилищного фонда по критерию принадлежности жилых домов и жилых помещений к фонду социального использования (ст.12).

Необходимость такой дифференциации обусловлена тем, что при существующей покупательной способности (доходе) определенная часть населения - клиенты рынка жилья - может влиять на собственную среду обитания: выбирать тип дома, район проживания, качество архитектурного решения, характер благоустройства и т.п.

Для коммерческого жилья платежеспособный спрос является основным регулятором притязаний на жилье определенного качества и размера. Другая группа населения - так называемые проблемные социальные семьи (малоимущие, многодетные семьи, одиночки, получатели социальной помощи, безработные долгое время, лица, нуждающиеся в уходе, переселенцы, граждане, пострадавшие в результате аварий и стихийных бедствий и др.) не может оплатить по правилам рынка жилище, соответствующее его потребностям. Рынок не дает им шансов для приобретения подходящего жилья.

Для типизации жилья рекомендуется использовать следующую классификацию жилья (табл. 1).

Система мероприятий по реализации данной задачи представлена в таблице 2.

 

Таблица 1

 

                           Классификация жилья

 

Признак классификации Категории объектов
Формы собственности - частная (граждан, юридических лиц);
- государственная; - муниципальная; - собствен-
ность общественных объединений
Функциональное назначение - социального использования; - коммерческого
использования
Социально-имущественная
стратификация населения
(достаток населения)
- жилье для особо богатых с высоким уровнем
дохода - сверхэлитное; - жилье для богатых -
элитное; - жилье для среднего слоя населения -
доступное; - жилье для малоимущих - социаль-
ное.
Основание предоставления
жилого помещения в
пользование граждан
(формы владения)
- частное (в собственности граждан); - арендное
(предоставляемое по договору аренды); - наемное
(предоставляемое по договору социального или
коммерческого найма).
Период эксплуатации - вновь введенное (новое); - эксплуатируемое
(существующее); - реконструируемое, модер-
низируемое.

 

Таблица 2

 

                                 Система 
             мероприятий по реализации Задачи 1 подпрограммы

 

N Наименование мероприятия Срок
исполнения
Ожидаемые результаты
1.1. Разработка рекомендаций по
развитию СМПва в ЖКХ.
2004 - 2006
гг.
Рекомендации по развитию СМП в ЖКХ.
1.2 Разработка предложений по
совершенствованию норма-
тивно-правовой базы раз-
вития СМП муниципального
образования
2004 - 2006
гг.
Нормативно-правовая база, регла-
ментирующая деятельность предприя-
тий малого бизнеса в ЖКХ.
1.3. Разработка нормативно-
правовых актов органов
местного самоуправления
муниципальных образований,
регламентирующих финан-
совую поддержку СМП.
2004 - 2006
гг.
Механизм финансовой поддержки СМП,
работающих в ЖКХ.
1.4. Разработка процедуры
финансирования мероприятий
программы, выдачи
бюджетных кредитов и
субсидий СМП, внесение
соответствующих изменений
в действующие правовые
акты органов местного
самоуправления
2004 - 2006
гг.
Процедура финансирования программ и
проектов по поддержке малого
бизнеса.
1.5. Разработка подпрограммы
поддержки и развития
малого предпринимательства
на рынке ЖКХ
муниципального образования
2004 - 2006
гг.
Подпрограмма поддержки и развития
СМП на рынке ЖКХ муниципального
образования. Определение
приоритетных направлений, целей и
задач поддержки СМП с учетом
тенденций в экономической и
социальной политики#.
1.6. Разработка типового
перечня документов,
необходимых для получения
лицензии на осуществление
деятельности в сфере ЖКХ.
2004 - 2006
гг.
Типовой перечень документов для
получения лицензии на осуществление
деятельности в сфере ЖКХ.
1.7. Разработка методических
рекомендаций по размещению
муниципального заказа на
ЖКУ среди СМП на
конкурсной основе
2004 - 2006
гг.
Методические рекомендации по
размещению муниципального заказа на
ЖКУ среди СМП на конкурсной основе.
1.8. Разработка примерного
положения о конкурсном
отборе подрядчиков,
оказывающих ЖКУ
2004 - 2006
гг.
Положение о конкурсном отборе
подрядчиков.
1.9. Разработка типовой
методики составления
бизнес-плана для управ-
ляющей компании
2004 - 2006
гг.
Типовая методика составления бизнеса
плана# для управляющей компании
1.10 Разработка методики
инвентаризации объектов
жилищного фонда муници-
пального образования,
разработка критериев
типизации объектов жилищ-
ного фонда
2004 - 2006
гг.
Методика проведения инвентаризации и
типизации объектов жилищного фонда
муниципального образования

 

Задача 2. Выявление социально-экономических барьеров вхождения СМП на рынок ЖКУ и разработка мероприятий по их преодолению (формирование высокого уровня готовности населения к покупке ЖКУ у альтернативных служб ЖКХ).

Как известно готовность к приобретению нового товара (услуги), определяется следующими основными моментами: степенью удовлетворенности существующими способами решения проблем, платежеспособностью, информированностью. Проведенный анализ показал, что информированность населения о сущности жилищной реформы, о тех выгодах, которые она может принести населению находится на крайне низком уровне. Очевидно, не зная о выгодах товара никто его покупать не будет. Поэтому в качестве одного из первых программных мероприятий мы предлагаем усилить работу по пропаганде тех выгод и преимуществ, которые население может получить, обращаясь в альтернативные службы ЖКХ.

Концепция подачи информации должна быть принципиально иной, чем это делается сейчас. Принципиальными и необходимыми при подаче информации считаем следующие основные моменты.

- Необходимо вводить в обиход термины, определяющие организацию альтернативных служб ЖКХ (УК, "хозяин дома" и др.), объяснять их смысл, а также выгоды и преимущества, которые связаны с этим# понятиями для населения: высокая ответственность, умение работать предприимчиво в условиях рынка, умение управлять финансовыми потоками, заинтересованность в удовлетворенности потребителей и т.п.

- Необходимо довести до сведения населения, что квартплата при обслуживании в альтернативных службах ЖКХ, не будет выше квартирной платы при традиционном способе обслуживания в ЖЭО. Исследования показали, что большинство опрошенных считают квартирную плату итак достаточно высокой для того, чтобы организовать качественное обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда.

- Необходимо разработать и довести до населения новые правила работы альтернативных служб, в числе которых, могут быть, например, следующие:

- прозрачность предоставления информации о затратах по текущему содержанию дома, о суммах на счетах на капитальный ремонт дома.

- ежегодные собрания жильцов и представителей УК в конце года предназначенные для отчета УК перед жильцами, информирования их о техническом состоянии общих для дома конструкций и коммуникаций и необходимых затратах для их поддержания и/или восстановления

- Необходимо информировать население о негативных последствиях ненадлежащей эксплуатации дома для его долговечности.

- Необходимо гарантировать корректные партнерские взаимоотношения УК, "Хозяина дома" с жильцами домов и возможность эффективно воздействовать на УК в случае необходимости.

Как на начальной стадии создания предприятия, так и в процессе дальнейшей работы, предприниматель остро нуждается в информационной поддержке. Спектр необходимой информации достаточно широк. Это определяет необходимость разработки эффективной с точки зрения затрат, степени охвата целевой аудитории и воздействия на сознание рекламной программы и PR компании.

В настоящее время малое предпринимательство в ЖКХ встречает много препятствий на пути своего развития, несмотря на все его преимущества. Подпрограмма по пропаганде предпринимательской деятельности направлена на формирование благоприятного общественного мнения, улучшения психологического климата, укрепление социального статуса и престижа предпринимателя, освещение в средствах массовой информации деятельности СМП, объектов инфраструктуры, мер, проводимых городской администрацией по поддержке малого предпринимательства в ЖКХ. Эта подпрограмма предусматривает расширение доступа СМП города к информационным ресурсам. Подпрограммой предусмотрено систематическое обеспечение СМП необходимой справочной литературой по различным вопросам предпринимательской деятельности (см. табл.3).

 

Таблица 3

 

                                 Система 
             мероприятий по реализации Задачи 2 Подпрограммы

 

N Наименование мероприятия Срок
исполнения
Ожидаемые результаты
2.1. Разработка содержания и
принципов организации
работы по доведению до
населения выгод от
взаимодействия с альтер-
нативными службами ЖКХ
2004 г. Стратегия коммуникации с
населением, являющаяся осно-
вой для рекламных и PR
программ
2.2. Разработка правил работы с
населением альтернативных
служб ЖКХ
2004 г. Правила работы с населением
альтернативных служб ЖКХ
2.3. Доведение до населения
содержания типовых
договоров между жителями
дома и управляющей
компанией
2004 г. Осведомленность населения о
своих правах, обязанностях и
ответственности на рынке ЖКУ
2.4. Разработка механизма
вовлечения населения в ТСЖ
в муниципальном ЖФ
2004 - 2006
гг.
Механизм вовлечения населения
в ТСЖ
2.5. Разработка экономического
механизма, обеспечивающего
эффективное взаимодействие
управляющей компании,
"Хозяин дома" и СМП
2004 г. Эффективный экономический
механизм взаимодействия
управляющей компании, "Хозяи-
на дома" и СМП - исполнителей
2.6. Разработка рекламной
программы, эффективной с
точки зрения затрат,
степени охвата целевой
аудитории и воздействия на
ее сознание
2004 г. Программа рекламной компании
2.7. Разработка PR компании,
эффективной с точки зрения
затрат, степени охвата
целевой аудитории и
воздействия на ее сознание
2004 г. Программа PR компании

 

Задача 3. Разработка концептуальных основ формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в ЖКХ.

Для развития малого предпринимательства большое значение имеет функционирование объектов инфраструктуры поддержки, а именно, структур, обслуживающих предпринимателей, путем предоставления конкретных консультационных услуг, обеспечивающих их информационной, финансовой, технологической поддержкой, а так же, оказывающих представителям малого бизнеса страховые, юридические и аудиторские услуги. Создание общедоступной системы информационно-консультационных услуг для малого предпринимательства в значительной степени стимулирует предпринимательскую активность.

Развитие малого предпринимательства требует повышения управленческой и деловой культуры, в том числе профессиональных знаний и навыков.

Для малого бизнеса в ЖКХ проблемы управления осложняются тем, что руководитель малого предприятия должен быть универсальным специалистом, знающим менеджмент, финансы, бухучет, быть специалистом в обслуживании жилого дома. Поэтому особенно актуальна проблема предоставления предпринимателям, работающим в сфере ЖКХ, возможности получения необходимых знаний и навыков и постоянно их совершенствовать.

Широкое развитие малого бизнеса в ЖКХ сдерживается также недостатком и недоступностью специализированной литературы, обучающих курсов и методических пособий.

Одной из форм обучения и повышения квалификации является организация обмена опытом на семинарах, конференциях, совещаниях.

В рамках решения задачи по разработке концепции организации процесса сотрудничества между СМП и УК предлагается организовать деятельность уполномоченной консалтинговой фирмы, имеющей потенциал по проведению конкурсных торгов, оценке бизнеса, обучению менеджмента и рабочих, рекрутированию трудовых ресурсов, составлению реестра аттестованных СМП. Нельзя допустить распыления консалтинговых функций между множеством существующих консалтинговых фирм, деятельность которых не лицензирована на право осуществления деятельности в сфере ЖКХ.

Осуществление необходимых функций, требует специальной подготовки на высоком уровне и безусловно будет не под силу сотрудникам УК. Консалтинговая организация могла бы обслуживать все УК в городе, существовать за счет платы за обучение, подготовку организаций к конкурсным торгам.

Такая консалтинговая организация могла бы выполнять следующие основные функции без которых, невозможно сотрудничество между УК и СМП:

- Разработка методической документации;

- Аудит на соответствие требованиям УК;

- Обеспечение СМП информацией об ожиданиях, опасениях, уровне требований потенциальных потребителей;

- Подготовка конкурсной документации к участию в конкурсных торгах;

- Рекрутирование кадров;

- Обучение и повышение квалификации;

- Проведение исследовательской работы: исследование запросов и ожиданий потребителей, проживающих в разных типах жилья.

В решении задачи 3 будет использован потенциал и возможности уже созданных на территории области объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Система мероприятий по реализации данной задачи представлена в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Система
мероприятий по реализации задачи 3 Подпрограммы

 

N Наименование мероприятия Срок исполнения Ожидаемые результаты
3.1 Разработка концепции под-
держки лизинговых компаний,
с целью стимулирования
сотрудничества с СМП на
рынке ЖКХ
2004 - 2006 гг. Концепция поддержки
лизинговых компаний
3.2 Разработка концепции
регионального консалтинго-
вого агентства по работе
с альтернативными службами
ЖКХ
2004 - 2006 гг. Концепция регионального
консалтингового агентства по
работе с альтернативными
службами ЖКХ
3.3 Разработка инфраструктуры
финансовой поддержки СМП
2004 - 2006 гг. Механизм формирования и
распределения фондов
финансовой поддержки СМП,
действующих на рынке ЖКХ
3.4 Разработка программы
обучения руководителей-
предпринимателей и работ-
ников малых предприятий,
функционирующих в сфере
предоставления жилищно-
коммунальных услуг.
2004 - 2006 гг. Программа программы обучения
руководителей-предпринимате-
лей и работников малых
предприятий, функционирующих
в сфере предоставления ЖКУ
3.5 Подготовка и выпуск
информационных справочников
по ЖКХ для СМП, входящих на
рынок ЖКУ.
2004 - 2006 гг. Информационные справочники
по ЖКХ для СМП, входящих на
рынок ЖКУ.
3.6 Разработка методики аттес-
тации СМП, соответствующих
требованиям для работы на
рынке ЖКХ
2004 - 2006 гг. Методика аттестации СМП
3.7 Разработка и ведение
реестра СМП, функционирую-
щих в сфере ЖКХ.
2004 - 2006 гг. Реестр СМП, функционирующих
в сфере ЖКХ.
3.8 Проведение мониторинга
развития малого предприни-
мательства в ЖКХ.
2004 - 2006 гг. Информация о развитии малого
предпринимательства в ЖКХ.
3.9 Проведение конкурсного
отбора подрядных
организаций на оказание
жилищно-коммунальных услуг
независимо от их форм
собственности.
С 2004 гг.# Отбор СМП, соответствующих
критериям конкурсного отбора

 

Срок исполнения всех перечисленных выше мероприятий составляет 3 года: с 2004 года по 2006 год.

 

8. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
реализации подпрограммы

 

Реализация подпрограммы привлечения СМП в сферу оказания услуг ЖКХ, как одного из главных направлений осуществления государственной жилищной реформы, имеет свои явные преимущества практически для всех сторон, которые принимают непосредственное участие в процессе управления и содержания жилищного фонда.

Для владельцев жилья (органов местного самоуправления, ведомств, объединений совладельцев):

- собственник жилья остается его собственником;

- собственник жилья остается только заказчиком услуг. Это решает существующее противоречие, когда заказчик и исполнитель - одна организация. Перераспределение этих функций содействует большей эффективности, освобождая собственника от функций обслуживания и предоставляя возможность сосредоточиться на управлении и контроле;

- частное управление и содержание жилищного фонда способствует повышению популярности, например, органов местного самоуправления среди населения. Жители сейчас получают услуги очень низкого уровня, которые предоставляет существующая система. Более высокое качество обслуживания, которое обеспечивает частное управление, приведет к уменьшению жалоб, росту удовлетворенности населения, а как следствие к улучшению социально-политической атмосферы в муниципальных образованиях;

- частное управление будет полезным для экономического развития города, региона. С появлением рынкa жилья и рынка услуг в жилищном хозяйстве органы местного самоуправления будут в более выгодном положении по привлечению иностранных и отечественных инвестиций и кредитов, что приведет к оживлению инвестиционного климата, инновационным разработкам. Кроме этого, переход от восстановления и ремонта жилья к его сохранности повысит срок службы зданий;

- частное управление жилищным фондом приведет к эффективности использования жилищного фонда, максимизации доходов от его использования;

- осуществление конкуренции в сфере управления и обслуживания жилья заставит существующие организации ЖКХ (Тресты, ДЭЗы, РЭУ, ЖЭКи) повысить уровень качества своей работы;

- конкуренция неминуемо приведет к снижению стоимости обслуживания, что даст возможность сократить, а потом и прекратить бюджетное финансирование жилищного сектора;

- частное управление жилищным фондом позволит построить действенную систему контроля деятельности организаций по обслуживанию жилья, что приведет к повышению качества оказания ЖКУ;

- негосударственные организации будут развивать инфраструктуру районов в которых они работают, воспитывая чувство ответственности граждан за качество своей жизни. Как свидетельствует практика, уровень преступности (кражи, вандализм) в районах, где жилье обслуживают частные предприятия, значительно снижается. В результате решения проблемы безопасности мгновенно будет повышен престиж микрорайона как территории для проживания. Повысится стоимость жилья и неблагополучные жильцы, которые, как правило, являются злостными неплательщиками, будут вытеснены в менее благополучные районы.

Для работников жилищно-коммунального хозяйства:

- развитие рынка услуг является экономической необходимостью и объективной реальностью. Поэтому, те специалисты, которые раньше приспособятся к условиям конкуренции, будут иметь значительные преимущества для успешной и прибыльной деятельности в условиях рынка;

- участие в программе частного содержания жилья даст возможность кардинально изменить психологию специалистов. Достигнутый опыт пригодится для работы в престижных компаниях или для организации собственного дела.

Для жителей (частные собственники и наниматели):

- приватизированная квартира является собственностью, которая имеет определенную стоимость. Одним из условий определения стоимости квартиры является качество содержания мест общего пользования и конструктивных элементов дома. Оптимальным способом сохранения стоимости этой собственности является осуществление ее высококачественного частного содержания;

- частное содержание открывает широкие возможности для реального самоуправления (объединения совладельцев многоквартирных домов), когда сами жильцы домов решают, как тратить средства, что необходимо делать по благоустройству дома и придомовой территории, исходя из собственных интересов; появляется возможность привлечения молодежи на поддержание порядка в местах общего пользования. Впервые за многолетнюю практику житель становится партнером, союзником и работодателем жилищной организации; с повышением квартирной платы естественна надежда на повышение качества услуг по управлению и содержанию жилья. Житель квартиры и дома, который обслуживает частная фирма, уверен в том, что работа будет выполнена своевременно и качественно; обслуживающий персонал будет вежливым; места общего пользования в доме будут чистыми и безопасными; будет возможность получать дополнительные услуги.

Для частных фирм по обслуживанию жилья:

- обслуживание жилья - это работа, которая была, есть и будет нужна всегда. Качественное ее исполнение и определенный авторитет является гарантией наличия постоянной работы и постоянного притока прибыли;

- работа в жилищном секторе может дать много других преимуществ, таких как прямой выход на клиентов (жильцов) для получения дополнительных заказов, допуск к риэлтерской деятельности и т.д.

- обслуживание жилья может создать полезный имидж для предприятия, что даст дополнительные преимущества в получении кредитов, составлении договоров, развитии партнерских отношений и др.

Определить количественно эффект от реализации предлагаемых мероприятий достаточно сложно в силу следующих обстоятельств:

- Отсутствия методики расчета. Кроме того, следует иметь в виду, что результат от внедрения мероприятий управленческой направленности не может быть полностью обнаружен в течение длительного времени;

- Опыт внедрения предлагаемых мероприятий отсутствует. Для оценки результатов данной НИР необходимо провести сопоставление деятельности Управляющих компаний, осуществляющих текущее обслуживание жилья с использованием принципа "Хозяина дома", с деятельностью существующих в ЖКХ структур управления (трестами, РЭУ, ДЭЗами и т.д.). Такое сопоставление невозможно в силу отсутствия подобных управляющих компаний в сфере ЖКХ Иркутской области.

Заместитель председателя

Законодательного собрания

Ю.И.Рожков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 апреля 2004 г. N 37/20-ЗС "Об областной государственной целевой программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004 - 2006 годы"


Текст Постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 13 мая 2004 г. N 37 (том 1)