Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 19 мая 2005 г. N А74-3880/2004-Ф02-2204/05-С1
(извлечение)
Межрайонная Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, преобразованная в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 1 по Республики Хакасия (налоговая инспекция), обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Тиниковой Клары Николаевны (предприниматель) 46 694 рубля 99 копеек, в том числе 31 883 рубля - неисчисленной и неуплаченной суммы акциза по нефтепродуктам, 8 435 рублей 39 копеек - пеней за несвоевременную уплату акциза, 6 376 рублей - штрафа, начисленного в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 28 февраля 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд неправильно применил нормы материального права. Заявитель считает, что обязанность по исчислению акцизов возникла у предпринимателя в момент отгрузки товара - 09.01.2003.
Отзыв на кассационную жалобу предпринимателем не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N 91995 от 03.05.2005, N 92041 от 05.05.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит.
Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия, Тиникова Клара Николаевна зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации N 5815 от 28 марта 2002 года.
Предпринимателю 6 декабря 2002 года было выдано свидетельство серии 19 N 0183971, согласно которому предприниматель осуществляет на мощностях, находящихся в собственности, розничную реализацию нефтепродуктов. 31 декабря 2002 года предприниматель обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о приостановлении действия указанного выше свидетельства.
9 января 2003 года предприниматель обратилась в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия (управление) об аннулировании свидетельства от 6 декабря 2002 года.
Решением от 10 января 2003 года управление аннулировало вышеуказанное свидетельство.
Налоговой инспекцией было проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты акцизов по операциям с нефтепродуктами за январь 2003 года.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт N 3880/33 от 31 мая 2004 года, в котором отражены нарушения, выразившееся в невключении полученного 9 января 2003 года бензина А-80 в количестве 5,957 тонн и бензина А-92 в количестве 6,279 тонн в объект налогообложения по акцизам за январь 2003 года и, как следствие, неуплата акцизов в сумме 31 883 рубля.
По результатам проверки 25 июня 2004 года налоговая инспекция приняла решение N 3880/33/12 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату акцизов за январь 2003 года в виде штрафа в сумме 6 376 рублей, а также начислении акцизов в сумме 31 883 рублей и пени в сумме 8 435 рублей 39 копеек.
Неисполнение предпринимателем требования об уплате налога, пени и штрафа послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением о принудительном взыскании указанных в решении сумм акциза, пени и налоговых санкций.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований налоговой инспекции, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии достаточных оснований для включения в налоговую базу за январь 2003 года указанного выше объема нефтепродуктов, начисления акцизов, пени и применения ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками акциза признаются индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 Налогового кодекса Российской Федерации "Акцизы".
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в том числе приобретающего их в собственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации в целях обложения акцизами дата реализации подакцизных товаров определяется как день отгрузки соответствующих подакцизных товаров. По операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 182 Налогового Кодекса Российской Федерации, датой совершения операции признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов.
Пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия, договором от 20 февраля 2002 года иное не предусмотрено. Нефтепродукты были переданы предпринимателю 10 января 2003 года, то есть в день, с даты которого действие свидетельства аннулировано, что подтверждается счетом-фактурой N Б/000043 и расходной фактурой N 2-004087
Кроме того, из материалов дела следует, что заявление предпринимателя о приостановлении действия свидетельства было подано в налоговую инспекцию 31 декабря 2002 года, а 9 января 2003 года предприниматель обратился с заявлением в управление об аннулировании свидетельства.
Пунктом 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы аннулируют свидетельство в случаях, в том числе представления организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления. Из содержания главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по исчислению и уплате акциза с получения нефтепродуктов напрямую связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Как указано в пункте 3 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В проверяемом периоде действовал Порядок, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 4.09.2002 N БГ-3-03/478 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 12 указанного Порядка налоговые органы приостанавливают действие свидетельства или аннулируют его в случае представления соответствующего заявления лицом, совершающим операции с нефтепродуктами. При этом данный Порядок не определяет момент, с которого свидетельство считается аннулированным.
Налоговое законодательство не предусматривает основания для отказа налогового органа в удовлетворении заявления об аннулировании свидетельства, не предусмотрены главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации и названным Порядком также сроки для принятия решения по таким заявлениям.
При таком правовом регулировании необходимо считать свидетельство аннулированным с даты подачи об этом заявления налогоплательщика.
Правильность данной позиции подтверждается также тем, что последующий Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, предусматривает, что в случаях представления организацией или индивидуальным предпринимателем заявления об аннулировании свидетельства свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления на аннулирование свидетельства).
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для отмены судебного акта, принятого по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 28 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3880/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 12 указанного Порядка налоговые органы приостанавливают действие свидетельства или аннулируют его в случае представления соответствующего заявления лицом, совершающим операции с нефтепродуктами. При этом данный Порядок не определяет момент, с которого свидетельство считается аннулированным.
Налоговое законодательство не предусматривает основания для отказа налогового органа в удовлетворении заявления об аннулировании свидетельства, не предусмотрены главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации и названным Порядком также сроки для принятия решения по таким заявлениям.
...
Правильность данной позиции подтверждается также тем, что последующий Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, предусматривает, что в случаях представления организацией или индивидуальным предпринимателем заявления об аннулировании свидетельства свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления на аннулирование свидетельства)."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 мая 2005 г. N А74-3880/2004-Ф02-2204/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании