Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 6 июля 2005 г. N А19-28264/04-30-Ф02-3103/05-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Востсибуголь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 21 сентября 2004 года N 04-24.2/35 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (правопреемник - Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу; далее - налоговая инспекция) в части:
пункта 2.1 полностью;
пункта 2.2 в отношении восстановления налога на добавленную стоимость в сумме 8 110 383 рублей;
пункта 2.3 в отношении зачета в счет числящейся на лицевом счете переплаты по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 444 067 рублей 73 копеек;
пункта 2.3 полностью;
пункта 2.4 полностью;
пункта 2.5 в отношении налога на добавленную стоимость в сумме 8 110 383 рублей.
Решением суда первой инстанции от 30 декабря 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 6 апреля 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, на момент вынесения решения судом первой инстанции отсутствовал предмет спора, так как решение налоговой инспекции в оспариваемой части было признано незаконным вышестоящим налоговым органом.
ОАО "Востсибуголь" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (почтовое уведомление N95829 от 08.06.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав представителя налоговой инспекции, суд кассационной инстанции оснований для ее удовлетворения не усматривает.
Как установлено Арбитражным судом Иркутской области, налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2004 года.
По результатам проверки вынесено решение от 21 сентября 2004 года N 04-24.2/35 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога на добавленную стоимость в сумме 3 630 809 рублей.
На основании пункта 1 статьи 138 и статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган и в арбитражный суд.
Арбитражный суд правомерно удовлетворил в части заявленные требования.
Довод налоговой инспекции о нарушении арбитражным судом норм процессуального права при рассмотрении спора, в связи с отсутствием предмета спора, не основан на нормах действующего законодательства.
Как следует из положений статей 137-139 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если такие акты нарушают его права.
Акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Причем подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
В соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение и вынести новое решение.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных актов государственных и иных (в том числе налоговых) органов установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из статей 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик вправе обжаловать ненормативный акт налогового органа путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Таким образом, правовые последствия решений, принимаемых в пользу налогоплательщика налоговым органом и судом, различны. Отмена решения налогового органа означает прекращение действия такого решения на будущее, признание решения недействительным влечет признание его недействующим с момента принятия, свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 30 декабря 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 6 апреля 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-28264/04-30 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 138 и статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган и в арбитражный суд.
...
Как следует из положений статей 137-139 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если такие акты нарушают его права.
...
В соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку; отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении; изменить решение и вынести новое решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2005 г. N А19-28264/04-30-Ф02-3103/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании