Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Схема
Проекта организации лесопатологического мониторинга лесного фонда
__.(субъекта РФ)
1. Введение
Данный проект организации и осуществления лесопатологического мониторинга (далее - ЛПМ) составлен в целях реализации статьи 56 Лесного кодекса Российской Федерации.
Главной целью данного проекта является расчет необходимого количества постоянных пунктов наблюдения (ППН) и затрат на организацию и проведение ЛПМ за состоянием лесов на регулярной основе выборочными методами.
При подготовке проекта используются следующие источники:
"Методы мониторинга вредителей и болезней леса. Справочник", Федеральное агентство лесного хозяйства, Москва, 2004;
"Правила санитарной безопасности в лесах Российской Федерации", Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Москва, 2007
"Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга", Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Москва, 2007;
"Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга на основе выборочных методов", Рослесхоз, Москва, 2007.
Проект разработан Центром защиты леса *** области (Республики, края) в ** году.
2. Характеристика объектов мониторинга
Расположение лесничеств по административным районам. Лесорастительные условия. Хозяйственное значение. Характеристика лесного фонда в разрезе лесничеств (породы, запасы, распределение по категориям защитности и целевому назначению лесов) по данным последнего лесоустройства или учета лесного фонда. Табличные данные приводятся в приложении 1.
Сведения по санитарному и лесопатологическому состоянию лесного фонда за 5-10 лет в *** области (Республике, крае) и их анализ.
Санитарная и лесопатологическая обстановка по данным формы N 12-ЛХ и Санитарных обзоров *** области (Республики, края).
Перечень основных неблагоприятных факторов воздействия на леса (5-10 факторов) и их краткая характеристика.
3. Лесозащитное районирование
Согласно приказа МПР от 28 марта 2007 г. N 68 для территории *** области (Республики, края) утверждено следующее лесное районирование (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Лесное районирование___(субъект РФ)
Лесорастительная зона |
Лесорастительный район |
Муниципальные районы |
Приводятся другие имеющиеся материалы по природному районированию для территории *** области (Республики, края), в том числе лесозащитное районирование в виде таблицы 3.6 (см. ниже) и соответствующего картографического материала.
При отсутствии лесозащитного районирования по проектируемому субъекту РФ проводится его расчет по нижеследующей методике, с приложением всех таблиц для расчетов средних показателей (не менее, чем за 5 лет) в разрезе лесхозов, в том числе:
1. Интенсивность воздействия неблагоприятных факторов - рассчитывается как отношение суммы очагов вредителей, болезней леса, пожаров и других факторов ослабления (га) ко всей покрытой лесом площади (тыс. га), умноженное на 10.
2. Суммарная вредоносность неблагоприятных факторов - является интегральным показателем и рассчитывается в баллах по формуле:
где, - доля данного неблагоприятного фактора от общей площади воздействия неблагоприятных факторов, принятых за единицу;
- балл вредоносности для i-того фактора из таблицы 3.2.
Таблица 3.2
Балльная оценка вредоносности причин ослабления лесов___(субъект РФ)
Вид вредителя (болезни, неблагоприятного фактора) |
Кол-во очагов (за весь период наблюдения), га |
Кол-во погибших по этой причине насаждений, га |
Балл вредоносности |
1 |
2 |
3 |
4 |
Таблица итоговая по всем лесничествам (лесопаркам). Первый столбец не должен содержать обобщающих наименований, например "пожары, гнилевые болезни". Надо писать - какой пожар, вид болезни. Период наблюдения во втором столбце должен быть одинаковый для всех факторов. Количество очагов - суммарное за весь период наблюдения. Третий столбец - суммарное кол-во погибших по этой причине насаждений за весь период наблюдения. Четвертый столбец - оценка вредоносности по 10-балльной шкале. Оценка проводится на основании анализа многолетних наблюдений Центров защиты леса, базы данных Рослесозащиты и с учетом рекомендаций, изложенных в работах Е.Г. Мозолевской.
3. Объемы санитарно-оздоровительных лесозащитных мероприятий - сумма сплошных и выборочных санитарных рубок (га).
4. Объемы истребительных лесозащитных мероприятий - сумма всех видов истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней (га).
5. Интенсивность усыхания лесов - рассчитывается как отношение площади погибших насаждений (га) ко всей покрытой лесом площади (тыс. га), умноженное на 100.
6. Оценка лесов с нарушенной устойчивостью - отношение площади насаждений неудовлетворительного санитарного состояния (га) ко всей покрытой лесом площади (тыс. га), умноженное на 10.
7. Экологическая оценка лесов - доля защитных лесов и особо охраняемых природных территорий от всей покрытой лесом площади (%).
8. Хозяйственная оценка лесов - доход от реализации древесины и других полезностей леса (тыс. руб.), приходящийся на 1 тыс. га покрытой лесом площади.
Результаты расчетов приведенных выше показателей указываются в сводной ведомости, необходимой для последующего расчета интегральных значений (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Интервалы значений показателей районирования для их балльной оценки
Лесничества |
Интенсивность воздействия неблагоприятных факторов |
Объемы СОМ |
Объемы истребительных мероприятий |
Интенсивность усыхания лесов |
Доля лесов с нарушенной устойчивостью |
Экологическая оценка лесов |
Хозяйственная оценка лесов |
Суммарная вредоносность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ранжирование значений показателей районирования по 5-балльной шкале проводится с использованием таблицы 3.4. Интервалы показателей для каждого субъекта РФ будут свои, поэтому значения, указанные в таблице 3.4, могут использоваться только в качестве примера.
Таблица 3.4
Пример шкалы балльной оценки показателей районирования
Показатели районирования |
Оценка в баллах |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Интенсивность воздействия неблагоприятных факторов (усл. ед.) |
0,1 - 10 |
10,1 - 30,0 |
30,1 - 70,0 |
70,1 - 100,0 |
> 100,0 |
Суммарная вредоносность неблагоприятных факторов (баллы) |
< 1,0 |
1,1 - 3,0 |
3,1 - 5,0 |
5,1 - 7,0 |
> 7,0 |
Объемы санитарно-оздоровительных мероприятий (га) |
0 - 100 |
101 - 300 |
301 - 700 |
701 - 1000 |
> 1000 |
Объемы истребительных лесозащитных мероприятий (га) |
0 - 100 |
101 - 300 |
301 - 700 |
701 - 1000 |
> 1000 |
Интенсивность усыхания лесов (усл. ед.) |
0 - 100 |
101 - 300 |
301 - 700 |
701 - 1000 |
> 1000 |
Доля лесов с нарушенной устойчивостью (усл. ед.) |
0 - 100 |
101 - 300 |
301 - 700 |
701 - 1000 |
> 1000 |
Экологическая оценка лесов (%%) |
1 - 10 |
11 - 30 |
31 - 60 |
61 - 90 |
> 90 |
Хозяйственная оценка лесов (тыс. руб.) |
< 10 |
11 - 20 |
21 - 30 |
31 - 40 |
> 40 |
Результат балльной оценки сводится в таблицу 3.5 для интегральной (суммарной) оценки.
Таблица 3.5
Расчет напряженности лесопатологической ситуации (баллы)
Лесничества |
Интенсивность воздействия неблагоприятных факторов |
Объемы СОМ |
Объемы истребительных мероприятий |
Интенсивность усыхания лесов |
Доля лесов с нарушенной устойчивостью |
Экологическая оценка лесов |
Хозяйственная оценка лесов |
Суммарная вредоносность |
Общая оценка (сумма граф 2 - 9) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Полученная общая оценка используется для отнесения территории лесничеств к одной из зон лесопатологической угрозы - слабой, средней и сильной.
Примерные значения для отнесения к зонам лесопатологической угрозы таковы:
зона слабой лесопатологической угрозы (общая оценка до 5-10 баллов);
зона средней лесопатологической угрозы (общая оценка 11-25 баллов);
зона сильной лесопатологической угрозы (общая оценка выше 25 баллов).
Если полученные значения общей оценки сильно отличаются от приведенного выше примера, то шкала значений для отнесения к зонам лесопатологической угрозы может быть иной. В проекте приводятся значения, принятые проектировщиками для данного субъекта. Следует учитывать, что не обязательно в каждом субъекте Российской Федерации должны присутствовать все три зоны лесопатологической угрозы. Обычно их бывает меньше, особенно для небольших по площади субъектов.
На основании однородности лесохозяйственных и лесорастительных условий в пределах зон лесопатологической угрозы выделяются лесозащитные районы. С этой целью используют лесорастительные, лесохозяйственные, ландшафтные и другие карты, а также знания по доступности участков леса и пространственому распределению основных неблагоприятных факторов. Результаты приводятся в таблице 3.6 и наносятся на карту. Все карты прикладываются в приложении.
Таблица 3.6
Лесозащитное районирование___(субъект РФ)
Зона лесопатологической угрозы |
Лесной район (из приказа МПР N 68) |
Лесозащитный район |
Лесничества (лесопарки) |
Лесопокрытая площадь, тыс. га |
4. Планирование работ по проведению ЛПМ
Планирование работ по проведению ЛПМ ведется по зонам лесопатологической угрозы. С этой целью в зависимости от условий конкретного субъекта РФ и в соответствии с Руководством по проектированию, организации и осуществлению ЛПМ производится подбор необходимых элементов (способов) ведения ЛПМ.
В зоне низкой лесопатологической угрозы мониторинг осуществляется, в основном, путем дешифрирования космических снимков. В зависимости от выбранного масштаба снимков производится расчет необходимого их количества для покрытия зоны низкой лесопатологической угрозы и всего субъекта. Обосновывается перидичность получения этих снимков и методы дешифрирования. Рассчитывается необходимое количество тестовых участков и планируются места их расположения.
На основании данных расчетов составляется сводная ведомость затрат на организацию и отдельно на ежегодное проведение ЛПМ в зоне низкой лесопатологической угрозы.
В зонах средней и сильной напряженности мониторинг организуется, в основном, на основе регулярных наблюдений выборочными методами на постоянных пунктах наблюдений (ППН). Поэтому, прежде всего, следует рассчитать их количество, которое будет зависеть от минимальной планируемой ошибки, принятой для данной зоны напряженности (см. Руководство), и от количества страт в каждом лесозащитном районе.
Стратификация производится с учетом требований настоящего Руководства. Стратификация осуществляется по лесозащитным районам с применением программного обеспечения "Лесопатологический мониторинг - АРМ инженера-лесопатолога" или вручную на основе таксационных описаний и данных учета лесного фонда или лесного реестра.
В результате стратификации определяется перечень встречающихся страт насаждений, принадлежность к ним конкретных лесотаксационных выделов и сумма площадей выделов по стратам. Затем производят ранжирование встречающихся страт по убыванию их площади. Результаты приводятся в таблице 4.1. Из полученного перечня удаляют малозначащие страты. Отбор страт под мониторинг осуществляют таким образом, чтобы их суммарная площадь составляла не менее 80% лесопокрытой площади лесозащитного района. В первую очередь из общего перечня удаляются страты хозяйственно малоценных пород и наименее представленные страты.
Таблица 4.1
Результаты стратификации** лесозащитного района___(субъект РФ)
N п/п |
Формализованное название страты |
Площадь, га |
Доля площади, % |
Формализованное название страты содержит последовательное перечисление присвоенных для стратификации таксационных характеристик.
Анализ результатов стратификации осуществляется путем оценки трудозатрат на закладку минимального количества ППН, исходя из необходимости закладки не менее 3 ППН на страту.
Оценка трудозатрат производится, исходя из примерных нормативов, приведенных в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Примерные нормативы трудозатрат на организацию и ведение ЛПМ
Вид работ |
Содержание работ |
Состав рабочей группы |
Нормативы выработки за 1 рабочий день |
Закладка ППН с одновременным учетом |
Подход к месту работы.. Постановка ориентиров и размещение центра ППН. Маркировка центрального дерева. Маркировка деревьев на ППН. Составление описания ППН. Описание показателей деревьев |
1 инженер и 1 рабочий |
3 ППН |
Учетные работы на ППН |
Подход к месту работы.. Проверка координат ППН. Описание показателей деревьев |
1 инженер и 1 техник |
5 ППН |
При достижении неудовлетворительного результата производят новую стратификацию по более укрупненным показателям с отбором страт в описанном выше порядке. Стратификацию повторяют до тех пор, пока оценка трудозатрат не достигнет оптимального результата.
Окончательные результаты стратификации приводятся в виде приложения к проекту мониторинга по форме таблицы 4.1.
Далее для организации лесопатологического мониторинга из совокупности выделов каждой отобранной страты подбираются не менее трех выделов, в которых будут заложены ППН. Целесообразно отбирать для ППН выдела таким образом, чтобы их количество и пространственное размещение позволяло организовать их последовательное обследование с оптимальными затратами времени и ресурсов. Последовательное обследование ППН в пределах обособленного участка леса является постоянным маршрутным ходом.
Итоговые данные по количеству ППН приводятся в таблице 4.3.
Таблица 4.3
Количество ППН в зоне средней (сильной) напряженности, необходимое для мониторинга за состоянием основных лесообразующих пород___(субъект РФ)
Лесозащитные районы |
Количество ППН по основным лесообразующим породам |
Итого |
||||||
С |
Е |
П |
Лц |
К |
Б |
Ос |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
Планирование других элементов мониторинга производится, исходя из анализа конкретной лесопатологической ситуации в данной зоне напряженности за ряд лет, ретроспективного анализа планов работ центра защиты леса, перспективного плана освоения лесов данного региона и т.п.
5. Расчет трудозатрат
Рассчитываются на организацию и эксплуатацию сети ЛПМ, на проведение других элементов ЛПМ. Составляется примерная смета ежегодных расходов на ведение ЛПМ в целом по субъекту и по зонам лесопатологической напряженности (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Смета затрат на ежегодное проведение лесопатологического мониторинга
Наименование мероприятий |
Единица измерения |
Объем работ |
Потребность финансирования, тыс. руб. |
Зона низкой лесопатологической напряженности | |||
Приобретение снимков |
|
|
|
Авиатаксация |
|
|
|
Командировочные расходы |
|
|
|
Расходные материалы |
|
|
|
Прочее |
|
|
|
Зона средней лесопатологической напряженности | |||
Авиатаксация |
|
|
|
Проведение учетов на ППН |
шт. |
|
|
Командировочные расходы |
|
|
|
Расходные материалы |
|
|
|
Прочее |
|
|
|
Зона высокой лесопатологической напряженности | |||
Проведение учетов на ППН |
шт. |
|
|
Командировочные расходы |
|
|
|
Расходные материалы |
|
|
|
Прочее |
|
|
|
Всего |
|
|
|
На основании расчетов, изложенных в данном Проекте, составляется поэтапный план организации лесопатологического мониторинга (табл. 5.2).
Таблица 5.2
План организации мониторинга___(субъект РФ)
Этапы реализации |
Наименование мероприятий |
Единица измерения |
Объем работ |
Потребность финансирования, тыс. руб. |
1-й год реализации |
|
|
|
|
2-й год реализации |
|
|
|
|
3-й год реализации |
|
|
|
|
4-й год реализации |
|
|
|
|
5-й год реализации |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.