Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу Федерального агентства
лесного хозяйства
от 29 декабря 2007 г. N 523
Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов
Общие положения
1. Настоящее Руководство разработано в целях обеспечения работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесных участках, расположенных на землях лесного фонда.
2. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса (ФЗ N 200 от 4 декабря 2006 г., далее ЛК).
3. Осуществление мероприятий по локализации и ликвидации очагов не возлагается на лиц, использующих леса (ЛК статья 55, пункты 1-2).
4. На арендованных землях лесопользователь имеет право проводить мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов по собственной инициативе и за собственные средства. Для этого он обязан:
- не менее, чем за 6 месяцев до начала работ, предоставить в уполномоченные органы декларацию о намеченных мероприятиях с указанием вида вредного организма, площади, способа и сроков обработки насаждений, используемого препарата;
- соблюдать требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;
- обеспечивать проведение карантинных мероприятий на арендованном участке на срок проведения обработок.
5. Приоритетными для защиты леса являются биологические препараты.
6. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается использование химических препаратов для локализации и ликвидации очагов (ЛК статья 49, пункт 1).
7. Запрещается проведение обработок лесных насаждений (Санитарные правила и нормы 1.2.1077-01 от 8 ноября 2001 г. N 34):
- в зонах отдыха населения и расположения оздоровительных учреждений;
- в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- в участках леса, расположенных ближе 2 км от населенных пунктов при проведении авиационных обработок и 300 м при наземных;
- в 2-км зонах при проведении авиационных обработок и 300-метровых зонах при проведении наземных работ вокруг рыбохозяйственных водоемов, источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, ферм и скотных дворов, птицеферм, мест выпаса скота, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, от участков под посевами сельскохозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки (лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, клубника, малина, смородина и др.);
- в 1-5 км зоне, в зависимости от класса опасности препарата, вокруг стационарных пасек (стационарными являются пасеки, расположенные на участках лесных и нелесных земель, оформленных в долгосрочное пользование для медосбора).
8. В лесопарках и лесах зеленых зон вокруг населенных пунктов запрещается применение авиационных способов обработки.
9. Земли лесного фонда с наличием массовых очагов вредных организмов могут объявляться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказом МЧС от 8 июля 2004 года N 329.
10. В случаях, если осуществление мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов обеспечивается уполномоченными органами (ЛК статья 19, пункт 2), размещение заказов на выполнение работ производится путем проведения торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и "Положением об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключение договоров" от 30 июня 2007 года N 418 (ЛК статья 19, пункт 2).
11. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется в соответствии с требованиями "Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" (Утверждено приказом МПР Российской Федерации от 6 июля 2007 г. N 181). В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
12. В лесах, расположенных на биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедников, в соответствии с их назначением, определенном в положении о биосферном полигоне, могут использоваться токсичные химические препараты для охраны и защиты лесов в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы (пункт 17 "Особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях").
13. При ликвидации очагов размножения короеда-типографа могут применяться феромонные ловушки. Порядок применения феромонных ловушек приведен в "Рекомендациях по применению феромона для надзора и защиты еловых насаждений от короеда-типографа" (Москва, 1987).
2. Планирование работ
14. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется уполномоченными органами. Планирование осуществляется по субъектам Российской Федерации (приложение 1).
15. Основанием для планирования мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов являются данные лесопатологических обследований и декларации лесопользователей.
16. Работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, в том числе карантинных объектов, планируют, если предстоящее суммарное повреждение вредителями (вредными организмами) угрожает жизнеспособности насаждений (приложение 2);
17. Допустимое повреждение насаждений, выше которого могут назначаться мероприятия по локализации и ликвидации очагов, зависит от древесной породы, целевого назначения земель, вида использования лесов и некоторых биологических особенностей вредных организмов. Критерии допустимого повреждения насаждений приведены в приложении 2.
18. При необходимости экономического обоснования проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов используется расчет ущерба в соответствии с приложением 3.
19. Показатели численности основных видов вредных организмов, для расчета угрозы повреждения приведены в приложении 4.
20. В плане мер по локализации и ликвидации очагов должна быть указана следующая информация:
- местоположение очага (субъект Российской Федерации, лесничество (лесопарк), участковое лесничество, квартал, выдел, координаты и т.п.);
- площадь в га;
- вид вредного организма, против которого будут осуществляться мероприятия борьбы (в комплексных очагах - преобладающий вредитель, названия вредителей должны соответствовать приложению 5);
- сроки обработки (декада, месяц);
- источник финансирования (субвенции, бюджет субъекта, другие источники);
- лесопользователь;
- основание для включения в план ("Обоснование", декларация, объявление режима чрезвычайной ситуации).
21. План мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, направляется на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства. К плану мероприятий прилагается "Обоснование проведения мер по локализации и ликвидации очага вредных организмов" (далее "Обоснование").
22. "Обоснование" составляется в соответствии с требованиями раздела "Подготовка "Обоснований проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов" данных Рекомендаций.
23. Планы и "Обоснование" представляются в Федеральное агентство лесного хозяйства для рассмотрения не позднее 15 ноября года, предшествующего проведению мер по локализации и ликвидации очагов. "Обоснование" представляется в 2-х экземплярах и на электронном носителе.
3. Подготовка "Обоснований проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов"
24. "Обоснование" составляется и оформляется в соответствии с типовым документом (приложение 6).
25. "Обоснование" составляется для очагов вредных организмов с учетом следующих особенностей:
- если очаг является комплексным, и фенология развития вредителей совпадает - составляется одно "Обоснование" с подробным описанием состава комплекса и численности популяций по всем видам вредителей;
- если, в связи с особенностями биологии вредителя, требуется двукратная обработка насаждений (например, для американской белой бабочки) - составляется одно "Обоснование" с указанием двух ориентировочных сроков обработки;
- если в одном лесном участке насаждения повреждаются двумя (или более) видами вредителей, развивающихся на одной породе, но с разной фенологией развития - составляются два (или более) "Обоснований", отдельно для каждого вида насекомых;
- если на территории одного лесного участка с мозаичным расположением лиственных и хвойных древостоев одновременно действуют очаги листогрызущих и хвоегрызущих вредителей со схожей фенологией развития, и планируется использование одного препарата - составляется одно "Обоснование" с подробным описанием лесного участка, размещения лиственных и хвойных насаждений по площади, состояния популяций вредителей и насаждений.
26. "Обоснование" составляется лесничествами, на территории которых планируется проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, утверждается уполномоченными органами и согласовывается с главами органов местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологической безопасности населения" (N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года).
27. В "Обосновании" указывается характеристика района предполагаемых работ, приводятся особенности погодных условий, характеризуются водные объекты, располагающиеся на территории обрабатываемого участка или в непосредственной близости от него (размеры, хозяйственное значение для района).
28. Лесорастительная зона и лесной район указываются в соответствии с перечнем, утвержденным приказом МПР Российской Федерации от 28 марта 2007 года N 68, лесозащитный район и зона лесопатологической угрозы - в соответствии с утвержденным лесозащитным районированием. Целевое назначение лесов, категории защитных лесов и виды использования лесов указываются в соответствии со статьями 10, 25 и 102 ЛК.
29. В "Обосновании" приводится краткая таксационная характеристика насаждений, планируемых под обработку, оценивается санитарное и лесопатологическое состояние насаждений, анализируется динамика состояния. Заполняются таблицы 1.4-1.6 приложения 6, дается текстовое объяснение к ним. Характеризуют условия произрастания пород, указывается происхождение лесов, перечисляются отрицательные факторы, влияющие на леса и сила их влияния.
В очагах хвое- и листогрызущих вредителей лесопатологическое обследование насаждений с целью определения его санитарного состояния проводится после восстановления листвы или хвои (для весенней группы вредителей - в конце вегетационного периода, для летней и осенней - на следующий год).
30. К "Обоснованию" прикладывается карта-схема с нанесенными на нее границами очагов и рабочих участков, аэродромами, населенными пунктами, водными объектами, ЛЭП.
31. В "Обосновании" приводится характеристика популяции вредителя (вредного организма), против которого намечено проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов. Заполняются таблицы 2.1 - 2.4 приложения 6 с пояснениями и дополнениями к ним.
При описании состояния популяции отражается хозяйственное значение вредителя для конкретного региона, частота вспышек его массового размножения, площади истребительных мероприятий, проводимых за последние 5 лет.
32. Описываются качественные показатели популяции. К качественным показателям относятся:
- летное колено;
- половой индекс;
- доля диапаузирующих особей;
- доля больных и зараженных паразитоидами особей;
- масса куколок самцов и самок;
- расчетная плодовитость самок.
33. Количественные и качественные показатели приводятся по данным контрольных учетов вредителей, проведенных при лесопатологических обследованиях осенью года, предшествующего проектируемым мерам по локализации и ликвидации очагов. Приводится средняя, минимальная и максимальная численности.
34. В случае проведения работ в комплексных очагах вредителей леса (вредных организмов) или в очагах вредителей, развивающихся в древостоях разного породного состава на территории одного лесного участка, дается характеристика каждого вида вредителей.
35. При составлении прогноза состояния популяции указывается фаза градации популяции (фаза вспышки) на следующий год, ожидаемая численность и зараженность болезнями и энтомофагами. Отмечаются возможные особенности этологии (поведения) насекомых (например, увеличение миграционной активности, устойчивость к болезням и пр.). Указывается номер очага, под которым он числится в базе данных "Лесопатологический мониторинг". База данных "Лесопатологический мониторинг" ведется региональными центрами защиты леса. Сведения из этой базы данных предоставляются в соответствии с разделом 6 "Руководства по организации и ведению лесопатологического мониторинга".
36. При необходимости площадь очага подразделяется на рабочие участки. Деление на рабочие участки производится в случаях:
- если лесные участки, запланированные под обработку, изолированы друг от друга (например, колочные леса, очаги в кедрачах, расположенных по водоразделам и др.);
- если для обработки большого по площади очага используется несколько аэродромов;
- если обрабатываемые насаждения расположены на участках со сложным рельефом различной крутизны и направления склонов;
- если обрабатываемые насаждения неоднородны по составу, полноте и высоте;
- если обрабатываемые насаждения неоднородны по степени заселенности вредителем;
- если существует необходимость в установке очередности обработки насаждений.
37. Площадь и размещение рабочих участков указываются в таблице 1.1 приложения 6. Рабочие участки выделяются на карте-схеме, для каждого из них указывается направление рабочих полетов (гонов) или движения наземных аппаратов.
38. В качестве границ участка используются квартальные просеки, визиры, противопожарные разрывы, дороги и другие естественные или искусственные рубежи. В условиях рельефа границами участков служат гребни и крутые изгибы хребтов, долины и т.п.
Если на намеченной к обработке территории имеются линии связи и электропередач, направление гонов на рабочих участках должно совпадать с направлением линейных объектов.
39. В качестве прогноза повреждения насаждений на следующий год приводится:
- ожидаемое объедание насаждений по материалам осеннего учета зимующего запаса вредителя;
- суммарное ожидаемое объедание с учетом повреждений, нанесенных в предыдущие годы.
Раздел должен заканчиваться четким обоснованием необходимости проведения мер по локализации и ликвидации очагов.
40. В разделе "Технологические требования к проведению работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов" приводится обоснование выбора способа проведения работ (технологии обработок), типа летательного или наземного аппарата, подробные характеристики препарата и его препаративной формы, сроков обработки.
41. Способ проведения работ и необходимое количество механизмов для локализации и ликвидации очагов вредных организмов выбирают с учетом орографии местности, размера обрабатываемых участков, их расположения, развитости дорожной сети, доступности для наземных машин (если обработка ведется наземным способом) и предельно допустимой продолжительности работ.
42. Основным способом применения химических и биологических пестицидов при производстве авиационных работ является опрыскивание, при наземных работах - опрыскивание и аэрозольная обработка.
43. Места расположения аэродромов, посадочных площадок и объемы работ по их оборудованию определяются органами государственной власти в соответствии с Воздушным законодательством Российской Федерации.
44. Препарат для обработки насаждений выбирают из числа разрешенных к применению в лесах на территории Российской Федерации в соответствии со "Списком пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации", действительным на конкретный год. Применение пестицидов, не включенных в Список или с просроченной государственной регистрацией, запрещено.
45. По количеству рабочей жидкости, расходуемой на единицу обрабатываемой площади, опрыскивание подразделяется на малообъемное (МО - 20-40 л/га) и ультрамалообъемное (УМО - 1-3 л/га).
46. Обоснованием для выбора препарата и его препаративной формы являются:
- биологические особенности вредных организмов;
- свойства препарата;
- фаза градации популяции вредителя;
- категория защитности и вид использования лесов;
- санитарные условия его использования;
- имеющийся практический опыт применения конкретного препарата;
- минимальное воздействие на окружающую природную среду;
- возможность применения в конкретных условиях.
47. Норму расхода препарата устанавливают на основании регламентов, указанных в "Списке пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации" в зависимости от вида вредителя, фазы развития вспышки и иных конкретных условий. При этом принимают во внимание, что в фазе нарастания численности вредитель отличается повышенной устойчивостью к пестицидам. По скрыто живущим фазам вредителей, обитающих в побегах, шишках, раскрывающихся почках и т.п., применяются препараты системного действия.
48. Применение биологических препаратов проводится при температурах воздуха не менее +18°С. Оптимальный срок применения биопрепаратов определяется характером и интенсивностью питания личинок и гусениц, погодными условиями и другими факторами, которые учитываются в "Обосновании".
49. Использование химических пестицидов планируется:
- при невозможности достижения требуемой технической эффективности обработок насаждений или их лесозащитного эффекта с помощью биологических препаратов (например, при сохраняющейся угрозе сильного повреждения после применения биопрепаратов);
- в случае обработки очагов вредителей, развивающихся в одном лесном участке на разных породах и имеющих схожую фенологию, при невозможности использования одного биологического препарата против обоих видов.
50. В "Обосновании" указываются сроки проведения мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (декада и месяц). Обработки планируются в тот период, когда вредный организм находится в наиболее уязвимой для действия препарата стадии развития.
51. Предпочтительными для борьбы с большинством вредителей леса являются обработки очагов по личинкам (гусеницам) младших (первого-третьего) возрастов, в очагах болезней - начальные стадии развития болезни или сроки массового спороношения гриба-возбудителя. Начало обработки следует приурочивать ко времени массового отрождения личинок (гусениц).
52. Против вредителей, гусеницы которых зимуют в подстилке, почках, завертках листьев или паутинных гнездах (сосновый и сибирский коконопряды, златогузка, ивовая волнянка и др.) обработки назначают после выхода гусениц с мест зимовок и начала их питания в кронах или в период отрождения их из яиц.
53. В случаях, когда гусеницы 1-2 возрастов развиваются за счет подроста, подлеска, мужских соцветий (например, шелкопряд-монашенка), применяются наземные или авиационные обработки гусениц старшего возраста, интенсивно питающихся хвоей в основном пологе насаждения.
54. В очагах вредителей, имеющих 2-3-летнюю генерацию, мероприятия по локализации и ликвидации очагов могут проводиться в позднелетний и осенний период при благоприятных погодных условиях и сохранении высокой активности питания гусениц.
55. В комплексных очагах срок проведения обработок назначают с учетом биологических особенностей развития каждого из них, выбирают период, когда большинство личинок всех видов находятся в младших возрастах. При значительном расхождении сроков развития вредителей в комплексном очаге планируют повторные обработки насаждений.
56. Использование препаратов кишечного действия в лиственных древостоях назначают после распускания листьев; листовая поверхность в момент обработок должна обеспечивать попадание на нее достаточного количества пестицида. В дубовых насаждениях оптимальным считается период, когда средняя величина листовой пластины достигает половины своей величины.
57. При использовании химических пестицидов контактного действия обработку насаждений планируют в сжатые и ранние сроки для обеспечения высокой смертности вредителя, наиболее полной защиты насаждений от повреждений, снижения отрицательного воздействия препаратов на полезную энтомофауну.
58. Обработка насаждений против майского хруща осуществляется в период дополнительного питания жуков в годы лета наиболее многочисленного колена. Необходимость проведения мер по локализации и ликвидации очагов определяют по степени угрозы молоднякам со стороны личинок (приложение 7). Под обработку назначают насаждения дуба, березы и других лиственных пород, находящихся в границах очага и прилегающие к нему в радиусе 300-400 м. Если находящихся внутри очага лиственных насаждений нет или их недостаточно для развития жуков, окружающие насаждения обрабатывают на глубину до 1 км. Если очаг хруща окружают хвойные насаждения, под обработку назначают лиственные насаждения, расположенные на расстоянии 2 - 3 км от очага и имеющие в своем составе преимущественно березу и дуб.
Обработку насаждений против майского хруща следует проводить в начале массового появления жуков на кормовых породах, когда соотношение самцов и самок приблизится к единице. Работы должны быть закончены до начала откладки яиц, в течение 5 - 10 дней с момента начала питания жуков.
59. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов соснового подкорного клопа планируются в чистых разреженных культурах 8 - 25-летнего возраста, произрастающих в сухих условиях. Обработки осуществляются с использованием системных инсектицидов, разрешенных для применения в лесном хозяйстве. Опрыскивание планируют на июль-начало августа в период интенсивного перемещения инсектицида с пластическими веществами из кроны в ствол к местам питания клопа. Обработки проводятся в летные годы клопа, когда в популяции преобладают молодые личинки, менее устойчивые к воздействию инсектицидов.
60. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредителей плодов и семян планируются на семенных участках и плантациях хвойных пород. Используются системные химические препараты в период лета вредителей и откладки ими яиц.
61. В "Обосновании" описываются карантинные мероприятия, намеченные на период проведения работ по локализации и ликвидации очагов. К карантинным мероприятиям относятся:
- оповещение населения в СМИ;
- установка предупреждающих аншлагов в лесах;
- ограничение пребывания людей в лесу.
62. В "Обосновании" приводится информация о весенних контрольных учетах (места, объемы, способы и сроки их проведения).
63. В "Обосновании" излогается методика проведения учетов технической эффективности мероприятий, места пунктов учета, объемы работ, описанные в разделе 5 настоящего Руководства.
64. Организация и выполнение карантинных мероприятий, контрольных лесопатологических обследований и учетов технической эффективности осуществляется уполномоченными органами, если иное не оговорено в данном Руководстве.
65. К "Обоснованию" прикладывается смета на проведение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов. Затраты на проведение обработок насаждений складываются из:
- стоимости препарата;
- стоимости аренды аппаратов.
66. Стоимость препарата и аренды аппаратов (в расчете на гектар) определяют, как среднюю из 2-3 прайс-листов, полученных от фирм, занимающихся этими видами деятельности.
67. Стоимость обработки 1 га насаждений определяется, как частное от деления стоимости обработок на обрабатываемую площадь. В случае двукратной обработки одного и того же участка, площадь обработанных насаждений не удваивается, суммируются только затраты на проведение работ.
68. Стоимость работ, рассчитанная в "Обосновании", является ориентировочной ценой при проведении торгов, относится к конфиденциальным сведениям и не может быть разглашена.
69. Затраты уполномоченных органов на проведении работ по локализации и ликвидации очагов включают:
- затраты на проведение контрольных лесопатологических обследований насаждений в очагах вредных организмов;
- затраты на проведение карантинных мероприятий;
- затраты на проведение учетов технической эффективности мер по локализации и ликвидации очагов.
70. Данная смета составляется на отдельном листе, подписывается руководителем лесничества и прикладывается к плану работ. Затраты уполномоченных органов на проведении работ по локализации и ликвидации очагов не выносятся на конкурсные торги.
4. Проведение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов
4.1. Заключение контракта
71. Заказчиками на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (далее - Заказчики) выступают:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и роизводства которых передано в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- Федеральное агентство лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны, защиты и воспроизводства которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
72. Исполнителями работ являются организации, в установленном порядке выигравшие конкурс (далее - Исполнители).
73. Размещение заказов на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводится по очагам в соответствии с планом работ. Лотом при размещении заказов является лесной участок, на который составлено "Обоснование". Объединение мероприятий по локализации и ликвидации разных очагов в один лот проводится с учетом требований закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
74. Конкурс на право заключения контракта на проведение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов должен быть проведен не позднее, чем за 1,5 месяца до начала обработок насаждений.
75. Условиями контракта, заключаемого Заказчиком работ и Исполнителем, предусматриваются:
- возможность и условия отмены работ (см. раздел 4.3);
- возможность и допустимые изменения условий контракта по объемам, срокам и районам проведения обработок насаждений;
- порядок отчетности о производстве работ;
- условия приемки работ Заказчиком (допустимая техническая эффективность обработок, методика учета эффективности, порядок приемки);
- иные условия выполнения работ, учитывающие специфику местных условий.
76. "Обоснование" является неотъемлемой частью конкурсной документации.
4.2. Подготовительные мероприятия
77. Подготовительными мероприятиями, осуществляемыми Заказчиком, являются выбор аэродрома, проведение карантинных мероприятий и контрольных лесопатологических обследований.
Подготовительными мероприятиями, осуществляемыми Исполнителем, являются подготовка аэродрома, закупка и завоз препарата и ГСМ.
78. Выбор места размещения временных аэродромов, посадочных площадок, определение их размеров, положения относительно преобладающих ветров, длины летных полос, необходимого оборудования временных аэродромов (посадочных площадок) выполняются Заказчиком при непосредственном присутствии или при технической консультации представителей авиалесоохраны и гражданской авиации субъекта Российской Федерации.
79. Аэродромы выбираются как можно ближе к обрабатываемым участкам, вблизи от населенных пунктов, дорог, источников водоснабжения.
80. В подготовительный период и период проведения работ по локализации и ликвидации очагов организуются и обеспечиваются карантинные мероприятия, к которым относятся:
- оповещение (в письменном виде под расписку) лесопользователей о проведении обработок насаждений за 20 дней до их начала;
- оповещение местного населения через средства массовой информации (местные газеты, радио, телевидение, листовки) о временном ограничении пребывания в лесах в связи с производством работ по локализации и ликвидации очагов;
- информирование через СМИ о препарате, сроках обработки, участках, подлежащих защите от вредителей леса, мероприятиях по общественной безопасности и правилах карантина, обязательных для выполнения местным населением, различными предприятиями и организациями, независимо от их форм собственности;
- организация на время проведения обработок в органах местного самоуправления "горячей телефонной линии" для связи с общественностью и ответа на вопросы граждан;
- установка единых предупредительных щитов на расстоянии 300 (при наземной) и 500 м (при авиационной обработке) от границ обрабатываемого участка. На щитах размером 1 х 1,5 м наносятся предупредительные надписи: "Осторожно! Применены пестициды. Запрещается пребывание людей до ___ дата, сбор грибов, выпас скота до _____дата, плодов, ягод, лекарственных трав до ____дата". В соответствии с "Временным положением о единых знаках безопасности при работе с пестицидами, минеральными удобрениями и химическими консервантами кормов", щиты убираются только по истечении установленных карантинных сроков;
- закрытие дорог, проходящих через зону обработок, для прохода, проезда и прогона скота;
- принятие мер по охране колодцев и источников питьевой воды от попадания препаратов
- приостановление всех видов использования лесов в зоне обработок.
81. Сроки запрета пребывания населения в лесах и ограничение пастьбы скота, сбора грибов, ягод и т.п. зависят от токсических свойств, норм расхода и формы применяемых пестицидов, а также от структуры насаждений и погодных условий во время и после обработки. Длительность ограничений на пребывание людей и проведения работ в лесу для каждого препарата указывается в Списке пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению.
82. Перед началом наземных обработок проводится предварительная проверка дорог, включая запасные, определяется их качество, возможность проезда генератора.
4.3. Проведение контрольных лесопатологических обследований
83. Не позже, чем за месяц до начала работ по локализации и ликвидации очагов, комиссией, назначенной уполномоченными органами, осуществляется контрольное лесопатологическое обследование насаждений, намеченных под обработку. Обследование носит выборочный характер и проводится в участках, различающихся по уровню численности и особенностям распространения вредителей. По данным контрольного лесопатологического обследования уточняются сроки проведения работ и их объемы.
84. Результатом проведения контрольного лесопатологического обследования является "Акт проведения контрольного лесопатологического обследования насаждений в очагах вредных организмов" (приложение 8) с указанием выявленной заселенности насаждений, состоянии популяции, сроков и объемов работ, с оформлением ведомости учетов вредителей леса (приложение 9). Акт и ведомость подписывают все члены комиссии.
85. Проведение работ по локализации и ликвидации очагов может быть отменено Заказчиком на всей или части площади лесного участка в случае гибели популяции вредителя в период зимовки, о чем Исполнитель оповещается не позже, чем за 25 дней до начала работ. В этом случае на основании "Акта проведения контрольного лесопатологического обследования насаждений в очагах вредных организмов" составляется и подписывается "Согласование к изменению контракта".
86. Сроки проведения мер по локализации и ликвидации очагов, намеченные в "Обосновании", могут быть изменены Заказчиком, но не более чем на 10 дней в ту или другую сторону.
87. Оптимальная дата начала обработок сообщается Исполнителю не позднее, чем за 7 дней до начала работ.
4.4. Производство работ
88. Работы по локализации и ликвидации очагов проводятся с соблюдением требований "Правил организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов" (постановление Правительства Российской Федерации N 385 от 19 июня 2007 г.), воздушного законодательства и других нормативных правовых актов, регулирующих безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами.
89. Изменение сроков проведения обработок по независящим от Исполнителя причинам согласуется с Заказчиком.
90. Обязательно присутствие ответственного представителя Исполнителя на объекте работ в течение всего срока производства мероприятий.
91. Ответственность за обеспечение техники безопасности во время производства работ возлагается на Исполнителя.
92. Авиационная обработка лесов проводится при метеорологических условиях, обеспечивающих безопасность полетов и равномерное распределение пестицидов в обрабатываемых насаждениях.
93. Авиационная обработка проводится в ранние утренние и вечерние часы, когда над пологом насаждений наблюдаются нисходящие потоки, втягивающие волну пестицида в кроны деревьев. При появлении восходящих потоков воздуха и усилении ветра, которые поднимают волну распыляемого пестицида и сносят ее в сторону от линии полета, обработку прерывают.
94. При малообъемном способе опрыскивания обработка проводится при скорости ветра не более 4 м/сек, при ультрамалообъемном - 3 м/сек.
95. После дождя или обильной росы опрыскивание не проводится, так как капли жидких инсектицидов могут скатываться с мокрой поверхности листвы, хвои и других частей дерева и эффективность лесозащитных работ снижается.
96. Высота полетов при опрыскивании насаждений должна быть минимально допустимой в соответствии с действующими инструкциями.
97. Наземные аэрозольные обработки предпочтительно проводить в вечернее и ночное время при скорости ветра 0,5-3 м/сек. Направление ветра должно быть близким к перпендикуляру от линии хода генератора, отклонение не должно превышать 30°.
98. Представитель Заказчика присутствует при осуществлении работ и проводит их оперативный контроль, отмечая обработанные участки, их площадь, расход пестицидов, количество полетов (поездок) на участки, время обработки и погодные условия.
99. В случае обнаружения существенных отклонений от согласованной технологии работ Заказчик письменно уведомляет об этом Исполнителя и приостановливает их производство до окончания работы согласительной комиссии.
5. Приемка работ и отчет по проведению мероприятий
100. Приемка работ от Исполнителя осуществляется в течение 5 дней после окончания учетов эффективности.
101. Основанием приемки является "Акт проведения учетов технической эффективности работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов" (приложение 10).
102. Эффективность мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов с применением мическиххи препаратов должна быть не ниже 90%, биологических - 75%.
103. Учет технической эффективности проведенных обработок проводится комиссией, назначенной Заказчиком с обязательным участием представителей Исполнителя. На время работы комиссии лесничествами формируются группы учетчиков, численный состав которой зависит от размера обрабатываемой площади, количества и удаленности пунктов учета. В бригаде должно быть не менее 2 учетчиков.
104. Сроки учетных работ выбираются в зависимости от особенностей токсического действия препарата. При использовании химических препаратов учеты погибших и потерявших способность к передвижению личинок (гусениц) ведут на 3-5 день после обработок, а в случае применения биопрепаратов - через 12-15 дней после окончания обработки.
105. Эффективность применения препаратов определяется на основе данных учета смертности вредителей. Для определения смертности вредителей в результате проведения мер по локализации и ликвидации очагов в насаждениях заранее подбираются характерные места и за 2-5 дней до начала работ закладывают учетные пункты. Закладка учетных пунктов в момент проведения обработок запрещается.
106. Закладка учетных пунктов производится совместно представителями Заказчика и Исполнителя в соответствии с "Обоснованием" или требованиями настоящего Руководства.
107. Количество учетных пунктов при любом способе учета зависит от площади обрабатываемых насаждений. Если обрабатываемая площадь не превышает 1000 га, закладывается не менее 7 учетных пунктов. При обработке больших площадей (свыше 1000 га) общее количество учетных пунктов определяется из расчета 7 учетных пунктов на первую тысячу га и по 1-3 пункта на каждые последующие 500 га площади. В условиях таежных лесов, расположенных в труднодоступной и малонаселенной местности, берется минимальное количество учетных пунктов.
108. Если по результатам учета, ошибка средней превышает 10%, то по аналогичной методике закладывают дополнительные пункты учета.
109. Учетные пункты распределяются по обрабатываемой площади так, чтобы они характеризовали разнообразные лесорастительные условия и охватывали участки, различные по заселенности вредителями. При этом учетные пункты размещаются поперек направления гонов или по диагонали обрабатываемого участка.
110. Основными способами учетов являются:
- способ учетных ящичков;
- способ парных деревьев
- способ учетных пологов.
111. При использовании способа учетных ящичков погибших насекомых учитывают в специально изготовленных учетных ящичках открытого и закрытого типа.
Учетный ящик открытого типа имеет площадь 0,25 , внутренние размеры 50 х 50 см с высотой стенок 4 см. Стенки ящика изготавливают из деревянных планок толщиной 2-2,6 см и шириной 4 см, дно - из фанеры. Вместо фанеры можно использовать белую материю (миткаль, бязь, марлю и т.п.).
Ящичек закрытого типа отличается от открытого тем, что высота его стенок 8 см, а сверху натянута металлическая сетка с размером ячеек 0,8 х 0,8 или 1,0 х 1,0 см, предохраняющая попавших в ящичек погибших гусениц от склевывания птицами.
112. Перед обработкой насаждений контрольные ящички расставляют под кронами учетных деревьев на расстоянии от ствола в пределах 1/3 - 2/3 длины радиуса кроны. При использовании трех ящичков углы между радиусами составляют - 120°, при использовании четырех - 90°. Одновременно с расстановкой ящичков определяют площадь проекции кроны учетного дерева.
113. Количество учтенных в ящичках погибших личинок (гусениц) увеличивают во столько раз, во сколько площадь ящичков меньше площади проекции кроны учетного дерева. Например, если в трех ящичках, имеющих суммарную площадь 0,75 , учтено 150 личинок, а площадь проекции кроны равна 12 , то всего на дереве погибло (150x12/0,75) 2400 личинок.
114. Для определения количества живых личинок, оставшихся в кроне, проводят в этих же учетных ящичках разовый, не ранее чем за сутки, учет экскрементов, выделяемых личинками при питании. По количеству его (весовому или объемному) в учетных ящичках определяют общее количество, которое упало с каждого учетного дерева. Например, если в учетных ящичках площадью 0,75 собрано 0,5 экскрементов, а площадь проекции кроны 12 , то всего с учетного дерева упало (0,5 х 12/0,75) 8 экскрементов.
Затем у трех учетных деревьев, под которыми обнаружено наибольшее, среднее и наименьшее количество экскрементов, производят спуск кроны на полог или специально расчищенную площадку и подсчитывают количество оставшихся после борьбы живых личинок (гусениц). По соотношению количества живых личинок, найденных на трех деревьях, и количеству экскрементов под этими деревьями определяют среднее число личинок, приходящихся на 1 или на 1 г экскрементов. Так, если на трех деревьях обнаружено в кронах 180 личинок, а экскрементов в контрольном ящичке под этими деревьями учтено 30 , то на 1 экскрементов приходится в среднем 6 личинок. Пользуясь полученным соотношением, вычисляют количество оставшихся живых личинок на всех остальных учетных деревьях, на которых спуск кроны не производился.
115. По количеству оставшихся после обработки в кронах учетных деревьев живых личинок определяют ожидаемую степень угрозы повреждения насаждения.
116. Техническая эффективность обработок (процент гибели вредителей) определяется по формуле:
, где
Э - техническая эффективность обработок (%);
М - количество мертвых (погибших) личинок (шт.);
Ж - количество живых личинок, оставшихся после обработки (шт.).
117. Способ учетных ящичков имеет достаточно высокую точность. Особенно целесообразно его применять при борьбе с мелкими видами насекомых. В тех случаях, когда трудно определить число оставшихся живых личинок по экскрементам из-за слишком малого их количества, производят спуск кроны или ее части у каждого учетного дерева.
Вместо трех ящичков размером 50х50 см можно устанавливать по четыре ящичка. В этом случае их учетная площадь составит 1 , что несколько упростит расчеты.
118. Способ парных деревьев является наименее трудозатратным. Его особенностью является то, что учитываются только живые личинки до и после обработки насаждений; непосредственного учета погибших личинок не производится. При этом каждый учетный пункт состоит из двух деревьев одной и той же породы, одинаковых по размерам и находящихся вблизи друг от друга. Деревья на учетном пункте должны быть сходны по развитию кроны. На одном из деревьев учетной пары личинки учитываются перед началом обработки, на другом дереве после ее проведения. Для подсчета личинок производится спуск кроны или валка деревьев на полог или расчищенную площадку. Разница в количестве личинок на первом и втором дереве учетной пары принимается за количество погибших особей вредителя.
119. Техническая эффективность в процентах определяется по формуле:
, где
Д - количество личинок до обработки (на 1-ом дереве);
П - количество личинок после обработки (на 2-ом дереве).
120. Способ парных деревьев менее точен, чем два предыдущих, но может быть применен в условиях таежных лесов, где использование других способов затруднено из-за отдаленности обрабатываемых насаждений от населенных пунктов.
121. В Сибири и на Дальнем Востоке для определения эффективности авиаборьбы с хвоегрызущими насекомыми целесообразно использовать полога. Полога размещают под кроной дерева за 1-2 дня до начала авиационной обработки насаждений. После обработок на пологе учитывают погибших гусениц (личинок), затем переходят к учету живых гусениц (личинок), оставшихся в кронах деревьев. Число сохранившихся живых особей в кроне деревьев определяется путем околота учетных деревьев или их валки на полог или специально расчищенную площадку.
122. Эффективность обработок против майского хруща определяется по количеству уничтоженных жуков. Для учета используют способ учетных площадок, равных проекции кроны дерева. Учетные деревья подбирают из числа основных кормовых пород майского хруща. Погибших жуков учитывают в течение 4-5 дней после проведения обработок. Учеты проводят рано утром, когда жуки находятся в кронах в состоянии оцепенения. С помощью багров отряхивают ветви с учетных деревьев на учетную площадку и подсчитывают количество упавших живых жуков. Эффективность, определенная по гибели жуков, является ориентировочной, что связано с их перелетом.
Количество учетных деревьев (площадок) рассчитывается так же, как и для листогрызущих вредителей (см. выше).
Эффективность обработок против майского хруща уточняется по данным учетов численности нового потомства при почвенных раскопках в августе - сентябре по личинкам первого года. Почвенные ямы при этом располагаются вблизи прошлогодних, по материалам которых были запланированы обработки насаждений.
123. Для определения эффективности мер по локализации и ликвидации очагов соснового подкорного клопа в лесных культурах или естественных молодняках закладывается от 10 до 30 учетных деревьев в зависимости от площади обрабатываемого участка. До обработки наиболее заселенные клопом участки ствола учетных деревьев обвязывают марлей. Через месяц после обработки марлю осторожно снимают, отслаивают чешуйки коры и подсчитывают количество мертвых и живых клопов.
124. Эффективность может быть определена по снижению плотности поселения клопа в обработанных насаждениях. Для этого учитывают и сравнивают количество живых особей клопа на 1 поверхности наиболее заселенных участков ствола на учетных деревьях до химической обработки и через месяц после нее.
125. Для определения эффективности мер по локализации и ликвидации очагов вредителей плодов и семян в течение 10-12 дней после обработки с двух-трех деревьев производят сбор шишек. Шишки вскрывают, учитывают в них живых и погибших личинок и гусениц, и по их соотношению определяют техническую эффективность проведенных мероприятий.
126. По результатам учета эффективности на всех пунктах рассчитывается средняя (арифметическая) и ошибка средней. Если ошибка средней превышает 10%, по аналогичной методике проводят учеты на дополнительных пунктах.
127. При наличии пунктов учета, на которых эффективность меньше средней на 30% и более, эти пункты исключаются из расчета средней и устанавливается площадь "огреха" путем проведения дополнительных учетов.
Площадь "огрехов" исключается из оплаты работ, или на них проводятся повторные обработки. Если "огрехи" составляют более 20% от общей площади обработок, работы признаются неудовлетворительными.
128. По результатам проведенных учетов комиссия составляет "Акт проведения учета технической эффективности" с ведомостью учета численности вредителя (приложение 10). Акт подписывается всеми членами комиссии и является основанием для приемки работ Заказчиком от Исполнителя.
129. Лесничества (лесопарки) в течение всего периода обработок еженедельно представляют сведения о площади проведенных работ в уполномоченные органы и организацию, осуществляющую лесопатологический мониторинг на данной территории, по форме приложения 11.
130. Информация о проведенных мероприятиях по локализации и ликвидации очагов в установленном порядке включается в лесной реестр (приложение 12) и статистическую форму 12-ЛХ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.