В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4080), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу ведомства "Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы" (далее - Программа), подлежащую финансированию из федерального бюджета и получившую положительные заключения экспертизы Минэкономразвития России и Минфина России.
2. Назначить ответственным за реализацию Программы директора Депрастениеводства П.А. Чекмарева.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра А.А. Слепнёва.
Министр |
А.В. Гордеев |
Целевая программа ведомства
(утв. приказом Минсельхоза РФ от 8 апреля 2008 г. N 194)
Номер целевой программы ведомства: ______________
Наименование целевой программы ведомства:
Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы
О реализации настоящей целевой программы ведомства см. приказ Минсельхоза РФ от 25 апреля 2008 г. N 225
Паспорт
целевой программы ведомства
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
|
Наименование программы |
Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы |
|
Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
|
|
Номер и дата учета в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации |
|
|
Цели и задачи программы |
Целью программы является увеличение производства рапса для обеспечения потребности населения в растительном масле и отрасли животноводства в кормовом белке. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - увеличение посевных площадей рапса; - увеличение валовых сборов семян рапса; - увеличение средней урожайности рапса; - ввод в эксплуатацию новых мощностей по переработке масличного сырья рапса |
|
Целевые индикаторы и показатели программы |
Показатели программы: - увеличение посевных площадей рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий с 600 (в 2007 году) до 1200 тыс. га; - увеличение валового сбора семян рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий с 690 до 1680 тыс. т; - увеличение урожайности рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий с 11,5 до 14,0 ц с 1 га; - увеличение производства масла с 220 до 522 тыс. т ; - увеличение производства шрота с 445 до 741 тыс. т |
|
Характеристика программных мероприятий |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли рапсосеяния, направленных на стимулирование производства рапса: - возмещение части затрат на приобретение элитных семян; - возмещение части затрат на приобретение средств химической защиты растений при возделывании рапса; - разработка зональных экологически безопасных технологий возделывания рапса; - разработка специальных технических средств возделывания рапса; - создание с помощью современных методов селекции новых высокопродуктивных сортов рапса, превышающих существующие по урожайности семян на 0,2-0,4 ц с 1 га с комплексом хозяйственно ценных признаков; - субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство заводов по переработке масличного сырья |
|
Сроки реализации программы |
2008-2010 годы. |
|
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета на весь срок ее реализации составляет 2 442,10 млн. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе - из бюджета действующих обязательств 2442,10 млн. рублей: 2008 - 656,2 млн. рублей; 2009 - 810,2 млн. рублей; 2010 - 975,7 млн. рублей, в том числе: НИОКР - 137,4 млн. рублей; прочие текущие расходы - 2304,7 млн. рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
Увеличение производства маслосемян рапса - до 1,68 млн. т в год, площади посева масличного рапса до 1,2 млн. га, урожайности семян - до 14,0 ц с 1 га; Обеспечение прироста производства масличного рапсового сырья за счет внедрения НИОКР на 0,20 млн. т в год или на 20%; Обеспечение получения 0,522 млн. т масла и 0,741 млн. т шрота - ценного белкового концентрата; Увеличение урожайности зерновых культур не менее, чем на 10-15%, и ежегодное получение дополнительно 350-400 тыс. т зерна за счет увеличения доли рапса в структуре посевных площадей и благоприятного его действия на почву; Увеличение мощностей по переработке маслосемян рапса на 300 тыс. т в год |
Раздел 1. Характеристика проблемы
Рапс (озимый и яровой) - ценная масличная и кормовая культура, источник высококачественного растительного масла и кормового белка.
В мировом сельскохозяйственном производстве на долю рапса приходится 12% (25-27 млн. га) общей площади посевов масличных культур. По валовому сбору семян, достигшему 44-47 млн. т в 2004-2006 гг., рапс занял вторую позицию после сои. Объем производства рапсового масла составляет более 15% в совокупном мировом производстве растительных масел. При этом подсолнечника в мире производится ежегодно только порядка 30 млн. т.
Основными производителями рапсового сырья в мире являются развитые в экономическом отношении страны: Канада, Германия, Франция и другие государства европейского сообщества, Австралия, а также наиболее динамично развивающиеся - Китай и Индия. Доля рапса в структуре посевных площадей в известном смысле может служить индикатором уровня развития земледелия соответствующих территорий.
В России в структуре посевных площадей под масличными культурами и в валовом производстве масличного сырья на долю рапса до 2005 года приходилось не более 3-4% (117-260 тыс. га и 112-280 тыс. т соответственно). Резкое увеличение посевных площадей под рапсом в 2006 году до 530 тыс. га вызвано агрессивной маркетинговой политикой западноевропейских инвесторов, заинтересованных в создании сырьевой базы, необходимой для удовлетворения потребностей стремительно развивающейся в ЕС биоэнергетики.
Рапс, как никакая другая культура, удачно сочетает в себе высокую потенциальную урожайность семян - более 4,0 т/га, с высоким содержанием масла (45-48%) и белка в семенах (22-25%) и в зеленой массе (3-4%).
Рапсовое масло - высококалорийный продукт, широко используемый в натуральном виде на пищевые цели как аналог оливкового масла. Масло рапса привлекает все большее внимание как источник возобновляемого сырья для химической промышленности и энергетики. Спектр его использования для технических целей чрезвычайно широк - от использования в качестве исходного материала для химического синтеза до применения в виде смазочных средств и перспективного вида топлива.
Рапсовый шрот (жмых), получаемый после извлечения из семян масла - высокобелковый корм для животных. Он близок к соевому шроту по содержанию белка (35-39%), не уступая по сбалансированности аминокислотного состава.
Ценным кормом, не уступающим по содержанию белка бобовым культурам, является зеленая масса рапса. Один гектар посева позволяет получить 30-60 т сочного корма для животных, отличающегося низким содержанием клетчатки и хорошей перевариваемостью.
С агротехнической точки зрения рапс является хорошим предшественником: рано освобождает поле, улучшает структуру и плодородие почвы, уменьшает засоренность полей. Возделывание зерновых культур после рапса гарантирует получение прибавки урожая зерна в среднем на 5 ц с 1 га без дополнительных затрат, повышая продуктивность севооборота и эффективность растениеводства в целом.
Технология возделывания рапса базируется на комплексной механизации работ, не требующей использования специализированной сельскохозяйственной техники.
Биологические особенности рапса позволяют выращивать его в широком диапазоне почвенно-климатических условий, за исключением тропического и субтропического поясов, а также засушливых территорий, что применительно к российским условиям означает - во всех земледельческих регионах страны, чего нельзя сказать о подсолнечнике и сое.
Принимая во внимание, что потребности Российской Федерации в растительном масле и белке за счет собственных ресурсов удовлетворяются не более чем на 70%, можно утверждать, что единственным резервом значительного наращивания производства масла, а также кормового белка является рапс.
Масштабные изменения в растениеводческой отрасли большого числа земледельческих регионов России, базирующейся зачастую на зерновой монокультуре, можно осуществить посредством научно обоснованного замещения зерновой культуры масличным рапсом, плановой организации его производства и переработки. Рапсово-зерновой тандем является одним из наиболее экономически эффективных севооборотных звеньев мирового растениеводства при условии строгого соблюдения технологической дисциплины производственного процесса, базирующегося на использовании современных селекционных достижений и зональных технологий возделывания культуры.
В настоящее время в России рапс продолжает оставаться нетрадиционной и малозначимой масличной культурой, абсолютно не используемой в качестве белковой культуры. Стремительный и далеко не всегда оправданный с агроэкологической точки зрения рост площадей под подсолнечником в 2001-2005 гг. был призван удовлетворить потребности мощностей маслодобывающей отрасли страны. Отсутствие в Российской Федерации достаточного количества перерабатывающих мощностей, ориентированных на рапсовое сырье, препятствует обеспечению конкурентного спроса на продукцию, при этом цена на рапс оказывается, как правило, значительно ниже уровня мировых цен, делая его производство низкорентабельным и не стимулируя интереса к культуре со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Высокий спрос на масличное сырье, как на внутреннем, так и на международном рынках, стимулирование его производства со стороны производителей биодизельного топлива в настоящее время и в обозримом будущем, а также необходимость диверсификации растениеводческой отрасли сельского хозяйства предопределяют возможность и необходимость увеличения площадей под рапсом в России в перспективе до 5,0-7,0 млн. га и более.
Столь амбициозные планы увеличения производства масличного рапса основываются на очевидном противоречии между фактическим положением дел в рапсосеянии (3-4% рынка масличного сырья) и потенциальными возможностями культуры и перспективами расширения ее использования с учетом агроэкологических, почвенно-климатических и экономических условий России.
В условиях современного состояния аграрной науки и сельскохозяйственной отрасли экономики перспективные планы наращивания объемов производства сельскохозяйственной продукции в целом и масличного сырья в частности, предусмотренные данной целевой программой ведомства, не могут быть реализованы без государственной поддержки.
В соответствии с ежегодными постановлениями Правительства Российской Федерации "О предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса" и приказами Минсельхоза России "Об утверждении порядка предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки отдельных отраслей сельскохозяйственного производства" единственным элементом стимулирования возделывания рапса в Российской Федерации является компенсирование части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями элитных семян рапса (в размере 12 тыс. рублей за 1 т). Данный инструмент государственной поддержки рапсосеяния недостаточен.
Наиболее затратной частью технологии возделывания рапса является стоимость используемых средств химической защиты растений - инсектицидов для предпосевной обработки семян и посевов в период вегетации, а также гербицидов, на долю которых в сумме приходится от 30 до 50% совокупных затрат.
Основное производство и, соответственно, переработка масличного сырья в Российской Федерации сосредоточены в основном на юге европейской части страны, при этом главные рапсосеющие регионы в недостаточной степени обеспечены возможностями существующих маслодобывающих предприятий, оборудование которых зачастую не соответствует современным требованиям эффективного производства (таблица 1).
Группой компаний "НЭФИС - Косметикс" в Республике Татарстан завершается строительство маслоэкстракционного завода по переработке маслосемян рапса мощностью 300 тыс. т в год. Дополнительный объем выработки масла, получаемого после ввода в эксплуатацию данного маслоэкстракционного завода, составит 126 тыс. т, шрота - 168 тыс. т, что не в полной мере (потребность в шроте 4200 тыс. т), но позволит дополнительно сбалансировать по белку более 330 тыс. т белково-минерально-витаминных добавок.
Таблица 1 - Расчет экономической эффективности переработки сырья рапса при различных способах получения масла
|
Способ |
|
Прессовый (вариант 1) |
Экстракционный (вариант 2) |
|
Сырье - семена рапса т рублей |
1,0 5000 |
1,0 5000 |
Выход масла т рублей (рыночная стоимость) |
0,30 15000 |
0,42 15000 |
Выход жмыха т рублей (рыночная стоимость) |
0,68 3500 |
0,56 3500 |
Валовой доход в расчете на 1 т переработанного сырья (рублей) |
1880 |
3260 |
Раздел 2. Цели и задачи программы
Целью осуществления мероприятий по производству рапса является увеличение производства рапса для обеспечения потребности населения в растительном масле и отрасли животноводства в кормовом белке.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- увеличение посевных площадей рапса;
- увеличение валовых сборов семян рапса;
- увеличение средней урожайности рапса;
- ввод в эксплуатацию новых мощностей по переработке масличного сырья рапса.
Раздел 3. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы
Достижение намеченной программной цели позволит увеличить объемы производства растительного масла и кормового белка в Российской Федерации на 10-12% в сравнении с уровнем 2004-2005 гг.
Расчетный объем семян рапса к 2010 году составит 1,68 млн. т. По оценкам аналитиков, экспорт составит до 24% (0,39 млн. т). Расчетный объем семян масла для переработки на маслозаводах в 2010 году составит 1,29 млн. т, из них 0,160 млн. т будет переработано прессовым, 1,13 млн. т. - экстракционным способом. Это обеспечит получение 0,522 млн. т масла, что составит около 18% от общего объема растительных масел, произведенных в Российской Федерации в 2005 г. Кроме того, это позволит получить 0,741 млн. т шрота - ценного белкового концентрата.
Таблица 2 - Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам за счет бюджета действующих обязательств
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
2007 г. план |
Значение индикатора |
||
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Посевные площади рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий |
тыс га |
600 |
800 |
1000 |
1200 |
Урожайность рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий |
ц с 1 га |
11,5 |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
Валовой сбор семян рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий |
тыс. т |
690 |
960 |
1300 |
1680 |
Производство масла |
тыс. т |
220 |
290 |
417 |
522 |
Производство шрота |
тыс. т |
445 |
468 |
611 |
741 |
,
где - валовой сбор семян рапса, тыс. т
- посевные площади рапса, тыс. га
- потенциальная урожайность рапса, т с 1 га при соблюдении условий программы
x выход масла,
где - объем производства масла, тыс. т
x выход шрота,
где - объем производства шрота, тыс. т
Расчет потенциальных объемов выработки масла и шрота проведен с учетом возможностей действующих заводов в Российской Федерации и строительства нового маслоэкстракционного завода в Республике Татарстан.
Основными показателями по заводу будут являться: объем переработки сырья (таблица 3) и объемы выработки растительных масел и шрота (таблица 4), при этом все показатели обеспечиваются за счет бюджета действующих обязательств.
Таблица 3 - Объемы переработки маслосемян на маслоэкстракционном заводе Республика Татарстан
|
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. и последующие |
Маслосемена подсолнечника |
т |
176 000 |
100 000 |
- |
Маслосемена рапса |
т |
80000 |
190 000 |
300 000 |
Всего маслосемян |
т |
256 000 |
290 000 |
300 000 |
Объем переработки сырья обусловлен вводимыми в эксплуатацию производственными мощностями. К 2010 году завод полностью перейдет на переработку маслосемян рапса. Маслосемена подсолнечника, начиная с 2010 года, на заводе перерабатываться не будут.
Таблица 4 - Объемы производства и реализации продукции, произведенной на маслоэкстракционном заводе
|
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. и последующие |
Масло подсолнечника |
т |
77440 |
44000 |
- |
Масло рапса |
т |
33600 |
79800 |
126 000 |
Шрот |
т |
143 360 |
162 400 |
168 000 |
Всего |
т |
254 400 |
286 200 |
294 000 |
Объемы производства и реализации рассчитаны из потенциальных возможностей оборудования по переработке сырья.
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли рапсосеяния обеспечит в период реализации целевой программы последовательное увеличение объемов производства семян масличного рапса за счет роста посевных площадей и урожайности культуры.
Меры государственного стимулирования, направленные на увеличение рентабельности производства культуры и повышение ее ликвидности, призваны обеспечить рост посевных площадей под рапсом.
Рост урожайности, предусмотренный параметрами программы, будет достигнут благодаря осуществлению комплекса научно-исследовательских, опытно- конструкторских работ и мероприятий по внедрению научно-технических разработок в производство.
Внедрение в производство новых высокопродуктивных сортов, зональных экологически безопасных технологий возделывания рапса с учетом применения современного набора машин и специальных технических средств, удобрений, регуляторов и стимуляторов роста, химических и биологических средств защиты растений позволит достигнуть уровня урожайности семян в целом по стране в 14,0 ц/га, при урожайности в 2006 гг.# 11 ц/га. Это обеспечит ежегодный прирост производства семян рапса более чем на 20% (около 0,20 млн. т).
Фактическое значение результатов реализации данной целевой программы ведомства на момент ее завершения составит 1,2 млн. га посевных площадей рапса (рост в 2 раза по сравнению с 2007 г.) и 1,68 млн. т валового сбора семян (рост в 2,4 раза по сравнению с 2007 г.).
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
1. Предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих подсобное хозяйство):
1.1. На приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями элитных семян рапса. Размеры субсидий рассчитываются по ставке на одну тонну семян, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30% затрат на указанные цели.
В прошедшем году фактическое субсидирование части затрат на элитные семена рапса составило около половины (приобретение порядка 1500 тонн семенного материала) от потребности 3000-3100 т семян на площадь 600 тыс. га. Таким образом, исходя из того, что на 1 га посева необходимо 5-6 кг рапса, при ставке субсидии 12000 рублей за 1 т семян реальная потребность в финансировании (из бюджета действующих обязательств) складывается по годам:
2008 год (на 800 тыс. га) - 55,4 млн. рублей
2009 год (1000 тыс. га) - 73,2 млн. рублей
2010 год (1200 тыс. га) - 92,9 млн. рублей
Всего в рамках субсидирования затрат на семена потребуется 221,5 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
1.2. На приобретение средств химизации сельскохозяйственными товаропроизводителями. Размеры субсидий рассчитываются по ставке на один гектар посева рапса, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30% затрат на указанные цели.
Сумма затрат на приобретение средств химической защиты растений (протравители семян, гербициды, инсектициды) при возделывании рапса составляет в среднем 1200 рублей на 1 га. Возмещение части затрат за счет средств бюджета должно составить 360 рублей в расчете на 1 га посева культуры. По мере программного увеличения площадей сева рапса потребуется по годам (в ценах соответствующих лет) за счет бюджета действующих обязательств:
2008 год (на 800 тыс. га) - 282,8 млн. рублей;
2009 год (1000 тыс. га) - 416,3 млн. рублей;
2010 год (1200 тыс. га) - 559,1 млн. рублей
Всего в рамках субсидирования затрат на средства химической защиты растений потребуется 1258,20 млн. рублей.
Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30% объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.
2. Селекция новых высокопродуктивных сортов рапса.
В результате выполнения работы должны быть созданы новые высокопродуктивные безэруковые сорта рапса, с содержанием жира не менее 45%, различных групп спелости, устойчивых к основным патогенам, с комплексом хозяйственно-ценных признаков для различных почвенно-климатических условий страны: рапса озимого - 3 сорта для Южного и Центрального федеральных округов с потенциальной урожайностью семян 4,0-4,5 т/га; рапса ярового - 5 сортов для Приволжского, Сибирского, Центрального и Южного федеральных округов с потенциальной урожайностью 2,5-3,0 т/га.
Всего по данным тематикам НИОКР - 32,0 млн. рублей.
3. Создание специальных технических средств для производства семян рапса.
В результате выполнения работы должны быть разработаны специальные технические средства для производства семян рапса: комбинированные агрегаты для основной и предпосевной обработки почвы, для посева и дифференцированного внесения удобрений; жатка с рапсовым столом; технологическая линия для подготовки семян рапса (техническая документация, опытные образцы).
Всего по данным тематикам НИОКР - 52,0 млн. рублей.
4. Разработка зональных ресурсосберегающих технологий возделывания, подработки и хранения рапса.
В результате выполнения работы должен быть осуществлен аналитический обзор существующих технологий возделывания рапса; разработаны технологические параметры и зональные технологии для возделывания рапса; разработаны рекомендации по производству маслосемян рапса.
Всего по данным тематикам НИОКР - 53,4 млн. рублей.
5. Предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство заводов по переработке масличного сырья.
Всего - 825,00 млн. рублей (субсидии на уплату процентов по привлеченным кредитам из бюджета действующих обязательств в ценах соответствующих лет), в том числе по годам:
2008 год - 275,0 млн. рублей
2009 год - 275,0 млн. рублей
2010 год - 275,0 млн. рублей
Из них - 787,392 млн. рублей субсидии на уплату процентов по привлеченным кредитам из бюджета действующих обязательств в ценах соответствующих лет на строительство в Республике Татарстан маслоэкстракционного завода мощностью переработки масличного сырья рапса 300 тыс. т в год. При сметной стоимости строительства завода - 3 712 млн. рублей предусматривается в течение 2008-2010 гг. возмещение части выплачиваемых процентов по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, то есть всего - 787,392 млн. рублей, в том числе по годам:
2008 год - 262,464 млн. рублей
2009 год - 262,464 млн. рублей
2010 год - 262,464 млн. рублей
Раздел 5. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Потребность в ресурсном обеспечении программы за счет средств федерального бюджета приведена в Приложении 1.
Для реализации программы необходимо средств бюджета действующих обязательств всего - 2442,10 млн. рублей, в том числе по годам:
2008 - 656,2 млн. рублей
2009 - 810,2 млн. рублей
2010 - 975,7 млн. рублей
Средства из бюджета действующих обязательств будут направлены на:
а) субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями элитных семян рапса всего - 221,50 млн. рублей, в том числе по годам:
2008 - 55,40 млн. рублей
2009 - 73,20 млн. рублей
2010 - 92,90 млн. рублей
б) субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей
на приобретение средств химизации всего - 1258,20 млн. рублей, в том числе по годам:
2008 - 282,80 млн. рублей
2009 - 416,30 млн. рублей
2010 - 559,10 млн. рублей
Таблица 5 - Расчет субсидий, выделяемых на приобретение семян и средств химической защиты растений при возделывании рапса (в ценах соответствующих лет) из бюджета действующих обязательств
Наименование |
Объемные показатели (годы) |
Всего |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||
Площадь под рапсом |
800 |
1000 |
1200 |
|
Требуемое количество семян, т* |
4000 |
5000 |
6000 |
|
Размер субсидий на приобретение семян, млн. руб.** |
55,40 |
73,20 |
92,90 |
221,5 |
Размер субсидий на приобретение средств химической защиты растений, млн. руб. (из расчета 360 руб./га)*** |
282,80 |
416,30 |
559,10 |
1 258,2 |
______________________________
* - расход семян - 5,0 кг/га.
** - субсидирование из расчета 12 руб. за 1 кг
*** - сумма затрат на средства химической защиты растений (протравители семян, гербициды, инсектициды) при возделывании рапса - 1200 руб./га;
в) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ всего - 137,40 млн. рублей, в том числе по годам:
2008 - 43,00 млн. рублей
2009 - 45,70 млн. рублей
2010 - 48,70 млн. рублей
Средства будут направлены на создание с помощью современных методов селекции новых высокопродуктивных сортов рапса, превышающих существующие по урожайности семян на 0.2-0,4 т/га, с комплексом хозяйственно-ценных признаков, разработку зональных экологически безопасных технологий возделывания рапса, разработку специальных технических средств возделывания рапса, способствующих повышению рентабельности его производства на 20-30%;
г) субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство заводов по переработке масличного сырья всего - 825,00 млн. рублей, в том числе по годам:
2008 - 275,00 млн. рублей
2009 - 275,00 млн. рублей
2010 - 275,00 млн. рублей
В том числе субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для строительства маслоэкстракционного завода в Республике Татарстан всего - 787,392 млн. рублей, в том числе по годам:
2008 - 262,464 млн. рублей
2009 - 262,464 млн. рублей
2010-262,464 млн. рублей
Расчет средств, необходимых для субсидирования части затрат, представлен в таблице 6.
Планируемые источники финансирования инвестиционного проекта:
Кредиты "Ак Барс" банка - 1712000 тыс. рублей
Кредит Сбербанка - 1500000 тыс. рублей
Кредит Сбербанка - 500000 тыс. рублей
Средства финансовой поддержки проекта в виде субсидий на погашение части процентов за пользование банковским кредитом в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации:
1500000 тыс. рублей (7,67%);
212000 тыс. рублей (7,67%; 6,67%);
1500000 тыс. рублей (6,67%);
500000 тыс. рублей (6,67%).
Таблица 6 - Источники финансирования инвестиционного проекта (в ценах соответствующих лет)*)
|
Ед изм |
Итого за 2006 год |
2007 год |
2008 год |
||||||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
итого |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
итого |
|||
Процентная ставка по кредиту* |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Привлечение кредита |
тыс руб |
1712000 |
|
|
1500000 |
500000 |
2000000 |
|
|
|
|
|
Погашение кредита |
тыс руб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задолженность на конец периода (основной долг) |
тыс руб |
1712000 |
1712000 |
1712000 |
3212000 |
3712000 |
3712000 |
3712000 |
3712000 |
3712000 |
3712000 |
3712000 |
Выплачиваемые проценты |
тыс руб |
78742 |
49220 |
49220 |
56449 |
103175 |
258064 |
103175 |
103175 |
103175 |
103175 |
412700 |
- за счет субсидий 1500000 (7,67%) |
тыс руб |
45370 |
28750 |
28750 |
28750 |
28750 |
115000 |
28 750 |
28750 |
28750 |
28750 |
115000 |
за счет субсидий 212000 (7,67% 6,67%) |
тыс руб |
7125 |
4063 |
4063 |
3696 |
3533 |
15355 |
3533 |
3533 |
3533 |
3533 |
14132 |
за счет субсидий 2000000 (6,67%) |
тыс руб |
|
|
|
4657 |
33333 |
37990 |
33333 |
33333 |
33333 |
33333 |
133332 |
Итого из бюджета действующих обязательств |
тыс руб |
52495 |
32813 |
32813 |
37103 |
65616 |
168345 |
65616 |
65616 |
65616 |
65616 |
262464 |
- за счет средств проекта 1500000 (3,83%) |
тыс руб |
22685 |
14375 |
14375 |
14375 |
14375 |
57 500 |
14375 |
14375 |
14375 |
14375 |
57 500 |
за счет средств проекта 212000 (3,83% 3,33%) |
тыс руб |
3602 |
2032 |
2032 |
1848 |
1767 |
7679 |
1767 |
1 767 |
1 767 |
1 767 |
7068 |
- за счет средств проекта 1500000 (4,6%) |
тыс руб |
|
|
|
3123 |
17250 |
20373 |
17250 |
17250 |
17250 |
17250 |
69000 |
за счет средств проекта 300000 (3,33%) |
тыс руб |
|
|
|
|
4167 |
4167 |
4167 |
4167 |
4167 |
4167 |
16 668 |
Итого за счет собственных средств |
тыс руб |
26247 |
16407 |
16407 |
19346 |
37559 |
89719 |
37559 |
37559 |
37559 |
37 559 |
150 236 |
|
Ед изм |
2009 год |
2010 год |
||||||||
|
|
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
итого |
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
итого |
Процентная ставка по кредиту* |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Привлечение кредита |
тыс руб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Погашение кредита |
тыс руб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задолженность на конец периода (основной долг) |
тыс руб |
3712000 |
3712000 |
3 712 000 |
3712000 |
3712000 |
3712000 |
3712000 |
3 712 000 |
3712000 |
3712000 |
Выплачиваемые проценты |
тыс руб |
103175 |
103175 |
103175 |
103175 |
412700 |
103175 |
103175 |
103175 |
103175 |
412700 |
за счет субсидий 1500000 (7,67%) |
тыс руб |
28750 |
28750 |
28750 |
28750 |
115000 |
28750 |
28 750 |
28750 |
28750 |
115000 |
зa счет субсидий 212000 (7,67% 6,67%) |
тыс руб |
3533 |
3533 |
3533 |
3533 |
14132 |
3533 |
3533 |
3533 |
3533 |
14132 |
за счет субсидий 2000000 (6,67%) |
тыс руб |
33333 |
33333 |
33333 |
33333 |
133332 |
33333 |
33333 |
33333 |
33333 |
133332 |
Итого из бюджета действующих обязательств |
тыс руб |
65616 |
65616 |
65616 |
65616 |
262464 |
65616 |
65616 |
65616 |
65616 |
262464 |
за счет средств проекта 1500000 (3,83%) |
тыс руб |
14375 |
14375 |
14375 |
14375 |
57500 |
14375 |
14375 |
14375 |
14375 |
47 400 |
за счет средств проекта 212000 (3,83% 3,33%) |
тыс руб |
1 767 |
1767 |
1 767 |
1767 |
7068 |
1767 |
1 767 |
1767 |
1767 |
7068 |
за счет средств проекта 1500000 (4,6%) |
тыс руб |
17250 |
17250 |
17250 |
17250 |
69 000 |
17250 |
17250 |
17250 |
17250 |
69000 |
за счет средств проекта 500000 (3,33%) |
тыс руб |
4167 |
4167 |
4167 |
4167 |
16668 |
4167 |
4167 |
4167 |
4167 |
16668 |
Итого за счет собственных средств |
тыс руб |
37559 |
37559 |
37559 |
37559 |
150236 |
37559 |
37559 |
37559 |
37559 |
150236 |
* Процентная ставка по кредиту:
-1 500000000 (11,5%);
- 1500000000 (11,26%);
- 212000000 (11,5%; 10,0%);
- 500000000 (10,0%).
Раздел 6. Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации целевой программы ведомства по увеличению производства рапса в Российской Федерации - 2008-2010 гг.
Первоочередными задачами следует считать осуществление комплекса мер государственного стимулирования производства масличного рапса и создания условий для формирования рынка семян и продуктов его переработки.
Мероприятия, предусматривающие проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляются в соответствии с календарными планами работ.
2008 год
1. Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли рапсосеяния, направленных на стимулирование производства рапса в Российской Федерации за счет субсидирования затрат на приобретение семенного материала и средств химической защиты растений. Выход на проектные площади рапсосеяния в размере 800 тыс. га.
2. Разработка зональных технологий и технических средств для возделывания рапса.
3. Выполнение селекционной программы по созданию высокопродуктивных сортов рапса с комплексом хозяйственно ценных признаков и свойств, изучение отдельных элементов технологии возделывания рапса в зональном масштабе, экологическое испытание сортов рапса на фоне основных элементов зональных технологий возделывания, опытно-конструкторская разработка специальных технических средств для возделывания рапса.
4. Завершение строительства в Республике Татарстан специализированного маслоэкстракционного завода и выход его на мощность переработки 80000 т маслосемян рапса.
2009 год
1. Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли рапсосеяния, направленных на стимулирование производства рапса в Российской Федерации за счет субсидирования затрат на приобретение семенного материала и средств химической защиты растений. Выход на проектные площади в размере 1000 тыс. га.
2. Разработка зональных технологий и технических средств для возделывания рапса. Испытание и опытное внедрение технологических приемов возделывания рапса.
3. Передача на государственное испытание новых сортов рапса, организация их первичного семеноводства, экологическое испытание новых и перспективных сортов рапса в основных регионах возделывания культур, разработка зональных технологий возделывания рапса с учетом применения современного набора машин, орудий, механизмов, удобрений, регуляторов и стимуляторов роста, химических и биологических средств защиты растений, позволяющих максимально реализовать биологический потенциал продуктивности сортов в конкретных почвенно-климатических условиях, производственное испытание специальных технических средств для возделывания рапса.
4. Увеличение мощностей переработки специализированного маслоэкстракционного завода до 190000 т маслосемян рапса.
2010 год
1. Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли рапсосеяния, направленных на стимулирование производства рапса в Российской Федерации за счет субсидирования затрат на приобретение семенного материала и средств химической защиты растений. Выход на проектные площади под рапсом в размере 1200 тыс. га.
2. Государственное и производственное испытание новых адаптивных, высокоурожайных, технологичных сортов рапса, организация их первичного и промышленного семеноводства, совершенствование зональных технологий возделывания рапса, государственное испытание и организация серийного производства специальных технических средств для возделывания рапса.
4. Выход специализированного маслоэкстракционного завода на проектную мощность 300000 т переработки маслосемян рапса в год.
Раздел 7. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы
Достижение целей программы позволит создать необходимые предпосылки для стимулирования развития сырьевой отрасли и маслоперерабатывающей промышленности, повышения эффективности сельскохозяйственной отрасли в целом, и дальнейшего развития рапсосеяния в частности.
Программа направлена на достижение стратегической цели Минсельхоза России "Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства".
Тактической задачей, на решение которой направлена программа, является развитие приоритетных отраслей растениеводства.
Таблица 7 - Показатели, характеризующие уровень влияния программы на достижение стратегической цели Минсельхоза России
Основные показатели |
Ед. изм. |
Плановый период |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
% |
102,9 |
102,8 |
103,1 |
Индекс производства маслосемян рапса |
% |
139,1 |
135,4 |
129,2 |
Программа предусматривает увеличение производства маслосемян рапса к 2010 г. до 1,68 млн. т в год, площади посева масличного рапса до 1,2 млн. га, урожайности семян - до 14,0 ц/га, что будет способствовать созданию реальных предпосылок для улучшения существующей системы растениеводства основных земледельческих регионов Российской Федерации и создания надежного рынка сбыта произведенного масличного сырья.
Обеспечение прироста производства масличного рапсового сырья за счет внедрения НИОКР составит дополнительно 0,20 млн. т рапса в год (увеличение на 20%).
Планируемое увеличение производства маслосемян рапса с учетом экспорта обеспечит получение 0,522 млн. т масла и 0,741 млн. т шрота - ценного белкового концентрата.
Масштабное увеличение производства масличного рапса возможно лишь за счет замещения им других полевых культур в структуре посевных площадей. Наиболее вероятным результатом реализации данной программы станет пропорциональное сокращение доли зерновых культур в структуре посевных площадей регионов со сложившейся зерновой монокультурой.
Увеличение в структуре севооборота рапсосеющих регионов доли рапса позволит увеличить урожайность зерновых культур не менее, чем на 10-15%, и ежегодно получать дополнительно 350-400 тыс. т зерна.
Ожидаемые агроэкологические последствия широкомасштабного производства рапса при условии неукоснительного соблюдения основных технологических приемов возделывания культуры следующие:
- увеличение почвенного плодородия (количество растительных остатков после уборки рапса на 1 га соответствует внесению 5-6 т навоза);
- улучшение фитосанитарного состояния почвы;
- рост урожайности зерновых культур, высеваемых вслед за рапсом, в среднем на 5 ц с 1 га без дополнительных затрат.
В процессе проведения мероприятий, направленных на осуществление программы, возможны риски внешнего, не поддающегося управлению в рамках программы, характера.
В результате аномальных погодных условий существует вероятность снижения урожайности, как основной возделываемой культуры рапса, так и недополучения прибавки урожайности возделываемых по рапсу как предшественнику зерновых культур (форс-мажор). При определении суммы рисков учитывалось возможное снижение урожайности рапса по отношению к базовой средней урожайности 2005 г. (10,4 ц/га) на 0,5 ц/га в расчете на всю (существующую и дополнительную) площадь рапса по годам, по зерновым культурам - 50% планируемого прироста урожайности (2,5 ц/га).
В случае не выполнения проектного роста площадей под рапсом субсидии в полном, предусмотренном данной программой объеме не осваиваются, то есть, субсидирование затрат на приобретение семенного материала и средств химической защиты растений осуществляется в расчете на единицу занятой культурой площади. Таким образом, эта часть рисков при расчетах учтена не была.
Таблица 8 - Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации программы в части увеличения производства рапса (с учетом дисконтирования)
млн. рублей, в ценах соответствующих лет
Виды рисков |
годы |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|
От не выхода на планируемую урожайность | |||
- рапса |
61,82 |
212,5 |
392,31 |
- зерновых |
509,8 |
637,5 |
780,0 |
Общая оценка риска |
571,62 |
850,00 |
1172,31 |
Принимая во внимание современные тенденции развития сельского хозяйства, возрастающую год от года значимость масличных культур в мировом сельскохозяйственном производстве, а также необходимость диверсификации аграрного сектора российской экономики, можно утверждать, что государственное стимулирование производства рапса следует рассматривать как инструмент для масштабных изменений в аграрном секторе экономики, позволяющий повысить эффективность растениеводства как за счет самого рапса - ценной масличной и белковой культуры, способной занять достойное место рядом с подсолнечником и соей, так и за счет последствий его включения в севооборот.
Раздел 8. Оценка эффективности программы
Оценку эффективности реализации программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства и переработки маслосемян рапса.
Оценку эффективности предлагается проводить посредством анализа динамики целевых индикаторов и объемов финансирования программы по годам:
- посевные площади рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий, тыс. га;
- урожайность рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий, ц с 1 га;
- валовой сбор семян рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий, тыс. т;
- производство масла, тыс. т;
- производство шрота, тыс. т.
Таблица 9 - Динамика индикаторов и объемов финансирования по годам реализации Программы
Целевой индикатор |
Единица измер. |
Значение индикатора |
||
2008 г |
2009 г |
2010 г |
||
Посевные площади рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий |
тыс. га |
800 |
1000 |
1200 |
Урожайность рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий |
ц с га |
12,0 |
13,0 |
14,0 |
Валовой сбор семян рапса озимого и ярового в хозяйствах всех категорий |
тыс. т |
960 |
1300 |
1680 |
Производство масла |
тыс. т |
290 |
417 |
522 |
Производство шрота |
тыс. т |
468 |
611 |
741 |
Объем финансирования по программе |
млн. рублей |
656,2 |
810,2 |
975,7 |
Оценка эффективности расходования бюджетных средств должна осуществляться ежегодно в течение всего срока реализации программы.
Раздел 9. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод :
Оценка производится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма 8 - АПК "Затраты по элементам на основное производство", 9 - АПК "Площадь сева сельскохозяйственных растений, валовой сбор и урожайность", 10 - АПК "Отчет о средствах целевого финансирования" сводного годового бухгалтерского отчета.
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "таблица 2"
Форма П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности (квартальная, годовая).
Федеральная программа статистических работ Росстата России "Площади, валовой сбор и урожайность рапса в Российской Федерации" (форма 29-СХ годовая). Качественный метод - достижение плановых значений и целевых индикаторов.
Раздел 10. Система управления реализацией программы
Комплексное управление программой осуществляется субъектом бюджетного планирования - Минсельхозом России.
Система управления реализацией программы:
- ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является Департамент растениеводства, химизации и защиты растений;
- координацию взаимодействия департаментов Минсельхоза России и методическое руководство реализацией программы осуществляет Департамент экономических программ и анализа;
- научно-методологическое обеспечение реализации программы и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляет Департамент научно-технологической политики и образования;
- финансирование программных мероприятий осуществляет Департамент финансов и бухгалтерского учета;
мониторинг реализации программы осуществляет Департамент экономических программ и анализа;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы является Департамент финансов и бухгалтерского учета.
Приложение 1
Система программных мероприятий
в объемах действующих обязательств (в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации) программы "Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы"
(тыс, руб. в ценах соответствующих лет)
Финансирование указанных мероприятий будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Минсельхозу России на соответствующие мероприятия
Приложение 2
Перечень
тем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по целевой программе ведомства "Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы"
Наименование мероприятия |
Срок выполнения (год) |
Стоимость НИОКР, млн. руб. |
Ожидаемая экономическая эффективность |
|
|
всего |
федеральный бюджет |
|
|
Селекция новых высокопродуктивных сортов рапса |
2008-2010
2008 2009 2010 |
32,000
8,000 9,000 15,000 |
32,000
8,000 9,000 15,000 |
В результате выполнения работы должны быть: 1) созданы новые высокопродуктивные безэруковые сорта, с содержанием жира не менее 45%, различных групп спелости, устойчивых к основным патогенам, с комплексом хозяйственно-ценных признаков для различных почвенно-климатических условий страны: рапса озимого - 3 сорта для Южного и Центрального федеральных округов с потенциальной урожайностью семян 4,0-4,5 ц/га; рапса ярового - 5 сортов для Приволжского, Сибирского, Центрального и Южного федеральных округов с потенциальной урожайностью 2,5-3,0 т/га; 2) разработаны сортовые технологии созданных сортов рапса; 3) оформлены отчеты и акты сдачи-приемки работ. |
Создать специальные технические средства для производства семян рапса |
2008 2010
2008 2009 2010 |
52,000
18,000 17,000 17,000 |
52,000
18,000 17,000 17,000 |
В результате выполнения работы должны быть: 1) разработаны специальные технические средства дм производства семян рапса: 1.1. комбинированный агрегат для основной обработки почвы, обеспечивающий оборот пласта без свальных гребней и развальных борозд; 1.2.комбинированный агрегат для предпосевной обработки почвы, адаптированный для регионов возделывания рапса и других мелкосемянных культур; 1.3. комбинированный агрегат для посева и дифференцированного внесения удобрений с требованиями технологии; 1.4. жатка с рапсовым столом (адаптированная жатка комбайна для уборки семян рапса); 1.5. технологическая линия для подготовки высококачественных семян рапса, включающая сушку, очистку, хранение и предпосевную обработку семян; 2) представлены: 2.1. конструкторская документация; 2.2. опытные образцы; |
Разработать зональные ресурсосберегающие технологии возделывания, подработки и хранения рапса |
2008- 2010
2008 2009 2010 |
53,400
17,000 19,700 16,700 |
53,400
17,000 19,700 16,700 |
В результате выполнения работы должны быть: 1) аналитический обзор существующих технологий возделывания рапса; 2) разработаны технологические параметры и зональные технологии для возделывания рапса в Приволжском, Сибирском, Центральном и Южном федеральных округах; 3) разработаны рекомендации по производству маслосемян рапса по Приволжскому, Сибирскому, Центральному и Южному федеральным округам; |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ведомственная целевая программа "Развитие производства и переработки рапса в РФ на 2008-2010 годы" направлена на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Рапс - ценная масличная и кормовая культура, источник высококачественного растительного масла и кормового белка. Ведомственная программа разработана в целях увеличения производства рапса для обеспечения потребности населения в растительном масле и отрасли животноводства в кормовом белке. Программой предусматривается увеличение посевных площадей рапса, валовых сборов семян рапса и средней урожайности рапса, запланирован ввод в эксплуатацию новых мощностей по переработке масличного сырья рапса. Предусмотрен ряд мер по господдержке отрасли рапсосеяния (возмещение части затрат на приобретение элитных семян и средств химической защиты растений, субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, селекция новых высокопродуктивных сортов рапса, создание специальных технических средств для производства семян рапса и др.).
На финансирование мероприятий программы планируется выделить из федерального бюджета 2 442,10 млн. рублей.
Приказ Минсельхоза РФ от 8 апреля 2008 г. N 194 "Об утверждении целевой программы ведомства "Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы"
Текст приказа размещен на сайте Минсельхоза РФ в Internet (http://mcx.ru)