Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 22 февраля 2005 г. N А33-316/04-С3-Ф02-5854/04-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Автоэкспресс" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска (налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 1849 от 28 ноября 2003 года.
Решением суда от 2 апреля 2004 года требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2004 года решение суда отменено, дело передано на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Решением суда от 5 ноября 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя жалобы, суд, принимая решение, не учел, что общество не имеет права увеличить стоимость междугородных и пригородных перевозок на соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, следовательно, не должно его уплачивать, поскольку названный налог является косвенным.
Налогоплательщик считает, что суд пришел к ошибочному выводу о неправомерности применения обществом льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, так как продажа билетов и обслуживание пассажиров на автовокзалах и автостанциях являются составляющими частями перевозочного процесса.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы (почтовые уведомления N 85354, 85355 от 27.01.2005), но налоговая инспекция своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав мнение представителя общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, при проведении камеральной проверки представленной ОАО "Автоэкспресс" декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года налоговой инспекцией установлено, что обществом в результате неправомерного применения льготы, предусмотренной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, занижена налоговая база по налогу на добавленную стоимость, что привело к неуплате данного налога в сумме 40 656 рублей.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Автоэкспресс" начислены пени за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 731 рубль 81 копейка.
По результатам проведенной проверки 28 ноября 2003 года налоговой инспекцией вынесено решение N 1849 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафных санкций в сумме 8 131 рубль 20 копеек. Данным решением ОАО "Автоэкспресс" также предложено уплатить суммы доначисленного налога на добавленную стоимость и пени.
Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что обществом необоснованно использована льгота, предусмотренная подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении выручки, полученной от продажи билетов.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что не подлежит налогообложению реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования и автомобильным транспортом в пригородном сообщении (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Из содержания данной нормы следует, что льготируются только услуги по перевозке пассажиров. К числу льготируемых операций не относятся услуги автовокзала, который оказывает услуги по продаже билетов, обеспечению своевременной подачи автобусов, других вспомогательных функций для обеспечения безопасной перевозки пассажиров.
Согласно пункту 75 Устава автомобильного транспорта РСФСР по договору перевозки пассажиров автотранспортное предприятие или организация обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, то есть данная норма устанавливает, что перевозка пассажира предполагает процесс его доставки в пункт назначения. Данный вывод соответствует и пункту 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 10.12.1996, согласно которому под услугами городского пассажирского транспорта, а также услугами по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, понимаются услуги, оказываемые общедоступным транспортным средством, осуществляющим перевозку пассажиров по установленным в общем порядке маршруту и графику с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
Для обслуживания пассажиров в пригородных и междугородных сообщениях предназначены автовокзалы (автостанции). Из содержания пункта 26 Устава автомобильного транспорта РСФСР следует, что автовокзалы выполняют функции, обеспечивающие максимальные удобства для пассажиров до отправления автобуса, по прибытии их в пункт назначения и на остановках в пути следования.
Услуги непосредственно по перевозке пассажиров не входят в круг услуг, которые пассажир может получить на автовокзале (автостанции).
Такой вывод следует и из Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного Госстандартом Российской Федерации от 01.02.2002. В них разделяются услуги непосредственно по перевозке пассажиров и услуги, предоставляемые автовокзалами и автостанциями, которые относятся к вспомогательным транспортным услугам.
Пунктом 2.2.1 Устава ОАО "Автоэкспресс" установлено, что предметом его деятельности является осуществление пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом в соответствии с лицензиями Российской транспортной инспекции.
На осуществление перевозок пассажиров автотранспортом у заявителя имеется лицензия от N АСС-24-025203 от 19 октября 2001 года.
Согласно представленному в материалы дела договору от 22 апреля 2003 года, заключенному между ОАО "Автоэкспресс" и МУП "КПАТП-7", заявитель обязуется производить своевременную предварительную и текущую продажу билетов, диспетчеризацию транспортных средств, включая контроль за соблюдением расписания, проставление отметок о времени прибытия и отправления с вокзала, изучение пассажиропотоков, организацию рекламно-справочного обслуживания рейсов, контроль за соблюдением Правил перевозок пассажиров, соблюдение требований стандарта экипировки и санитарного состояния подвижного состава, сбор сведений о состоянии автотрасс и принятие мер по устранению недостатков, иную деятельность в соответствии с приведенным договором.
В соответствии с пунктом 3.1 указанного договора ОАО "Автоэкспресс" через свои кассы собирает выручку, полученную от пассажиров за проезд в автобусах и провоз багажа, и ежедневно передает МУП "КПАТП-7" его долю в размере 85 % от суммы за проезд и 50 % от суммы за провоз багажа.
Исходя из условий вышеназванного договора ОАО "Автоэкспресс" предоставлялись транспортные средства с водителями автотранспортного предприятия МУП "КПАТП-7", которые непосредственно осуществляли перевозку пассажиров.
Судом установлено, что в проверяемый период общество располагало тремя единицами транспортных средств: одним автобусом марки "ПАЗ", микроавтобусами марки "Газель" и "Соболь". Вместе с тем, налогоплательщиком не представлены доказательства того, что указанные транспортные средства использовались им для перевозки пассажиров и багажа.
Заявитель кассационной жалобы считает, что общество правомерно использует спорную льготу в связи с тем, что оно не вправе увеличивать стоимость услуг по перевозке на суммы налога на добавленную стоимость. Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку ОАО "Автоэкспресс" не оказывает услуг по перевозке пассажиров и багажа. Денежные средства, получаемые обществом от автотранспортного предприятия по договору от 22 апреля 2003 года, являются оплатой за оказание последнему услуг по продаже билетов и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке.
При таком нормативном регулировании вывод суда о необоснованном применении обществом льготы, предусмотренной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.
Решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 5 ноября 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-316/04-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно представленному в материалы дела договору от 22 апреля 2003 года, заключенному между ОАО "Автоэкспресс" и МУП "КПАТП-7", заявитель обязуется производить своевременную предварительную и текущую продажу билетов, диспетчеризацию транспортных средств, включая контроль за соблюдением расписания, проставление отметок о времени прибытия и отправления с вокзала, изучение пассажиропотоков, организацию рекламно-справочного обслуживания рейсов, контроль за соблюдением Правил перевозок пассажиров, соблюдение требований стандарта экипировки и санитарного состояния подвижного состава, сбор сведений о состоянии автотрасс и принятие мер по устранению недостатков, иную деятельность в соответствии с приведенным договором.
...
Заявитель кассационной жалобы считает, что общество правомерно использует спорную льготу в связи с тем, что оно не вправе увеличивать стоимость услуг по перевозке на суммы налога на добавленную стоимость. Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку ОАО "Автоэкспресс" не оказывает услуг по перевозке пассажиров и багажа. Денежные средства, получаемые обществом от автотранспортного предприятия по договору от 22 апреля 2003 года, являются оплатой за оказание последнему услуг по продаже билетов и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общем порядке.
При таком нормативном регулировании вывод суда о необоснованном применении обществом льготы, предусмотренной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2005 г. N А33-316/04-С3-Ф02-5854/04-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании