Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 11 ноября 1999 г. N А33-6304/99-С3-Ф02-1949/99-С1
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 1999 г. N А33-6301/99-С3-Ф02-1948/99-С1
Государственная налоговая инспекция по Советскому району города Красноярска (далее - Госналогинспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к предпринимателю Аджимурзаеву Эдуарду Надыровичу о взыскании 4174 рублей 50 копеек штрафа за нарушение требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Решением от 19 августа 1999 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
Госналогинспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения от 19 августа 1999 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска
В кассационной жалобе Госналогинспекция указывает, что решение арбитражного суда противоречит действующему законодательству, поскольку Закон Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" требует применения при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в налоговых органах, или бланков строгой отчетности, которые, будучи фактически приравненными к контрольно-кассовым машинам, также должны быть зарегистрированы в налоговых органах, что позволяет налоговым органам осуществлять контроль за полнотой учета выручки предприятий и предпринимателей. Так как ответчик при осуществлении денежных расчетов с населением за оказанные услуги по перевозке пассажиров применил билеты, которые не были зарегистрированы в налоговых органах, то Госналогинспекция считает, что правомерно привлекла его к ответственности в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Стороны, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом (уведомления от 15.10.99 N 204 и N 205), своих представителей на заседание не направили, поэтому дело рассматривается без их участия.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Аджимурзаев Эдуард Надырович согласно свидетельству о государственной регистрации от 27.11.97 N 8769, выданному администрацией Советского района города Красноярска, зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Проверкой, проведенной налоговым органом 06.05.99, было установлено, что в маршрутном такси ПАЗ-672, государственный номер X 097 ВР, арендованном предпринимателем Аджимурзаевым Э.Н., кондуктор Аджимурзаева Т.А. осуществила денежный расчет с пассажиром за оказанные услуги по перевозке с выдачей билета, не зарегистрированного в налоговых органах, и без применения контрольно-кассовой машины.
Результаты проверки оформлены актом от 6 мая 1999 года N 11993, на основании которого Госналогинспекция приняла решение от 25.05.99 N 86 о взыскании с предпринимателя Аджимурзаева Э.Н. за нарушение статьи 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" штрафа в размере 4174 рублей 50 копеек.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно-кассовые машины.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 утвержден Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Пунктом 1 названного Перечня предусмотрено, что юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.96 N 16-00-30-58 утверждены образцы билетов на проезд в наземном городском транспорте общего пользования, как бланки строгой отчетности. Билеты на проезд в маршрутном такси, как бланки строгой отчетности, в установленном порядке не утверждены.
Пассажиру при осуществлении расчета за проезд без применения контрольно-кассовой машины был выдан билет на проезд в наземном городском транспорте общего пользования, который не может использоваться для проезда в маршрутном такси, что свидетельствует о нарушении ответчиком законодательства о применении контрольно-кассовых машин.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 названного Перечня (в редакции от 07.01.99) юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), при реализации проездных билетов или талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси) предоставлено право осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Поскольку ответчик осуществлял перевозку пассажиров в транспорте, работающем в режиме маршрутного такси, то он обязан был обеспечить применение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с пассажирами за оказанные услуги.
Кассационная инстанция считает неправильным вывод арбитражного суда об исполнении ответчиком требований закона в части оказания услуг с обязательной выдачей бланков строгой отчетности.
Но вместе с тем, кассационная инстанция считает решение суда первой инстанции правильным по существу в связи со следующим.
Из абзаца шестого статьи 6 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" следует, что предусмотренные частью первой статьи 7 этого Закона штрафы налагаются на предприятия и физических лиц только в том случае, если они виновны в нарушении данного Закона.
Так как билеты на проезд в наземном городском транспорте общего пользования относящиеся к бланкам строгой отчетности, были приобретены ответчиком у Муниципального учреждения "Гортранссвязь" по счету-фактуре от 07.04.99 N 2535 и накладной от 07.04.99 N 68, и ответчик добросовестно заблуждался, полагая возможным выдавать данные билеты при осуществлении денежных расчетов с пассажирами в маршрутном такси без применения контрольно-кассовой машины, то кассационная инстанция считает, что отсутствует вика предпринимателя Аджимурзаева Э.Н. в неприменении контрольно-кассовой машины, в связи с чем он не подлежит ответственности за указанное правонарушение.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о необходимости регистрации бланков строгой отчетности (билетов на проезд в общественном транспорте) в налоговых органах были проверены арбитражным судом и обоснованно отклонены, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязанности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) регистрировать в налоговых органах бланки строгой отчетности, выдаваемые ими при осуществлении денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены или изменения решения от 19 августа 1999 года не имеется.
Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 19 августа 1999 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6304/99-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 названного Перечня предусмотрено, что юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
...
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 названного Перечня (в редакции от 07.01.99) юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), при реализации проездных билетов или талонов на проезд в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси) предоставлено право осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
...
Из абзаца шестого статьи 6 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" следует, что предусмотренные частью первой статьи 7 этого Закона штрафы налагаются на предприятия и физических лиц только в том случае, если они виновны в нарушении данного Закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 1999 г. N А33-6304/99-С3-Ф02-1949/99-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании