Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 7 сентября 2005 г. N А33-32743/04-С1-Ф02-4406/05-С2
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (далее - ОАО "АК "Красноярские авиалинии") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Красноярскому краю, о взыскании убытков за счет казны Российской Федерации в размере 3 815 370 рублей, а также расходов по государственной пошлине в размере 30 677 рублей.
Определением от 4 февраля 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление социальной защиты населения Администрации Красноярского края.
Решением от 1 апреля 2005 года иск удовлетворен. Суд взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Красноярскому краю, за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "АК "Красноярские авиалинии" убытки в сумме 3 815 370 рублей, возникшие в связи с расходами по льготной перевозке инвалидов, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции 8 июня 2005 года решение от 1 апреля 2005 года оставил без изменения.
Не согласившись с выводами Арбитражного суда Красноярского края, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 1 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 8 июня 2005 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как считает заявитель, взысканная судом сумма должна быть уменьшена на сумму налога, указанную в предъявленных к возмещению счетах-фактурах, как не подлежащая включению в налоговую базу и не составляющая сумму убытков.
Истцом не доказаны факты перевозки граждан, относящихся к льготным категориям на сумму 2 996 580 рублей. Документы, представленные в обоснование данной суммы убытков, содержат отказ УСЗН Администрации Красноярского края в возмещении убытков в связи с их необоснованностью. Невозмещение предъявленных расходов на сумму 2 996 580 рублей связано не с отсутствием финансирования, а с отказом УСЗН Администрации Красноярского края от отплаты предъявленных расходов, в связи с недоказанностью истцом факта перевозки льготных категорий граждан на предъявленные суммы. В случае установления судом неправомерности такого отказа за незаконность действий УСЗН Администрации Красноярского края должен нести ответственность главный распорядитель бюджетных средств.
Ответственность Российской Федерации перед организациями, осуществляющими расходы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ограничивается размером средств, утвержденных в бюджете Российской Федерации, в остальной части компенсация произведенных расходов должна производиться за счет средств бюджета Красноярского края.
В спорных правоотношениях приоритет должен иметь закон о бюджете, истец имеет право на получение средств в пределах, предусмотренных данным законом. При этом он не утрачивает право на компенсацию всех затрат, которые должны компенсироваться истцу за счет средств бюджетов следующих годов.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель сослался на пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статью 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", абзац 2 пункта 2 статьи 154, пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной социальной помощи", статью 6, пункт 5 статьи 85, пункт 1 статьи 85, статьи 158, 180, 257 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 года "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ОАО "Центральная телекоммуникационная компания" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 30 Федерального закона от 16.02.95 "О связи", пункт 1 и 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 2 статьи 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункт 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, письмо Министерства труда России от 19.02.97 N 817-АО "О реализации льгот на проезд, предоставленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", письмо Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 12.10.94 N ДВ-148/и "О предоставлении льгот отдельным категориям граждан на воздушном транспорте".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "АК "Красноярские авиалинии" доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
В судебном заседании представитель ОАО "АК "Красноярские авиалинии" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения судебных актов.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о возмещении убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот по проезду на воздушном транспорте инвалидам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Основанием иска истец указал на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов за 2002 год перевозчику в связи с предоставлением льгот по оплате билетов гражданам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В обоснование исковых требований представлены: расчет исковых требований, счета-фактуры, реестры инвалидов к счету-фактуре, акты выполненных работ, протоколы разногласий, приложения к протоколу разногласий, авиабилеты, тарифы ОАО "АК "Красноярские авиалинии".
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на необоснованное привлечение его в качестве ответчика по делу, поскольку истец имеет право на получение средств в пределах средств, предусмотренных в законе о бюджете, и не утрачивает право на компенсацию всех затрат, которые должны компенсироваться за счет средств бюджетов следующих годов. Представленный расчет убытков является необоснованным.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. При этом арбитражный суд исходил из того, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерации своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истцу не были возмещены затраты, понесенные им в связи с осуществлением перевозок инвалидов и сопровождающих их лиц на льготных условиях.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции правомерными.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Согласно статье 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.
Статьями 31 и 32 указанного Закона установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате транспортного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и несут ответственность за нарушение прав инвалидов.
Названным Законом определена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.
Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ОАО "АК "Красноярские авиалинии" убытков.
Арбитражный суд Красноярского края, исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признал требования ОАО "АК "Красноярские авиалинии" о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - расчетами истца, счетами-фактурами, реестрами, купонами авиабилетов, актами выполненных работ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Красноярского края правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков.
Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Красноярского края правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 1 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 8 июня 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-32743/04-С1 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 1 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 8 июня 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-32743/04-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Красноярского края, исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и признал требования ОАО "АК "Красноярские авиалинии" о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - расчетами истца, счетами-фактурами, реестрами, купонами авиабилетов, актами выполненных работ.
...
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 1 апреля 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 8 июня 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-32743/04-С1 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2005 г. N А33-32743/04-С1-Ф02-4406/05-С2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании