Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 15 июня 2005 г. N А33-21929/04-С3-Ф02-2671/05-С1
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Золотодобывающая компания Полюс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого), и Эвенкийского автономных округов (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов, далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 25.06.2004 N187 в части доначисления налога на прибыль в сумме 350 384 рублей.
Решением от 11 ноября 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 1 марта 2005 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности.
Заявитель кассационной инстанции указывает на необоснованность вывода суда о том, лимиты на размещение отходов являются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду при размещении отходов.
По мнению налоговой инспекции, размещение обществом отходов в пределах лимитов является сверхнормативным, поэтому плата за указанные действия в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
Дело рассматривается по правилам, установленным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что судебные акты по делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной проверки представленной обществом декларации по налогу на прибыль за 2003 год принято решение от 25.06.2004 N187, которым, в том числе, доначислен налог на прибыль в сумме 291 351 рубль 23 копейки.
Основанием для доначисления налога, по мнению налоговой инспекции, послужило занижение налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль на суммы платежей уплаченные за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Налогоплательщик полагая, что решение налоговой инспекции в части нарушает его права, обратился в арбитражный суд .
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов обоснованно квалифицирована обществом как плата за предельно допустимое воздействие на окружающую природную среду и правомерно отнесена обществом на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Данные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с положениями статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие является плательщиком налога на прибыль.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
Подпункт 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации установил, что к материальным расходам относятся, в том числе, расходы связанные с платой за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
Пункт 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы) - ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Статьей 23 названного Закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 3.1. Временных правил охраны окружающей среды отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 15.07.1994, нормирование объемов образования и размещения отходов производится с целью недопущения превышения предельно допустимого воздействия отходов на окружающую среду, а также охраны жизни и здоровья людей.
Пунктом 3.2. данных Правил предусмотрено, что для поэтапного достижения нормативных объемов образования и размещения отходов природопользователям, не обеспечивающим выполнение этих нормативов, устанавливаются лимиты на образование и размещение отходов.
Таким образом, предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в природную среду являются выбросы, произведенные в пределах установленных нормативов. При соблюдении лимитов на размещение отходов, нормативы качества окружающей среды не обеспечиваются.
При таком правовом регулировании спорных правоотношений плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов является платой за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 254 и пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
Следовательно, выводы суда о неправомерном доначислении налога на прибыль в сумме 291 351 рубя 23 копеек, являются ошибочными, в связи с чем судебные акты по делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для проверки обстоятельств, связанных с правильностью произведенного налоговой инспекцией расчета.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 11 ноября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 1 марта 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-21929/04-С3 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 23 названного Закона предусмотрено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
...
Пунктом 3.2. данных Правил предусмотрено, что для поэтапного достижения нормативных объемов образования и размещения отходов природопользователям, не обеспечивающим выполнение этих нормативов, устанавливаются лимиты на образование и размещение отходов.
Таким образом, предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в природную среду являются выбросы, произведенные в пределах установленных нормативов. При соблюдении лимитов на размещение отходов, нормативы качества окружающей среды не обеспечиваются.
При таком правовом регулировании спорных правоотношений плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов является платой за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 254 и пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 июня 2005 г. N А33-21929/04-С3-Ф02-2671/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании