Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 18 сентября 2003 г. N А10-377/03-4-Ф02-2987/03-С1
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Бурятзолото" (ОАО "Бурятзолото") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия (налоговая инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 24 декабря 2002 года N 0323-14-6945 и требования об уплате налогов N 10338.
В процессе рассмотрения спора истец изменил исковые требования и просил признать недействительным решение налоговой инспекции от 24 декабря 2002 года N 0323-14-6945 в части пункта 2 и требование налогового органа от 24 декабря 2002 года N 10338 в части предложения ОАО "Бурятзолото" уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 295 310 рублей.
Решением от 27 мая 2003 года заявление ОАО "Бурятзолото" удовлетворено в части признания недействительным пункта 2 решения налоговой инспекции от 24 декабря 2002 года N 0323-14-6945 в части взыскания налога на добычу полезных ископаемых в сумме 220 254 рублей и требования налоговой инспекции от 24 декабря 2002 года N 10338 в части уплаты налога на добычу полезных ископаемых в сумме 220 254 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ОАО "Бурятзолото" отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Принимая судебные акты, суд исходил из того, что налогоплательщиком не были утверждены нормативы потерь по серебру на 2002 год, в связи с отсутствием совместных механизмов реализации Правил по утверждению нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. Судом было учтено также, что нормативы потерь, примененные налогоплательщиком на 2002 год, не превышали проектные потери по добыче серебра.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить и принять новое решение, отказав обществу в удовлетворении требований.
По мнению заявителя, суд вынес решение в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь налогообложение производится в общеустановленном порядке.
Принимая участие в судебном заседании, заявитель кассационной жалобы поддержал ее доводы, представитель ОАО "Бурятзолото", просил отказать в удовлетворении жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче серебра за 3 квартал 2002 года ОАО "Бурятзолото" было доначислено налогов всего 295 310 рублей, в том числе: за счет занижения количества добытого полезного ископаемого - 72 391 рубль, за счет занижения стоимости единицы добытого полезного ископаемого - 2 665 рублей, за счет отсутствия нормативов потерь по серебру - 220 254 рубля.
Первые две цифры сложились в результате того, что заявитель включил в декларацию данные по добыче за июль, август 2002 года, за исключением данных за сентябрь 2002 года.
В обоснование правомерности начисления суммы 220 254 рубля ответчик указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых, которые утверждаются в порядке, установленном законом. У заявителя отсутствовали нормативные потери при добыче серебра, следовательно, он не имел право на применение налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога.
Вывод от отсутствии нормативных потерь при добыче серебра, налоговой инспекцией был сделан в связи с непредставлением обществом налоговому органу на проверку документов, подтверждающих утвержденные нормативы потерь по серебру, а также не включением в расчет налоговой базы стоимость серебра, реализованного в сентябре 2002 года.
Не согласившись с выводом налоговой инспекции, общество оспаривает решение налогового органа в части доначисления налога в сумме 295 310 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых. В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки, были утверждены Правительством Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2001 года N 921.
Госгортехнадзор России, Министерство природных ресурсов Российской Федерации письмами от 11 января 2002 года, 16 августа 2002 года и 13 августа 2002 года разъяснили, что в связи с отсутствием порядка нормирования согласование нормативов потерь по названным выше Правилам возможно только при рассмотрении планов развития горных работ на 2003 год.
Следовательно, у общества в 2002 году отсутствовала возможность утвердить нормативы потерь по серебру.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзором нормативы потерь по серебру на 2003 год были утверждены в размере 49,02 процентов.
Письмом от 14 апреля 2003 года Бурятское управление Госгортехнадзора России сообщило Открытому акционерному обществу "Бурятзолото" о том, что проектные потери серебра при переработке на Самартинской и Ирокиндинской ЗИФ в размере, соответственно 49 % и 47 %, считать плановыми на 2002 год.
Из материалов дела усматривается, что фактически потери общества при добыче серебра в 2002 году по названным рудникам не превысили указанной цифры. Названные потери также не превышают проектные потери по добыче серебра.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нормативы потерь не были утверждены обществом на 2002 год в силу объективных причин. Фактически потери налогоплательщиком были понесены, их размеры не превышали проектных и были предметом контроля и согласования Бурятским управлением Госгортехнадзора.
Следовательно, налогоплательщик правомерно, руководствуясь пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применил ставку 0 процентов к тому объему нормативных потерь, которые были утверждены Бурятским управлением Госгортехнадзора в 2003 году.
При таких обстоятельствах, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для отмены судебного акта, принятого Арбитражным судом Республики Бурятия по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 27 мая 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-377/03-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Правил Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзором нормативы потерь по серебру на 2003 год были утверждены в размере 49,02 процентов.
...
Из материалов дела усматривается, что фактически потери общества при добыче серебра в 2002 году по названным рудникам не превысили указанной цифры. Названные потери также не превышают проектные потери по добыче серебра.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нормативы потерь не были утверждены обществом на 2002 год в силу объективных причин. Фактически потери налогоплательщиком были понесены, их размеры не превышали проектных и были предметом контроля и согласования Бурятским управлением Госгортехнадзора.
Следовательно, налогоплательщик правомерно, руководствуясь пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применил ставку 0 процентов к тому объему нормативных потерь, которые были утверждены Бурятским управлением Госгортехнадзора в 2003 году."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 сентября 2003 г. N А10-377/03-4-Ф02-2987/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании