Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 ноября 2003 г. N А10-613/03-20-Ф02-3939/03-С1
(извлечение)
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Годли" обратилось в арбитражный суд к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Республики Бурятия (УМНС РФ по РБ) с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 25 ноября 2002 года N0300-10-17/2528.
Решением суда от 27 мая 2003 года ЗАО "Годли" в удовлетворении требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31 июля 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Принимая судебные акты, суд исходил из того, что повторная выездная проверка была проведена по решению вышестоящего налогового органа, путем привлечения к проверке инспекторов проверяемой налоговой инспекции. В период проверки работники проверяемой налоговой инспекции были командированы в Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Республики Бурятия. Исходя из таких фактических обстоятельств, суд пришел к выводу, что нарушения статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Не согласившись с решением и постановлением суда, ЗАО "Годли" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования общества в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, при вынесении решение и постановления арбитражным судом были неправильно применены нормы статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая участи в судебном заседании, представитель заявителя жалобы поддержала ее доводы, представитель налоговой инспекции возразила и просила отставить жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к выводу о ее обоснованности и необходимости отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
Арбитражным судом Республики Бурятия установлено, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Бурятия на основании постановления N44 от 20.09.2002, в порядке контроля за деятельностью Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N1 по Республике Бурятия проведена повторная выездная налоговая проверка ЗАО "Годли" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость за период с 1 июля по 31 декабря 1999 года.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт N0300-10-17/2323 от 21 октября 2002 года, вынесено решение N0300-10 от 25 ноября 2002 года об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 2.1 указанного решения предложено ЗАО "Годли" уменьшить исчисленную в завышенных размерах сумму возмещения налога на добавленную стоимость в сумме 33111240 рублей; уплатить в срок, указанный в требовании, соответствующую сумму пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость с учетом решения арбитражного суда от 26 октября 2002 года по акту камеральной налоговой проверки от 18 июня 2002 года.
Согласно пункту 1.12 акта повторной выездной налоговой проверки N0300-10-17/2323 от 21 октября 2002 года на предприятии проводились следующие налоговые проверки: выездная налоговая проверка за период с 01.11.98 по 01.10.2000 - акт от 11 марта 2001 года, камеральная налоговая проверка по налогу на добавленную стоимость по представленной 19.03.2002, уточненной налоговой декларации за период с 1 июля по 31 декабря 1999 года - акт от 18 июня 2002 года.
Необходимость повторной выездной налоговой проверки мотивирована налоговым органом более полной и объективной проверкой в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа.
Проведение повторной проверки поручено заместителю начальника юридического отдела Межрайонной ИМНС РФ N1 по Республике Бурятия Дампиловой А.Н., старшему госналогинспектору Бомбоевой Ц.-Х.Ц., оперуполномоченному по ОВД УФСНП России Тумурову Ю.А.
Приказами Межрайонной ИМНС РФ N1 по Республике Бурятия N277 от 19.08.2002 и N302 от 06.09.2002 Бомбоева Ц.-Х.Ц. и Дампилова А.Н. командированы в Управление МНС РФ по Республике Бурятия в отдел налогообложения юридических лиц сроком с 19 августа по 25 октября 2002 года и с 6 сентября по 25 октября 2002 года.
Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.
Пунктом 3 названной нормы предусмотрено запрещение проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением настоящей статьи.
В материалах дела имеется решение N38 от 19 августа о проведении выездной налоговой проверки подписанное руководителем Управления Министерства Российской Федерации по Республике Бурятия и постановление N44 от 20 сентября 2002 года о проведении повторной выездной налоговой проверки, подписанное заместителем руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Республики Бурятия. Названными распоряжениями Управлением было поручено проведение выездной налоговой проверки налоговым инспекторам Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N1 по Республике Бурятия, то есть работником налоговой инспекции в отношении которой, в силу Постановления N44, предполагалось провести проверку в порядке контроля за их деятельностью.
Следовательно, налоговым органом под видом проверки в виде контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, была проведена повторная выездная налоговая проверка за тот же период, и предметом проверки были те же налоговые платежи. Так как в силу нормы статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации названные действия прямо запрещены налоговым законодательством, арбитражным судом не правомерно отказано заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного акта налогового органа.
При рассмотренных обстоятельствах дела и названном нормативном регулировании обжалуемые судебные акты подлежат отмене. Учитывая, что все обстоятельства имеющие значение для разрешения спора были исследованы арбитражным судом, но при разрешении спора неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, отменив решение и постановление апелляционной инстанции по настоящему спору, принять новое решение по делу, удовлетворив требования, заявленные ЗАО "Годли".
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. Так как требования ЗАО "Годли" подлежат удовлетворению, государственная пошлина, уплаченная обществом при обращении в суд с заявлением, апелляционной и кассационной жалобами, подлежит возврату.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 27 мая 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 31 июля 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-613/03-20 отменить, принять по делу новое решение.
Заявление закрытого акционерного общества "Годли" удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республики Бурятия от 25 ноября 2002 года N0300-10-17/2528, как несоответствующее требованиями статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражному суду Республики Бурятия, выдать справку Закрытому акционерному обществу "Годли" на возврат государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В материалах дела имеется решение N38 от 19 августа о проведении выездной налоговой проверки подписанное руководителем Управления Министерства Российской Федерации по Республике Бурятия и постановление N44 от 20 сентября 2002 года о проведении повторной выездной налоговой проверки, подписанное заместителем руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Республики Бурятия. Названными распоряжениями Управлением было поручено проведение выездной налоговой проверки налоговым инспекторам Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N1 по Республике Бурятия, то есть работником налоговой инспекции в отношении которой, в силу Постановления N44, предполагалось провести проверку в порядке контроля за их деятельностью.
Следовательно, налоговым органом под видом проверки в виде контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, была проведена повторная выездная налоговая проверка за тот же период, и предметом проверки были те же налоговые платежи. Так как в силу нормы статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации названные действия прямо запрещены налоговым законодательством, арбитражным судом не правомерно отказано заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного акта налогового органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 ноября 2003 г. N А10-613/03-20-Ф02-3939/03-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании