Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 29 ноября 2005 г. N А19-8518/05-45-Ф02-5977/05-С1
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 августа 2006 г. N А19-8518/05-45-41-Ф02-3978/06-С1
Общество с ограниченной ответственностью "Конторка" (общество) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения налоговой инспекции N 03-336 от 21 февраля 2005 года в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 222 890 рублей 98 копеек, начисления пеней в сумме 59 677 рублей 90 копеек, штрафных санкций в сумме 30 479 рублей 55 копеек.
Решением суда от 15 июня 2005 года в заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12 сентября 2005 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, суд не учел, что в случае обнаружения в счетах-фактурах ошибок исправления вносятся продавцами в первоначально выставленные ими счета-фактуры, следовательно, принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, исправленных путем их замены с указанием тех же реквизитов, неправомерно.
В отзыве на кассационную жалобу общество сообщило о своем несогласии с доводами жалобы и просило оставить судебные акты без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об обоснованности кассационной жалобы и необходимости отмены судебных актов по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, в том числе, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.
По результатам проверки инспекцией составлен акт N 11-223 от 18 января 2005 года и вынесено решение N 03-336 от 21 февраля 2005 года, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в общей сумме 45 099 рублей. Налогоплательщику также доначислен налог на добавленную стоимость в общей сумме 413 752 рубля 82 копейки и пени в сумме 59 677 рублей 90 копеек.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 222 890 рублей 98 копеек, соответствующих пеней в сумме 59 677 рублей 90 копеек и штрафа в сумме 30 479 рублей 55 копеек, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что налогоплательщиком соблюдены условия предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления сумм налога, пеней и штрафа.
Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Общество являлось в проверяемый период плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право на применение налогоплательщиком вычета (возмещения) входного налога на добавленную стоимость возникает только при соблюдении им трех юридических фактов: наличии счета-фактуры, принятии товара (работ, услуг) на учет и фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.
Основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению является счет-фактура, составленный и выставленный в соответствии с порядком, установленным пунктами 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика и покупателя.
Судом установлено, что налогоплательщик в проверяемом периоде приобрел у поставщиков товары по счетам-фактурам от 20.04.2001 б/н, от 17.04.2001 N 939, от 11.04.2001 N 973У, от 06.02.2002 N 2, от 22.03.2002 N 70, от 16.05.2002 N 127, от 11.06.2002 N 182, от 30.06.2002 N 000016-13, от 02.07.2002 N 727, от 21.11.2002 N 402, от 26.02.2003 N 62, от 20.01.2003 N 44, от 15.12.2003 б/н, от 30.09.2003 N 000476, уплатив при этом налог на добавленную стоимость в сумме 222 890 рублей 98 копеек, заявил указанную сумму налога к вычету.
По результатам камеральных проверок деклараций за 2001-2003 годы налоговые вычеты были подтверждены.
Однако по результатам выездной налоговой проверки обществу было отказано в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в связи с тем, что в счетах-фактурах отсутствуют ИНН и адрес грузополучателя. При этом налоговым органом не приняты исправленные счета-фактуры в связи с тем, что исправления внесены с нарушением установленного порядка, поскольку были выписаны новые счета-фактуры.
Вывод судебных инстанций о несостоятельности довода налоговой инспекции относительно того, что заявитель не внес исправления в счета-фактуры, а представил в судебное заседание новые документы, не основан на нормах налогового законодательства.
Пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, установление порядка ведения которых отнесено пунктом 8 названной статьи Кодекса к компетенции Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 914 от 2 декабря 2000 года утверждены Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с названными Правилами покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов в хронологическом порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Пунктом 29 названных Правил установлено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы определен также пунктом 5 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года "О бухгалтерском учете", в соответствии с которым в первичные учетные документы исправления могут вноситься по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Таким образом, суд не учел, что представление обществом вновь составленных счетов-фактур (дубликатов) без указания о том, что в документ внесены изменения и без проставления даты внесения названных изменений противоречит требованиям законодательства о порядке внесения исправлений в первичные бухгалтерские документы.
При таких обстоятельствах судебные акты вынесены при неполно выясненных обстоятельствах дела с нарушением норм материального права и подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении суду надлежит с учетом вышеизложенного проверить соответствие счетов-фактур требованиям законодательства о налогах и сборах, установить правомерность донасчиления обществу налога на добавленную стоимость, начисления пеней и штрафных санкций за его неуплату.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 15 июня 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 12 сентября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8518/05-45 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации N 914 от 2 декабря 2000 года утверждены Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с названными Правилами покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов в хронологическом порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Пунктом 29 названных Правил установлено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы определен также пунктом 5 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года "О бухгалтерском учете", в соответствии с которым в первичные учетные документы исправления могут вноситься по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 ноября 2005 г. N А19-8518/05-45-Ф02-5977/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании