Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 21 декабря 2005 г. N А33-12414/2005-Ф02-6442/05-С1
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Триго" (Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Красноярска (налоговая инспекция) от 26.05.2005 N 127 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Решением суда от 5 августа 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановление апелляционной инстанции от 30 сентября 2005 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотивам не правильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом сделан неверный вывод о своевременном представлении Обществом именно налоговой декларации, так как представленный документ не соответствует установленной форме, не позволяет проверить правильность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и невозможно определить, к какому периоду он относится.
По мнению налоговой инспекции, материалами дела доказан факт не представления налогоплательщиком налоговой декларации в течение более двух недель, по истечении срока представления такой декларации, что в свою очередь является основанием для приостановления операций по счетам в банке.
Кроме того, налоговая инспекция полагает, что исправление ошибок, повлекших невозможность расценить представленный документ как декларацию, возможно только путем представления новой декларации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 79951 от 05.12.2005, N 79952 от 07.12.2005), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается без их участия.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, 19.04.2005 Обществом в налоговую инспекцию направлены почтой налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, и налогу на добавленную стоимость по ставке 0%.
В декларации по налогу на добавленную стоимость в реквизите "вид документа" титульного листа указана цифра "4", которая не имеет применения. В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% в данном реквизите указана цифра "3", означающая оформление корректирующих налоговых деклараций.
В обеих декларациях в реквизите "налоговый период" указана цифра "3", обозначающая квартал, в реквизите "номер квартала и или месяца" проставлена цифра "01", что, по мнению налоговой инспекции, могло означать 1 квартал 2005 года.
С учетом того, что Обществом первоначальные декларации за 1 квартал 2005 года не были представлены, налоговая инспекция не могла расценить представленные декларации в качестве уточненных, а, учитывая, что в январе 2005 года сумма выручки от реализации превысила 1 миллион рублей и Общество обязано было представлять налоговые декларации помесячно, инспекция не смогла расценить представленные декларации, как квартальные.
Наличие перечисленных ошибок в заполнении титульного листа налоговой декларации не дало возможности налоговой инспекции отнести эти декларации к определенному виду и налоговому периоду, вследствие чего, налоговой инспекцией 23.05.2005 в адрес Общества направлено уведомление N 02-07/5466 от 17.05.2005 о невозможности принятия декларации к исполнению с предложением явиться в налоговый орган, которое получено Обществом 30.05.2005.
В связи с непредставлением, по мнению налоговой инспекции, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и отчетности за март 2005 года со сроком представления 20.04.2005, налоговой инспекцией 26.05.2005 принято решение N 127 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с заявлением о признании недействительным указанного решения.
Арбитражный суд Красноярского края, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности материалами дела факта представления в установленные сроки налогоплательщиком налоговой декларации за март 2005 года, несмотря на неправильное заполнение титульного листа, содержащей все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля. Суд счел оспариваемое решение незаконным, нарушающим права и законные интересы налогоплательщика.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Красноярского края соответствующими фактическим обстоятельствам данного конкретного дела и основанными на правильном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 6 названной статьи предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Общество в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на добавленную стоимость. На основании пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, налоговую декларацию по вышеуказанному налогу за март 2005 года налогоплательщик должен был представить не позднее 20.04.2005.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.2005 N 31н, утверждена форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в соответствии с разделом 2 Приложения 4 "Порядок заполнения титульного листа декларации" которого при заполнении показателя "Вид документа": цифра 1 проставляется в случае представления налогоплательщиком декларации за истекший налоговый период; цифра 3 - при представлении корректирующей декларации за соответствующий налоговый период и в этом случае через дробь указывается порядковый номер корректирующей декларации за соответствующий налоговый период.
При заполнении показателя "Налоговый период" цифра 1 проставляется налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации; цифра 3 в соответствии с пунктом 2 статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации.
Показатель "Номер квартала или месяца" заполняется в зависимости от порядкового номера месяца (от 01 до 12) или квартала (от 01 до 04), за который представляется декларация.
Как правильно установлено судом, Обществом в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2005 года допущены ошибки в оформлении титульного листа, повлекшие невозможность установления налоговой инспекцией действительного вида документа, налогового периода и номера месяца, за который представляется декларация.
Суд, на основании статей 31, 32, 88 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно указал на то, что налоговой инспекцией не исполнена обязанность разъяснения налогоплательщику порядка заполнения формы налоговой декларации.
Направленное Обществу уведомление от 23.05.2005 N 02-07/5466 о непринятии уточненных квартальных деклараций и о необходимости явиться в налоговую инспекцию не содержит разъяснения порядка исправления выявленных ошибок в заполнении титульного листа декларации и срока исправления нарушений. Кроме того, данное уведомление получено Обществом 30.05.2005, то есть после принятия оспариваемого решения.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций.
Таким образом, поскольку судом двух инстанций установлено, что налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за март 2005 года представлена ООО "Триго" в установленный срок, суд обоснованно признал отсутствующими у налоговой инспекции основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Довод налоговой инспекции о соблюдении формы оспариваемого решения, установленной Приложением 5 к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности" не принимается судом кассационной инстанции в силу того, что в решении излагаются в том числе, обстоятельства существа установленного факта нарушения в то время, как в оспариваемом решении кроме указания на непредставление декларации и непредставление отчетности за март 2005 года не указаны причины непринятия налоговым органом представленной Обществом налоговой декларации.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражным судом Красноярского края данные процессуальные требования закона выполнены надлежащим образом, и по результатам оценки всех представленных доказательств, в соответствии с нормами налогового законодательства сделан обоснованный вывод о незаконности решения налогового органа в связи с отсутствием оснований для применения пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации
При таких условиях, поскольку правовых оснований для переоценки выводов суда у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 5 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 30 сентября 2005 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12414/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод налоговой инспекции о соблюдении формы оспариваемого решения, установленной Приложением 5 к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности" не принимается судом кассационной инстанции в силу того, что в решении излагаются в том числе, обстоятельства существа установленного факта нарушения в то время, как в оспариваемом решении кроме указания на непредставление декларации и непредставление отчетности за март 2005 года не указаны причины непринятия налоговым органом представленной Обществом налоговой декларации.
...
Арбитражным судом Красноярского края данные процессуальные требования закона выполнены надлежащим образом, и по результатам оценки всех представленных доказательств, в соответствии с нормами налогового законодательства сделан обоснованный вывод о незаконности решения налогового органа в связи с отсутствием оснований для применения пункта 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации"
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2005 г. N А33-12414/2005-Ф02-6442/05-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании